Испытано на себе: на пароме в Керчь. Каково?
Получив задание редакции добраться из Новороссийска в порт Кавказ, откуда переправиться в Крым и обратно, чтобы выяснить ситуацию, решил повременить до окончания майских праздников. Поскольку было известно, что в те дни на Керченской переправе очереди, заторы, ажиотаж.
Для начала надо было выбрать средство передвижения. Начавшиеся морские пассажирские перевозки на катамаранах, курсирующих между Анапой и Керчью, не подходят, потому что минуют паромную переправу. Да и цены там кусаются. Не подходит и грузовой паром «Посейдон-Экспресс» из Новороссийска в Феодосию, с конца апреля перевозящий на полуостров большегрузные фуры.
Отправляюсь на автовокзал. Выясняется, что в связи с воссоединением Крыма с Россией в расписании междугородного сообщения здесь ничего не изменилось. С момента моей последней самостоятельной поездки на паромную переправу в августе 2003 года (и тоже по заданию редакции) как был единственный из города-героя автобус на порт Кавказ, так и остался. Да и тот транзитный, из Сочи. К тому же из Новороссийска он отправляется в два часа ночи. Помнится, 11 лет назад пришлось ехать стоя из-за отсутствия билетов, а затем мерзнуть в предрассветном тумане на переправе. Крайне неудобный рейс, хотя цена билета по нынешним временам вполне приемлемая — около 250 рублей.
Может, поехать на автобусе, который следует в Крым? Таких ведь несколько. Самый подходящий для выполнения журналистского задания следует из Новороссийска в Ялту, отправление в девять часов утра. Но цена!.. До Керчи — 700 рублей.
— Почему так дорого? — спрашиваю кассира.
— В стоимость входит и паромная переправа, — отвечает.
— А можно взять на этот автобус билет до порта Кавказ?
— Нет, так мы билеты не продаем ни на один рейс, идущий в Крым. Разве что с водителем вам удастся договориться.
Наверное, пришлось бы понадеяться на авось, но подвернулась оказия поехать на легковушке, которую отправили из городской администрации в Крым, в подшефный поселок Ленино. Туда выезжал специалист управления ЖКХ и благоустройства, чтобы курировать установку закупленной шефами для селян детской игровой площадки.
Очередь в ночи
За два часа неспешной езды и без приключений на «Ладе-Приоре» добираемся до порта Кавказ. За несколько километров до переправы замечаем множество биотуалетов и мусорных контейнеров, установленных через каждые 300–400 метров. Позже дежурившие у въезда на паром полицейские и казаки Таманского отдела пояснили, что в конце апреля здесь возникли пятикилометровые автомобильные очереди, поэтому власти Кубани предприняли энергичные меры по созданию для туристов подобающих условий.
— Многие рванули в Крым на майские праздники, и легковушки простаивали в очереди целые сутки, — рассказал молоденький сержант. — По распоряжению губернатора Александра Ткачева для них были организованы мобильные медпункты, дополнительные посты регулировщиков движения, пункты горячего питания. Вон шатры еще от них остались на случай, если опять возникнут заторы.
— Ну сейчас-то уже таких очередей не будет, — возразил пышноусый казак. — Тогда курсировали всего четыре парома, причем один из них — грузовой. А теперь раза в три больше паромов пустили.
Впрочем, очередь автотранспорта к переправе, несмотря на сгустившуюся ночь, оказалась приличной. С полкилометра. Но двигалась, как нам казалось, довольно бойко. Каждые полчаса водитель прыгал за баранку и переставлял легковушку все ближе к заветному парому — именно через такие промежутки времени теперь круглосуточно ходят паромы.
К шлагбауму, за которым начиналась зона погрузки, двигались пару часов. Было время изучить меню и цены в местных кафешках и киосках. Они ничем не отличаются от тех, что есть на всех автовокзалах края. То есть чуть выше, чем в обычных магазинах.
И вот въезжаем на территорию морвокзала. Сотрудник службы безопасности выдает каждому водителю талон с указанием длины его автомобиля. С этими талонами, прихватив паспорта пассажиров, водители идут к кассе. Над окошком висит тарифная сетка: авто длиной до 4 метров — без малого 1200 руб., до 5 метров — 2116 руб., грузо-пассажирские автобусы и микроавтобусы пассажировместимостью от 9 до 17 мест — 2320 руб., до 30 мест — 3454 руб., свыше 30 мест — 4457 руб. Стоимость переправы для взрослых — 162 руб., для детей до 12 лет — вдвое меньше.
«Обилеченные», заезжаем к месту погрузки. Миловидная девушка с лейтенантскими погонами МВД просит открыть багажник, интересуется, нет ли у нас оружия и чего-то еще запрещенного. Затем регулировщики прижимают нас к ограде, чтобы вне очереди проехали пассажирские автобусы. Всего в одной машине перед нами захлопываются ворота. Погрузка завершена, паром заполнен. Ждем еще полчаса.
Курортный Роман
Аппарель поднимается. Паром готов к отправлению. Но мы стоим еще полчаса. Прогуливаясь на пассажирской палубе, останавливаю проходившего мимо члена экипажа в отличительном оранжевом жилете:
— Почему так долго стоим?
