Если коневодство возрождают — значит, это очень нужно
О возрождении этого уникального предприятия, прославляющего на весь мир Кубань и казачью любовь к лошадям, от которого зависит благополучие очень и очень многих, рассказали ветераны предприятия.
Их рассказ базируется на перечне конкретных действий и решений человека, который стал во главе этого АПК в тяжелые годы, — Александра Викторовича Поголова. Сейчас он депутат ЗСК, заместитель генерального директора
Отправная точка второй жизни: «Кавказ» скорее мертв, чем жив
Предприятию 86 лет — «Кавказ» работает с 1929 года. У его истоков стоял Григорий Дмитриевич Поголов — родной дед Александра Поголова. Его вспоминают с большим уважением. Колхоз «Кавказ» был передовым хозяйством, с высокими показателями в растениеводстве и животноводстве, с развитой социальной сферой. Часто в колхоз приезжали иностранные делегации — хозяйство было включено во Всесоюзный туристический маршрут для показа иностранным туристам. В 1971 году колхозу под руководством Героя Социалистического Труда
С 1992 года предприятие начали, можно сказать, убивать. Имущество и земля расходились за копейки.
— В 2005 году нашего предприятия почти не существовало. Александр Викторович Поголов пришел сюда 17 марта того года. К этому времени оставалось всего 1600 гектаров земли из 12500, огромные долги. Мы годами не получали зарплату или ее выдавали частично — по сто, двести рублей. А потом влились новые деньги, новые силы — пришел молодой, энергичный руководитель, в которого поверили люди. Вместе с ним мы и начали поднимать предприятие, — рассказывает Екатерина Кузьминична Баркова, которая 47 лет проработала в «Кавказе» и прошла путь от рядового сотрудника до главного бухгалтера.
Первые шаги: возврат земли и распроданной, «убитой» недвижимости
— Начали подбирать кадры — набрали юристов, приставили меня, и мы начали активно принимать земельные доли, — рассказывает Нина Григорьевна Кушнарева, бывший экономист. — Люди пошли таким шквалом — я по 40 человек в день принимала. Здесь была уже не контора — первый этаж отдали в аренду горгазу. Помещение разбомбили — выбитые окна, грязь, мусор, нет отопления, работали в шапках, перчатках, пальто. Был XXI век на дворе, а у нас на все хозяйство — один компьютер!
Начали с земли — набрали 2308 пайщиков. Ко всем относились и относимся очень внимательно, и люди поверили в нас. Офис вернули, отремонтировали. В 2012 году мы вошли в
Внимание к людям: теперь сюда едут за опытом
— Я в 2007 году ушла на пенсию, — рассказывает Лидия Дмитриевна Кузнецова, председатель совета ветеранов предприятия. — Пригласил Александр Викторович и спросил: «Поработаете с пенсионерами?». На то время было все еще брошено. Отвечаю: «Ну
Начали восстанавливать списки пенсионеров, участников войны, тружеников тыла. Потом — денег толком не было — стали ездить и смотреть, кто как живет. На День Победы ветеранам выделялись продукты — мука, сахар, мясо, масло, деньги.
Наша первичная организация признана одной из лучших в крае. К нам из краевого совета ветеранов приезжали Николай Иванович Горовой, Дмитрий Степанович Остапченко, был организован обмен опытом.
Такое внимательное отношение к людям, которые жизнь отдали предприятию, наверное, у человека, пришедшего со стороны, вряд ли сформировалось бы. А он, Александр Поголов, наш — как родился в 1975 году, так с тех пор его и знаем.
Сложности с судами, юристами, договорами: все привели в порядок
— Чтобы купить необходимую для работы предприятия технику, надо было
Несмотря на все сложности, хозяйство наше возродилось!
Возрожденная легенда и душа хозяйства: конезавод
— …Было такое после перестройки, когда лучшего жеребца, Корвиниуса, и 12 лучших жеребых кобыл должны были уже приехать и грузить, — продолжает Наталья Михайловна Минченко, главный
При Пахайло начал строиться большой комплекс. Все вместе: гостиница, кафе, конюшня рядом, конкурные поля, скаковой круг. Но когда пришел Александр Викторович, была только коробка манежа и три конюшни — без окон, без дверей. Сейчас манеж такой, что нам не стыдно ни перед кем. В тот момент, когда он пришел и денег не было вообще ни на что, казалось, что коневодство сто лет никому не нужно — не только в «Кавказе», но и во всей стране. Он не бросил это дело, поддержал нас, и мы все достроили.
И сделали из КСК «Кавказ» визитную карточку Курганинского района. Конкурные поля у нас российского уровня — в планах реконструкция, чтобы можно было проводить соревнования международного уровня.
Могу сказать, что «Кавказ» и Курганинск во многом узнали благодаря лошадям. Недавно приезжал немец. Все ему показали, рассказали. Он внимательно осмотрел. Вышел из конюшни. Долго молча стоял. Потом повернулся ко мне и говорит: «Вы самая счастливая женщина. У вас такие лошади!». «Кавказ» и наших лошадей знают в мире!
Наталья Михайловна очень интересно рассказывала о лучших жеребцах, об их результатах. Один только Кориолан, немецкий голштинец, сын Корда Лабриера, чего стоит! Соревнования разного уровня, в том числе на кубок губернатора и приз Законодательного собрания Краснодарского края, кубок имени Пахайло, сегодня проходят на территории КСК «Кавказ». По инициативе председателя ЗСК, председателя федерации конного спорта Кубани Владимира Андреевича Бекетова открыто отделение
— Мы можем вырастить хороших, классных лошадей, — говорит Наталья Михайловна. — Но больше ничем не можем отплатить. А коневодство — это дорого. Мы — как чемодан без ручки. И выбросить жалко, и нести страшно тяжело.
Вместо послесловия…
Казалось бы — живет предприятие, прославляет Кубань и очень красивый, элитный вид спорта, переплетенный с нашей казачьей историей. Да, коневодство нерентабельно в нашей стране.
Но оно сохраняется. И животноводство — тоже и невыгодно и рискованно. Но это не значит, что надо бросить. Наоборот, разворачивают людей к отрасли,
Но то, что предприятие старается выжить, поднимать уровень, держать марку — и это у него получается! — нередко ставят ему же в вину, спекулируют на сумме оставшихся кредитов…
Непонятно.
Сейчас на предприятии проходит реструктуризация. Коллектив и соцпакеты сохранены на сто процентов — все сохранено и даже приумножено. Да, было время, когда приходилось возвращать имущество и землю. За год прошло 1200 судов — по четыре за день. Все юридически очищалось и ставилось на свои места. Да,
…Не только путь восстановления, но и «послесловие» к нему — это тоже школа для тех, кто сейчас только берется за «скорее мертвые» хозяйства и проекты.
Управленцы, будьте и к этому готовы морально. Но если вас так же, как Александра Поголова, будут искренне поддерживать люди, рядом с которыми вы годами проработаете — а ветеранам, поверьте, не важны рейтинги, PR и деловой имидж, им важно дело их жизни, — значит, вы будете идти правильной дорогой.
Наталья КУЛАКОВА.