Память сильнее времени
В России 40 городов носят почетное звание Российской Федерации — город воинской славы. На слет в Туапсе съехались представители из 17 городов России, в его программе — восхождения на высоту Рыбная и легендарную гору Семашхо, где проходил последний рубеж обороны Туапсе, выход в море и возложение гирлянды на волны в память о погибших моряках, походы по местам боев, обмен опытом, встречи с ветеранами...
От имени главы Туапсинского района Владимира Лыбанева гостей приветствовал первый заместитель Андрей Алексеенко:
— Война на закончена, пока не похоронен последний солдат, и мы верим, что ваша работа когда-то поставит окончательную точку в истории одной из самых страшных воин. Благодаря вам страна, родственники погибших узнают имена героев. Успехов всем участникам слета!
К участникам слета и гостям митинга обратился глава города воинской славы Туапсе Александр Чехов:
— Первый слет поисковиков городов воинской славы проходит на туапсинской земле, которую не топтала нога врага, в дни нашей большой знаменательной даты — 72-й годовщины начала Туапсинской оборонительной операции. Сегодня мы говорим спасибо за подвиг ветеранам, с благодарностью вспоминаем тех, кого уже нет. Надеюсь, что наш слет придаст новый импульс вашей благородной работе.
День открытия первого слета поисковых отрядов городов воинской славы выбран не случайно — в этот день, 23 сентября, ровно 72 года назад, началась Туапсинская оборонительная операция...
Если назвался поисковиком... Большой подвиг маленького города
Многонациональный Туапсинский район — не просто красивейший курортный уголок Черноморского побережья с крупнейшим промышленным центром, нашей гордостью, городом воинской славы Туапсе. Эта земля — символ подвига в Великой Отечественной войне. Каждые сутки обороны Туапсе оплачены сотнями жизней, каждый метр земли полит солдатской кровью. На этой земле был остановлен фашистский натиск, здесь не пустили врага дальше. Отступление гитлеровских войск 20 ноября 1942 года от Туапсе положило начало освобождению Кубани. История боев Туапсинской оборонительной операции — одна из подлинно героических страниц Великой Отечественной.
Судьба Кавказа решалась осенью 42-го. Герой Советского Союза Сергей Борзенко в очерке «Растоптанный эдельвейс» писал:
«Сто пятьдесят суток, озаряемых кровавым светом пожаров, не утихая ни днем ни ночью, продолжалась битва за этот маленький портовый городок. Многоэтажный бой гремел по земле, на море и в небе. Тот, кто попадал на Туапсинское направление, становился героем — надо было или победить, или умереть с честью. Это понимали все — от генералов до рядовых».
Когда в сентябре 42-го немцы захватили Новороссийск, Туапсе остался единственным портом на Черноморском побережье, через который на фронт доставляли боеприпасы, горючее, людские резервы. Его роль настолько велика, что Ставка Верховного Главнокомандования неоднократно указывала на необходимость защищать город любой ценой: «Основная задача войск Черноморской группы — ни в коем случае не допустить прорыва противника на побережье Черного моря!».
23 августа 1942 года приказом Ставки был создан Туапсинский оборонительный район (ТОР). Когда мы говорим о защитниках Туапсе, то вспоминаем не только тех, кто защищал город с оружием в руках, но и тех, кто строил оборонительные объекты, под бомбежками рыл противотанковые рвы, кто работал на строительстве Агойского аэродрома, ремонтировал дороги, делал железные печи, чтобы обогреть бойцов в лесных окопах, кто выпекал хлеб, сдавал свою кровь...
Молодежь дежурила на вокзале, и когда прибывали санитарные «летучки» с ранеными, помогала их разгружать и отправлять в госпитали, дома отдыха, школы, детсады. Туапсинский порт принял морским путем более 150 тысяч раненых только за шесть месяцев войны...
Гитлеровцы пытались стереть город с лица земли: в августе 1942-го на город было совершено 114 налетов авиации, в сентябре — 120, в ноябре — 200! Только на порт и судоремонтный завод за восемь месяцев упало 8754 бомбы различного калибра... Из 800 с небольшим зданий жилого фонда сгорело или было разрушено 620, перестали существовать 16 улиц.
Но по-прежнему работали порт, железная дорога, нефтебаза. На боевые задания уходили в море корабли военно-морской базы, к строительству оборонительных рубежей привлекли все трудоспособное население от 15-летних подростков до стариков и старух, руководили инженеры управлений военно-полевого строительства. На танкоопасных направлениях было сооружено 348 боевых точек и до 100 баррикад.