— Ждем, когда встречные паромы пришвартуются, — машет он рукой в темень пролива, за которым различимы огни на противоположном берегу. — Сейчас как никогда интенсивное движение в обоих направлениях. Одновременно туда и обратно курсируют по два-три парома.
Наконец около часа ночи отчаливаем. Курить на борту нельзя. Чтобы сбить наступающую дремоту, подставляю лицо свежему морскому бризу. Холодновато! Рядом стоит парень лет под тридцать.
— Тоже на курорт едете? — завязывает он разговор.
Получив короткий отрицательный ответ, с удовольствием рассказывает о себе.
— А я каждый год езжу отдыхать в Крым. Мало кто знал раньше, да и сейчас не всем известно, что там цены намного ниже, чем на курортах России или даже мира. А я с женой и ребенком снимаю в Ялте комфортабельный двухкомнатный номер в пансионате с видом на море и трехразовым питанием всего за 1200 рублей в день за троих. Обещают, что этим летом цены останутся прежними. Так что спешим последний, возможно, раз попользоваться халявой.
Роман, так зовут собеседника, добирается в Крым с семьей из Кемерова по единому билету. Говорит, очень удобно. Доехали до Краснодара поездом, где их сразу пересадили в автобус и довезли до переправы. На том берегу их уже ждет автобус до Ялты.
Мимолетное знакомство заставляет задуматься о предстоящем курортном сезоне. Каким он станет для курортов Краснодарского края? Ведь даже мои друзья и знакомые в Новороссийске собираются этим летом отдохнуть в Крыму. Как же Анапа, Геленджик, Сочи? Да и наш город-герой хоть и не сравнится с ними, но тоже готов принимать тысячи туристов. Останемся ни с чем?
Интересовался этим вопросом у специалистов местной индустрии отдыха еще в марте, сразу после вхождения Крыма в состав России. Они, конечно, выражают обеспокоенность грядущей заполняемостью курортов Кубани, но считают, что в возникшей конкуренции есть и свои плюсы. В Крыму, по их утверждению, цены ниже, но и уровень комфорта, при всей доброжелательности обслуживающего персонала, оставляет желать лучшего. Теперь же в борьбе за привлечение отдыхающих курорты Краснодарского края начнут снижать цены, а в Крыму станут повышать уровень сервиса. В результате российский турист только выиграет...
На Новоросiйськ
Возвращаюсь домой в одиночестве, своим ходом. От автовокзала Керчи каждые 5–10 минут в порт Кавказ отправляются маршрутные такси. Стоимость проезда — 2,75 гривны, или 10 рублей. Полуденное солнце припекает на частых остановках в черте города. Приятно радует глаз множество дорожных указателей направления движения к моему родному Новороссийску, хоть и пишется он на украинском языке довольно забавно: с одним «с», с латинской i да еще и с мягким знаком.
Минут через 40 подъезжаем к морвокзалу порта Крым. Никакой автомобильной очереди на паром здесь нет, как не было и минувшей ночью. Нет ажиотажа и у билетных касс, в отличие от порта Кавказ. Тарифы на этом берегу ниже. Взрослый билет на паром — 143 рубля. Объявление гласит, что гривны касса не принимает. Но у меня их и нет. В Керчи расплачивался рублями, на радость продавцам, которые стараются к июню навсегда избавиться от украинской валюты.
Перед посадкой на паром останавливаюсь в специально отведенном месте для курения. Молодой человек в камуфляжной форме просит прикурить. Выясняется, что работает охранником, а прежде служил на таможенном посту. Но отныне на переправе нет ни пограничников, ни таможенников. За обнесенной колючей проволокой оградой морвокзала с железнодорожного парома съезжает состав с военной техникой.
— На Севастополь пошел, — вместе с дымом выпускает служивый. — Военные по распоряжению Сергея Шойгу организовали еще одну дополнительную переправу. Сейчас вообще добавилось несколько железнодорожных, пассажирских, грузовых автомобильных и пассажирских автомобильных паромов. Только успевай отправлять.
Ой! На один из паромов уже заканчивается посадка. Едва успеваю на сходни. Плавно отчаливаем. Со стороны Черного моря — жара, со стороны Азова — прохладный ветерок. Но приходится стоять на наветренном борту, чтобы сфотографировать снующие туда-сюда паромы. За двадцать минут ходу насчитываю добрый пяток встречных паромов. Да, бесперебойный конвейер. Мост через Керченский пролив нужно строить прямо-таки срочно!
...Порт Кавказ встречает непрекращающейся автомобильной очередью. Днем она вдвое больше, чем вчерашним вечером. Лица водителей напряжены, ведь им постоянно надо трогаться с места, чтобы переставлять транспорт на несколько метров вперед. На автовокзале стоят два автобуса — до Анапы и до Краснодара, в которые зазывают пассажиров по единому билету. Быстро наполнившись, уезжают.
Мне же остается дожидаться своего рейсового автобуса. К слову сказать, транзитный путь от Керчи до Новороссийска обошелся мне в общей сложности менее чем в 400 рублей. А вы говорите — 700 рублей до Керчи! Надо знать, как экономить!