Антикоррупция — в бездействии…
Коррупция — одна из самых страшных язв мира. Кто-то из политиков сказал, что именно она может стать одним из факторов, угрожающих России как государству. В этом есть, по-нашему, огромная доля истины. Как бы мы ни относились к событиям на Ближнем Востоке, который с подачи США захлестнула «арабская весна», правящие режимы в Египте, Ливии, Тунисе погрязли в коррупции. Именно этот факт значительно облегчил госдепу и спецслужбам Америки реализацию сценария «управляемого хаоса».
Коррупция стала одной из опорных точек Евромайдана и на Украине. Поэтому не стоит уподобляться страусу, прячущему голову в песок, и думать, что не так страшен черт, как его малюют.
Страшен! Еще как страшен!!!
Экономический ущерб, ежегодно наносимый экономике страны, можно хоть как-то сосчитать. Но кто пытался определить моральный ущерб? Коррупция разъедает еще и людское сознании. Создает стену недоверия между властью и народом. Вызывает внутренний протест, грозящий мощно и массово выплеснуться наружу...
К истории вопроса
Если верить международной неправительственной организации Transparency International, по уровню коррупции Россия занимает 143-е место в мире из 182 возможных. По этому показателю мы недалеко ушли от Мавритании, Нигерии, Азербайджана и Уганды. Хорошенькое соседство, не правда ли?
Что касается нашего края, то он тоже в «передовиках». По данным различных источников, Кубань занимает то ли второе, то ли третье место в России по уровню коррупции. О взяточниках статей написано — не счесть. Наберите в поисковике: «Краснодарский край, коррупция» — и всемирная паутина выдаст под сотню страниц с сообщениями о взяточниках — чиновниках, полицейских, судьях.
Нет, во властных и правоохранительных структурах, безусловно, много честных людей. Есть даже уникальные. Пару-тройку раз проскакивали сообщения, как сотрудникам ГИБДД пытались всучить взятку, но те — не лыком шиты! — доложили по инстанции. Увы, таких случаев...
Давайте посмотрим, какие во властных структурах Кубани принимаются меры в борьбе со взяточниками, занимающими чиновничьи должности, и насколько они эффективны.
На бумаге гладко, а в жизни?
Для начала стоит уточнить термин «коррупция». «Это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера. А также получения иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Это определение нами найдено на сайте Федеральной налоговой службы. Исчерпывающая формулировка, не правда ли?
Продолжим логическую цепь. Далее — федеральные законы, нормативные акты края и муниципалитетов. Список, как говорится, на сто листов. Все разложено по полочкам...
А где же мы можем узнать о мерах, с помощью которых чиновники воюют с коррупцией? Каким образом они борются за чистоту мундира? На официальных сайтах краевых министерств, департаментов. Их — десятки, но начали мы с департамента финансово-бюджетного надзора. Кто, как не этот орган власти, должен выжигать каленым железом метастазы коррупции в исполнительной власти? В разделе «Антикоррупционные мероприятия» — перечень различных мер по борьбе с мздоимцами. Первый в списке — подраздел «Нормативные правовые акты» с перечнем законов, постановлений, распоряжений и приказов. За ним следует план противодействия коррупции. Понятно, что этим должны заниматься не все подряд, а некий орган. Такой орган есть, он называется «комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих департамента и урегулированию конфликта интересов». Забегая вперед, отметим: подобные комиссии есть практически в каждом министерстве и департаменте краевой администрации.
Как можно вычислить чиновника, берущего взятки? В принципе, элементарно. Если у него зарплата, к примеру, 30 тысяч в месяц, а живет он на широкую ногу — имеет большую шикарную квартиру, дорогую иномарку, дачу и прочие блага.
Законодатели несколько лет назад потребовали, чтобы чиновники подавали декларацию о доходах. Тогда при желании можно соотнести уровень жизни государственного или муниципального служащего с его доходами. Не стыкуется одно с другим — значит, перед нами потенциальный взяточник.
В Европе эта схема работает как часы. Помнится, премьер-министр одной из Скандинавских стран не включил в декларацию какое-то строение, вероятно по забывчивости. И что вы думаете? Выперли его как миленького. У нас эта схема, увы, не работает. Ну не имеют привычки наши вороны друг у друга глаза клевать.
Хотя бывают и исключения. В прошлом году часть сотрудников департамента потребительской сферы края скрыли сведения об имуществе, бизнесе, участках на море. Некоторые «забыли» о том, что у них в собственности есть дома и машины. Благодаря краевой прокуратуре их вывели на чистую воду. А была в департаменте комиссия по противодействию коррупции? Была...
Судя по официальной информации, размещенной на сайтах министерств и ведомств администрации края, комиссии и контрольно-ревизионные органы постоянно проводят разъяснительную работу с сотрудниками. Обзвонил нескольких знакомых в разные времена, сменивших перо журналиста на работу в пресс-службах.
Что, действительно с вами проводят разъяснительную работу антикоррупционной направленности?
Шутишь или прикалываешься? Работы невпроворот, какие занятия? Да и что тут можно разъяснять? Есть Уголовный кодекс, где все четко сказано: сколько можно огрести за взятку, — таково было общее мнение моих собеседников.
Вывод: пункт внесен в планы по борьбе с коррупцией для галочки!
Результаты, близкие к нулю...
