Алексей Князев: Самым знаковым событием стало появление трехсекционного трамвая
– Алексей Иванович, в прошлом году одним из ключевых результатов КТТУ стало получение дополнительного дохода в размере 230 миллионов рублей. А в этом году какие финансовые результаты?
– Год для нас выдался непростым, и я очень благодарен команде предприятия, что мы достойно ответили на все вызовы, возникшие перед нами, в особенности – в части улучшения финансового положения. Главным результатом является то, что темп, взятый командой предприятия в 2015 году, удалось не сбавлять и ныне. В прошлом году была серьезно оптимизирована работа предприятия и получен дополнительный прирост выручки в размере 230 миллионов рублей. Прогноз этого года показывает, что эту планку мы сможем удержать. Многие моменты, связанные со сбором выручки, работой кондукторов, мы улучшили так, что пока и улучшать уже некуда, поэтому в уходящем году продолжили работу по оптимизации маршрутной сети, что снизило темп прироста убытков. Сейчас наши действия направлены на то, чтобы развивать рентабельные маршруты. Например, если раньше выручка троллейбусов
Усилия наши также были направлены на погашение задолженностей в бюджетные и внебюджетные фонды. Долги накапливались в течение пяти лет. В этом году мы перечислили более 430 миллионов рублей налогов на доходы физических лиц. 203 миллиона – в Пенсионный фонд. С НДФЛ ситуация у нас уже ровная. В ближайшие кварталы мы начнем серьезно погашать задолженности перед Пенсионным фондом. Общие суммы отчислений по налогам и сборам в этом году у нас составят более 700 миллионов рублей.
– Какие ключевые достижения предприятия в уходящем году вы считаете знаковыми для развития общественного транспорта?
– Самым знаковым событием было появление первого трехсекционного трамвая. "Витязь" вызвал небывалый ажиотаж. Казалось, что это слишком дорогое удовольствие для Краснодара, но мы совместно с руководством города привлекли внимание к МУП "КТТУ" и заключили очень выгодное соглашение на беспроцентную рассрочку на приобретение этого состава. "Витязь" по вместимости сопоставим с тремя новыми вагонами, и при этом вместо трех водителей и трех кондукторов его обслуживают один водитель и
Нами заинтересовались зарубежные производители — белорусское подразделение компании "Штадлер".
Нами заинтересовались зарубежные производители — белорусское подразделение компании "Штадлер". По предложению краевого министерства транспорта было подписано соглашение о проведении на базе нашего предприятия испытаний трамвая "Метелица". Все это было сделано для того, чтобы в будущем "Штадлер" мог конкурировать за право оснащения нашего предприятия новой техникой. Это очень важно для города: пассажиры давно ждут новый современный транспорт с низким уровнем пола, кондиционерами и другими элементами комфорта. И мы прилагаем все усилия, чтобы "Метелица" осталась работать в Краснодаре.
К сожалению, планы по крупноузловой сборке трамваев на базе КТТУ немного отодвинулись. Мы сейчас нацелены на дальнейшее финансовое оздоровление предприятия. Нам нужно в первую очередь избавиться от долгов. Без поддержки это непросто сделать. Например, сегодня себестоимость одной поездки на трамвае превысила 20 рублей, на троллейбусе уже составляет 34 рубля, а на автобусе — 31 рубль. В других городах эту межтарифную разницу предприятия горэлектротранспорта получают в виде субсидий, мы же никаких дотаций и компенсаций из бюджета, кроме проезда льготников, никогда не видели. Работаем только за счет собранной выручки, это наш главный источник дохода. Вот и выкручиваемся, как можем.
У нас одна из лучших контактных сетей в России и лучшее трамвайное полотно. Даже Москве и Петербургу есть чему у нас поучиться.