Только 17 декабря после тяжелых боев гитлеровцы начали отступление. При разгроме Семашховской группировки было уничтожено более четырех тысяч солдат и офицеров противника. 18-я армия начала наступление. 16 января были освобождены Гунайка и Шаумян. 25 января — Хадыженская... Война отступила с туапсинской земли. Фашистские войска были остановлены в 23 километрах от Туапсе. 25 тысяч немецких солдат и офицеров погибли тогда, наши потери составили около 100 тысяч человек...
Из поколения — в поколение
Каждый год поисковики и краеведы открывают новые страницы героической обороны Туапсе. Подняты и перезахоронены останки тысячи погибших бойцов. Установлены имена более 200 защитников. Семьи погибших солдат, все эти годы считавшихся без вести пропавшими, съезжаются по приглашению туапсинских поисковиков, благодаря которым установлено не только точное место гибели, но найдены даже личные вещи.
После того как по приказу народного комиссара ополчения СССР за № 376 от 1942 года изъяли «смертные медальоны» (что, кстати, и привело к большому увеличению без вести пропавших), солдаты стали выцарапывать свои имена и фамилии на ложках, пряжках... Так, по ложке поисковики из организации «Охрана памяти защитников Отечества» (руководитель Валерий Стародуб) нашли Василия Богаткина — после проверки совпали имя, фамилия, инициалы, место призыва, место боя... Внук и еще пятеро членов семьи погибшего под селом Шубинка Ерванда Исаяна (табличка с его именем была внесена на мемориал в Октябрьском после перезахоронения) стояли на коленях перед высеченным на мемориале именем своего деда. Среди переданных семье личных вещей был семейный нож, который переходил от отца к сыну, — по нему и нашли Ерванда. Нож был оплавлен: в этих местах фашисты применяли напалм — реактивные снаряды с зажигательной смесью, которые выжигали все. Останки Петра Глухова были обнаружены на горе Семашхо, на высоте 1103. К месту захоронения Магомеда Ахметова — высоко в горах, в районе хутора Перевального — пошла вместе с поисковиками не только его внучка, но и все родные Василия Богаткина, Петра Глухова и Ерванда Исаяна. Внучка Магомеда Ахметова даже обувь сняла: «Эта земля священна, она полита кровью...».
Почетная вахта памяти, уважения к прошлому, воспитания патриотизма не затихает в Туапсинском районе ни на день в течение всего года. В городе не только многие улицы носят имена героев Великой Отечественной — Галины Петровой, Калараша, Бондаренко, но и школы — имени Цезаря Куникова, Щедрина, Северова, Антонины Верещагиной. И это не просто дань памяти — в каждой из школ разработана стройная система военно-патриотического воспитания на основе героических событий Великой Отечественной, рассчитанная на весь год: встречи с ветеранами, тематические классные часы, конкурсы плаката и стенных газет, выставки рисунков, конкурсы чтецов и песни, торжественные линейки и посвящения первоклассников, возложения цветов...
Вот уже девятый год в преддверии Дня защитника Отечества ребята-призывники в рамках патриотической игры «Большие маневры» участвуют в реалити-шоу «Один день в армии». Команды из поселений района, сборные команды из представителей казачества, УВД, поисковиков на базе воинских частей соревнуются в военно-прикладных и силовых видах спорта. По большому счету «ноу-хау» туапсинцев за эти годы уже стали доброй и нужной традицией, такая целенаправленная работа с допризывниками редко, где ведется. После того как в 2009-м впервые кроме традиционных гостей — глав поселений, ветеранов Великой Отечественной, воинов-интернационалистов прибыли гости из Краснодара, «Большие маневры» стали краевой патриотической игрой.
С 2003 года действует военно-патриотическая поисковая организация «Обелиск», которой руководит в прошлом сотрудник ГО и ЧС Игорь Рябков, а пять лет назад на базе «Обелиска» и молодежного совета при главе г. Туапсе создан военно-патриотический клуб «Звезда».
— В «Звезде» ребята от 14 до 30 ведут большую работу по увековечению памяти: устанавливают по архивным данным (в этом очень помогает директор музея обороны г. Туапсе Михаил Баламатов) места боев, выходят в лес... — рассказывает Игорь Рябков. — Проводим совместные экспедиции, организуем Пост № 1, вахты памяти. Обновляем памятники на братских могилах старого кладбища, участвуем в автопробегах по местам боевой славы. Вместе с ребятами из молодежного совета организуем встречи с ветеранами военных конфликтов и локальных войн, навещаем ветеранов Великой Отечественной, помогаем им чем можем.
Вот такая получается настоящая, для сердца и души, связь времен и поколений.
Начало — есть!