Набравшись терпения, я занялся изучением отчетов комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих министерств и департаментов краевой администрации. Департамент имущественных отношений рапортует: «О фактах обращения в целях склонения сотрудников к совершению коррупционных правонарушений сведений не поступало». Региональная энергетическая комиссия: имеется стандартный план по борьбе с лихоимцами, состав комиссии утвержден, отчета, увы, нет. Зато, видите, есть некий кодекс этики и служебного поведения сотрудников и памятка об уголовной ответственности за коррупционные правонарушения.
На сайте департамента транспорта в соответствующем разделе нет даже отчетов о работе комиссии по противодействию коррупции. Вместо этого на сайте выложены аналитические доклады Общественной палаты и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М-да... Возникает вполне резонный вопрос: куда смотрит антикоррупционная комиссия этого департамента?
Такая же картина и на сайте департамента лесного хозяйства: приказ о создании комиссии и порядок ее работы есть — отчетов нет! И так практически по большинству органов власти края. Зато на всех сайтах выложены указы президента, постановления губернатора края, собственные приказы и так далее.
Основательную по объему и более или менее конкретную информацию удалось обнаружить только на сайте минэкономики края. Из отчета о реализации мер антикоррупционной политики исполнительными органами государственной власти Краснодарского края в 2012 году можно узнать, к примеру, что два года назад был выявлен 31 госслужащий, представивший недостоверные или неполные сведения о доходах и имуществе.
Стоп. Этот пункт требует особого внимания. Губернатор края ежегодно отчитывается о своих доходах и об имуществе. А как его подчиненные? Не все, далеко не все действуют по принципу «Делай как я!».
На сайте министерства образования и науки есть ссылка «Сведения о доходах подведомственных организаций», но ознакомиться с информацией не удалось — страница находится в разработке. Сколько же времени длится эта разработка? А что там, спрашивается, особо разрабатывать? Тиснуть колонку фамилий с цифрами напротив каждой в состоянии любой пользователь компьютера. Вероятно, проблема именно в фамилиях да и в цифрах...
Идем дальше. Департамент строительства — пусто. Департамент транспорта — ссылка есть, но открыть ее невозможно. Департамент по финансовому и фондовому рынку — информация о доходах госслужащих отсутствует. Приятное исключение из общего правила молчунов составляют лишь министерство промышленности и энергетики и департамент ЖКХ края. Возможно, какой-то орган власти мы упустили. Уж больно много их в крае. Но как бы там ни было, на сайтах подавляющего большинства министерств и департаментов информация о доходах и имуществе кубанских чиновников отсутствует. Что это: небрежность, нежелание исполнять закон, игнорирование требований губернатора?
А как в городах и весях?
Мы решили продолжить изучение борьбы с коррупцией на уровне городов и районов. Скажем сразу, на всех официальных сайтах есть раздел «Антикоррупция». Общая для всех особенность — выложенные федеральные законы, указы президента и иные нормативные акты. Есть также различные приказы, распоряжения, результаты антикоррупционных экспертиз. Что же касается информации о доходах и имуществе глав городов и районов, то информация почему-то весьма скудная неполная. Из 44 городов и районов края только на 18 сайтах содержится полная информация о доходах глав и членов их семей. Причем часть этих данных «запрятана» внутри сайтов. Извлекали мы их разными способами.
Сначала о тех, кто исполняет закон как положено. На сайте города-курорта Анапа наглядно, оперативно можно ознакомиться с доходами главы Сергея Сергеева. Достаточно кликнуть мышкой на ссылку «Администрация», затем «Глава». Тут же появляются биографические данные Сергеева и чуть ниже «Сведения о доходах и имуществе». На титульной странице сайтов можно узнать о доходах и имуществе глав Староминского, Тихорецкого, Усть-Лабинского, Ейского районов. Лидер открытости — глава Белореченского района Иван Имгрунт: на 29 интернет-страницах выложены сведения обо всех сотрудниках администрации района!
Такая картина наблюдается, увы, далеко не везде. К примеру, на сайте Горячего Ключа информации с гулькин нос. Два отчета об имуществе заместителя начальника управления образования и начальника отдела по вопросам курорта и туризма. Попытка открыть другие сведения заканчивается сообщением Not Found: страница не найдена. Данные о главе города Николае Шварцмане есть, но только биографические. О доходах и имуществе — ничего! Белоглинский район. В разделе «Антикоррупционная экспертиза» содержится лишь информация о нормативных правовых актах и административных регламентах, направленных на независимую экспертизу. Ни строчки ни о доходах главы, ни о каком-либо структурном подразделении администрации.
Кое-кто из глав муниципальных образований подошел к исполнению закона, так сказать, избирательно.
Взять, к примеру, Динской район. Попытка открыть хотя бы один из документов в разделе «Антикоррупционная экспертиза», касающихся сведений о доходах, заканчивается одинаково: «Страница не найдена». Невозможно узнать что-либо о доходах и главы Новокубанского района.
Пора уж власть употребить!
Как видим, даже формально борьба с коррупцией во властных структурах и органах местного самоуправления Кубани, мягко говоря, ведется неважно.
Встает исконно русский вопрос: что делать?
Мы, конечно, не законодатели, но кое-какие предложения у нас имеются.
Первое: уполномоченному органу власти краевой администрации провести тотальную проверку полноты сведений о доходах и имуществе работников министерств, департаментов и администраций городов и районов, находящихся в открытом доступе.
Второе: дать предельно сжатые сроки для устранения «белых пятен» на Интернет-сайтах.
Третье: тех чиновников, кто не выполнит эти требования, уволить, поскольку они потенциально склонны к нарушению закона о противодействии коррупции.
Да, это — всего лишь капля в море. Но с чего-то нужно начинать!
Сергей КАПРЕЛОВ
Фото: ok-inform.ru