Но есть и приятные моменты. Знаковым событием, подчеркивающим статус предприятия в отрасли, стала конференция Международной ассоциации предприятий горэлектротранспорта. На базе КТТУ собирались руководители крупнейших российских предприятий ГЭТ. Профессионалы признали, что наш электротранспорт находится на очень высоком уровне. Они отметили, что у нас одна из лучших контактных сетей в России и лучшее трамвайное полотно. Даже Москве и Петербургу есть чему у нас поучиться. Если в Питере, например, изобрели устройство, которое измеряет износ сети, то наши специалисты отметили, что у нас нет износа. При правильном использовании токосъема на основе графита наши трамваи и троллейбусы ходят как по маслу, и сеть практически не изнашивается. Например, в районе улицы Фадеева в Пашковском микрорайоне еще 15 лет назад контактную сеть нужно было менять, однако после применения графитовых вставок износ практически прекратился. Сейчас мы даже не ставим в планы замену, потому что в этом нет необходимости. И это
Продвинулись мы в этом году и в борьбе с помехами, которые создает трамваям личный автотранспорт на центральных улицах – несколько наших трамвайных вагонов оснащены камерами автоматической фиксации нарушений ПДД. Когда водители частного автотранспорта создают заторы и препятствуют движению состава на выделенных полосах, видеокамеры в
Получили развитие и автобусные перевозки нашего предприятия. Нам удалось сделать автобусный маршрут № 2Е эталонным в части соблюдения интервалов движения, и теперь пассажирам не нужно долго ждать, на маршруте работают комфортные "олимпийские" автобусы. Были улучшены параметры работы автобусных маршрутов № 14 и 96, что вызвало положительный отклик у пассажиров и прирост доходов от перевозок. В этом году мы приступили к обслуживанию в измененном виде автобусного маршрута № 10. Растущий пассажиропоток подтверждает, что именно такое высокое качество автобусных перевозок нужно Краснодару и по остальным востребованным направлениям.
– А какие новые сервисы были предложены пассажирам общественного транспорта?
– В этом году по инициативе инвестора началось оснащение муниципального транспорта оборудованием для беспроводного выхода в Интернет. Пока эта услуга больше востребована на трамвайных маршрутах. Инвесторам нравится, что там большой пассажиропоток и обширное рекламное поле. Это дает основания полагать, что проект продолжится и в следующем году, уже сейчас работы по установке дополнительных комплектов оборудования продолжаются.
Хотел бы отметить, что многое сделано в этом году для маломобильных граждан. Внедряется система информирования "Говорящий город", которая позволяет оповещать инвалидов по зрению о прибывающем на остановку транспорте. Теперь слабовидящие могут без сопровождения доехать туда, куда нужно. К концу этого года системой будет охвачено более 200 единиц транспорта, а в наступающем году мы приблизимся к полному охвату муниципального транспорта системой "Говорящий город".
Завершаем работу по оснащению транспорта электронными маршрутоуказателями, которые придут на смену старым трафаретам и будут хорошо видны в темное время суток. До конца года все трамваи и часть троллейбусов будут укомплектованы современным оборудованием для информирования пассажиров.
Совместно со Сбербанком была введена оплата проезда банковскими картами и с помощью мобильных устройств. Начали мы с пятого трамвайного маршрута. Это наш пилотный проект, у которого, надеюсь, есть будущее. Все зависит от востребованности услуги у пассажиров.
– Сейчас по Краснодару курсируют современные трамваи "Витязь" и "Метелица". Насколько нам известно, жители высказались, что им удобнее ездить в "Витязе". Какие перспективы обновления подвижного состава КТТУ в будущем году?
— Сказать, что жители Краснодара выбрали "Витязь", можно, но только с незначительным перевесом.
У "Метелицы" испытания закончились еще в октябре, но ее пребывание временно продлили. Нам бы хотелось, чтобы она осталась, но денег на ее приобретение у КТТУ сейчас нет. Если нам
С нового года будет новый тариф, но в него не заложена инвестиционная составляющая. Туда включены расчеты за «олимпийские» автобусы, по которым мы до сих пор ежемесячно платим по девять миллионов рублей. На протяжении двух лет наше предприятие выплатило из собственного кармана более 200 миллионов рублей за этот транспорт. А это значит, что именно на такую сумму увеличивались и наши убытки, не покрываемые тарифом и никем не компенсируемые.