Мы попросили главу г. Туапсе А. В. Чехова поделиться своими впечатлениями от Первого всероссийского слета поисковиков из городов воинской славы.
— Еще в 2012-м было принято решение о создании союза (или ассоциации) городов воинской славы России, а осенью прошлого года состоялся второй, можно сказать, учредительный съезд. Председателем Союза городов воинской славы был избран глава Белгорода Сергей Баженов, в состав правления вошли 11 руководителей городов, в том числе и я. В Орел съехались главы 40 городов, носящих это почетное звание, в общей сложности они представляют девять миллионов человек. И цель у нас одна — создание мощной базы для патриотического и культурно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Тогда же Туапсе выступил с инициативой, а Союз принял решение о проведении Первого всероссийского слета. Нам выпала честь первыми принимать гостей из российских городов воинской славы. Нас поддержал глава Туапсинского района Владимир Викторович Лыбанев, общественность, молодежь, ветераны, руководители предприятий. Общими силами на базе районного молодежного лагеря «Матур» подготовили, обустроили место будущей встречи, продумали интересную программу, старались предусмотреть каждую деталь — от меню до встречи на вокзале... Думаю, все получилось, начало есть — и неплохое начало.
— Да нет, Александр Викторович, хорошее начало, можно сказать — замечательное! Об этом нам говорил буквально каждый из 16 делегаций. Многие даже руками разводят — не ожидали такого теплого и дружеского приема. Начиная с того, что вы лично были рядом с ними на восхождениях, а когда узнали, что всю эту вкуснотищу на полевой кухне им готовил отдел ЖКХ администрации в полном составе...
— Да, девчата постарались, конечно — Елена Балантаева, Элеонора Павленко, Аня Кочканян, Наталья Бродская... Разработали эксклюзивное меню для поисковиков и готовили в полевых условиях. Плюс наш молодежный совет в полном составе. И город показали, и по музеям поводили... Я сам с шестого класса занимался в военно-патриотическом клубе при краеведческом музее — жили тогда на Смоленщине, ходили в походы по партизанским тропам, устанавливали места захоронений... В прошлом году мы с молодыми депутатами Совета поднимались на Семашхо. Участники слета, кстати, были удивлены, насколько бережно поддерживают наши туапсинские поисковики памятники и памятные знаки высоко в горах. И в этом большая заслуга молодежного клуба «Звезда».
— А что запомнилось больше всего?
— Презентации делегаций. Народ-то собрался от Белгорода до Петропавловска-Камчатского, у каждого города — своя специфика, своя изюминка. По древнерусским преданиям, душа погибшего воина, останки которого не погребены, блуждает у места, его гибели. Это, конечно, легенда, но места, где находятся останки, всегда вызывают тревогу — кто-то их оставил, забыл... Ребята-поисковики, приехавшие на слет, занимаются тяжелой работой по поиску, установлению имен погибших. Это искатели-добровольцы, которые на местах боев извлекают останки погибших воинов из земли, болот, из-под воды, возвращают из небытия солдатские имена, а с ними — честь Воина и часть Истории. С надеждой следят за этой работой многие родственники погибших: вдруг прозвучит имя родного им человека?..
Радует, что среди наших гостей много молодежи. Только в последний день слета мы узнали, что поисковику из Козельска исполнилось 16, и девочки из молодежного совета быстренько организовали хороший стол со сладостями, поздравления. Моих земляков со Смоленщины представляли две мужественные девчушки из Вязьмы — они шли с нами в горы до последнего, несмотря на ливень, шквальный ветер, а местами град. На второй день, в среду, на высоте Рыбная ребята из туапсинского военно-патриотического клуба «Звезда» выставили Пост № 1, установили мемориальную стелу защитникам туапсинской земли. К сожалению, в четверг на Семашхо, в связи с резко ухудшившимися погодными условиями, отправились по одному человеку от делегации. Пробрались все-таки сквозь непогоду... Ну и конечно — задушевные беседы по вечерам у костра. Руководитель делегации из Великого Новгорода отлично играет на гитаре — пели и военно-патриотические песни, и про любовь, и про жизнь... Наши ребята сделали более тысячи фотографий, лучшие отошлем по всем шестнадцати адресам. Я благодарен всем туапсинцам, которые принимали наших гостей в этом лагере под руководством его начальника, руководителя отдела по делам молодежи и спорта администрации города Туапсе Александра Манькова. Но главное — мы столько узнали, услышали интересного! Это просто бесценный обмен опытом и, я думаю, начало большой, настоящей дружбы. Об этом мы написали в Обращении ко всем городам воинской славы.
Ольга Цветкова
Фото: Родион Харламов