– Остались ли на предприятии резервы для оптимизации расходов и
– Говорить о том, что оптимизация позволит нам сэкономить 50 или 100 миллионов, невозможно. Мы оптимизируем не к
Свежий пример – раньше по условиям конкурса мы заправляли автобусы на АЗС в семи километрах от обоих депо. Представьте, по 70 автобусов из каждого депо каждый день наматывали по 14 километров впустую только для того, чтобы заправиться. Это дополнительный износ резины, запчастей, расход топлива. В этом году мы установили на территориях депо передвижные заправочные станции. В целом получилась экономия на 16–18 миллионов рублей в год. И поиск новых резервов для экономии – это наша повседневная задача. Но не в ущерб качеству.
– Кондуктор – профессия тяжелая. Что происходит с текучкой кадров в это непростое время? Стараются ли люди удержаться на месте или, наоборот, приходят и уходят?
– Я бы разделил кондукторский состав на несколько категорий. Есть те, которые проработали более десяти лет. Это специалисты в своей профессии. Они понимают, что работа тяжелая, но они с ней сроднились, они даже пассажиров знают по именам. Есть те, которые проработали пять лет. Они понимают, что вроде бы срастаются с профессией, что им это нравится, что это их дело. А вот другая категория, которые работают
Нужно быть очень стрессоустойчивым человеком, чтобы работать кондуктором.
Кондукторы — это бойцы нашей передовой. На них заслуженно и незаслуженно выливается весь негатив. Это целое искусство — выйти из сложной ситуации позитивно. Поэтому я очень благодарен им за ту психологически непростую работу, которую они выполняют каждый день.
– Есть ли эффект от рейдов против безбилетников? Будете ли вы их проводить?
– Эффект есть, но постоянно мы их проводить не можем, потому что в УМВД нет специальных людей, которых можно выделять для этих целей. Мы планируем проводить рейды два раза в год, но опять же по согласованию с УМВД. Мы бы и сами все делали, но у нас нет таких полномочий. Возможно, новая Госдума примет решение, которое позволит предприятию наладить работу контролеров с соответствующими полномочиями, чтобы мы могли воздействовать на безбилетников.
Администрацией Краснодара принят документ планирования в сфере перевозок общественным транспортом. Весной будущего года грядут большие изменения автобусной маршрутной сети. Это поможет городу отрегулировать транспортную систему? Полезны ли эти новации будут вашему предприятию?
– Согласно
Давний больной вопрос с продлением трамвайной линии по улице Московской, решение которого так ждут жители Прикубанского округа. Есть ли здесь
– Вопрос вступил в стадию проектирования. Проектному институту же необходимо документальное подтверждение земель, на которых планируется дорога. А такие документы пока невозможно предоставить, потому что у муниципалитета есть сложности с рядом земельных участков, по которым должен пройти трамвайный путь. Вопрос упирается именно в это. А так строительство обойдется в 350–400 миллионов рублей. Это значительная сумма, но не катастрофическая. А вот земельные участки и их выкуп — это действительно дело сложное. Мы, в свою очередь, подтверждаем, что от жителей города поступают такие пожелания, они давно ждут новую линию. Нам самим это интересно, потому что это и положительные эмоции наших пассажиров, и дополнительные финансовые вливания в наше предприятие.
– В последние пару лет КТТУ сделало большие шаги для получения обратной связи от пассажиров – специальный раздел на сайте, круглосуточная горячая линия, страницы в популярных соцсетях. Увеличился ли поток жалоб и обращений? В работе это больше помогает или мешает? Зачем предприятию обратная связь от пассажиров?
– Я бы разделил жалобы на две группы: есть жалобы реально обоснованные, реально помогающие и предприятию и жителям. Бывают такие, когда личные эмоции перекрывают все разумное:
Беседовал
Сергей КОРНИЕНКО.
Фото: Савва Юдин, "ВК Пресс".