Гаджеты и здоровье: нагрузка на организм школьника увеличилась с введением дистанта


В условиях самоизоляции и карантина, с введением дистанционного обучения, как бы мы этого не хотели наши дети стали больше проводить времени за компьютерами, и другими гаджетами. И не всегда это обучение. Иногда даже совсем не обучение.
Проконтролировать родителям сложно. Но мы сейчас не о проблемах, которые всплыли на дистанте, а о здоровье наших чад. Как не допустить виртуальной зависимости? Как уберечь школьника от постоянного зависания в гаджетах? Как сохранить и без того хрупкое здоровье?

Подростки-гипертоники

Многие родители, с введением дистанционного обучения, стали жаловаться, что количество проведенного времени у экрана монитора компьютера или смартфона в разы увеличилось. И несмотря на то, что по нормам СанПина четко регламентируется время проведения перед монитором, соблюдать эти нормы совершенно не удается.
У всех разная скорость интернета, различная оперативная память у компьютеров (старенькая техника часто зависает, страницы грузятся минут по пять), сложность в понимании темы предметов( увеличивается время, чтобы понять самому, что раньше объяснял учитель), необычный формат проведения занятий, да и еще много-много факторов. 
Кроме того, когда школьники и их родители справятся с заданиями, нужно делать домашнее задание. Мама четвероклассника краснодарской школы жалуется, что порой приходится засиживаться до самого вечера с выполнением заданий, нервный тик появляется у всех, даже у собаки. И чтобы как-то отвлечься, сын просит смартфон – поиграть в игру, потому что только так он отдыхает. И получается, он находится «целый день в скрюченном состоянии, с воспаленными глазами». А ночью не может заснуть. По поводу бессонницы даже у младших школьников педиатры уже пишут целые трактаты.

Дело в том, что свет, который излучают гаджеты, мешает выработке мелатонина. Именно он влияет на здоровый сон. Сильнее всего выработку «сонного гормона» тормозят волны света в синей части спектра. Как тут заснешь, когда в ночи перед глазами мелькают быстро фигуры и декорации.

Кроме того, информация, которую получают дети, пользуясь компьютерами или другой техникой, может вызвать прилив адреналина, что в свою очередь мешает человеку расслабиться. Ребята, которые «серфят» по вечерам в кровати в интернете страдают от повышенного стресса и перевозбуждения.
Результатом перенесенного стресса у взрослых могут быть инфаркт, инсульт и гипертонический криз. То же самое сейчас наблюдается у детей: увеличивается число подростков с повышенным артериальным давлением. Уже сейчас педиатры бьют тревогу: увеличивается число подростков-гипертоников. 
Согласно данным Минздрава в ходе диспансеризации подростков в 2018 году: примерно у 70 процентов (!!!) были выявлены различные заболевания. Чаще всего школьники страдают от болезней эндокринной системы, которые явились следствием неправильного питания и недостаточно активного образа жизни. На втором месте – болезни органов дыхания и на третьем – костно-мышечной системы.

Без смартфона – словно без штанов

Медики бьют тревогу: даже четыре часа в день для взрослого человека перед компьютером – это вредно! А для неокрепшего детского организма это может привести ко множеству проблем – начиная от нарушения осанки и болей в спине и заканчивая повышенным риском инсульта, к которому приводит нарушение кровообращения в шейном отделе позвоночника.

Поза, при которой голова наклонена вниз, создает повышенную нагрузку на позвоночник. Это равносильно тому, что на шее все это время сидит трехлетний пятнадцатикилограммовый ребенок.
Главный офтальмолог Минздрава России Владимир Нероев отмечает, в первом классе плохое зрение у 10 процентов детей, к 11 классу этот процент увеличивается почти до 40. Причина? Неправильное использование детьми современных электронных устройств, длительная зрительная нагрузка, при которой развивается утомляемость всех мышц глаза. Кроме того, часто экран компьютера или ноутбука расположен или очень далеко, или очень близко, при этом в комнате неправильное освещение. 
Ученые предупреждают о необходимости строгого контроля над использованием смартфона. Чем меньше – тем лучше.

Но как? Ведь современные технологии, которыми пользуются школьники, реально помогают в учебе. Сейчас школьник без смартфона – все равно, что без штанов. Учащиеся используют эти гаджеты для общения с друзьями в чатах или в социальных сетях, для просмотра фильмов или страничек в интернете. В смартфоне порой сосредоточена вся их жизнь.

Элемент не найден!

Нужно чередовать

Минпроссвещение рекомендует, чтобы продолжительность дистанционного урока не превышала 30 минут. Также должны соблюдаться требования СанПин о безопасной продолжительности работы за компьютером: для 1-4 классов — это 15 минут; 5-7-х — 20, 8-11-х — 25.

Необходимо делать регулярные перерывы, во время которых выполнять простые физические упражнения, делать гимнастику для глаз, например, такую:

— быстро поморгать, закрыть глаза, медленно считая до 5 — повторять 5 раз;
— крепко зажмурить глаза и считать до 3, открыть глаза и посмотреть вдаль, посчитав до 5;
— посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6, каждое упражнение выполнять по 4-5 раз.
Подберите мебель (стол и стул) в соответствии с ростом ребенка. Необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком. За монитором ребенок должен сидеть не сутулясь, не наклоняясь, уши должны находиться в одной плоскости с плечами. Во всех остальных случаях позвоночник испытывает дополнительную нагрузку.
Держать смартфон лучше непосредственно перед глазами, как будто пользователь что-то фотографирует им — это снизит нагрузку на шею.

Источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране. Ни в коем случае не позволяйте ребенку играть в темноте.

Для профилактики нарушения зрения старайтесь регулярно выполнять гимнастику для глаз (2−3 раза в день по 3−5 минут).

Советы психолога:

Чаще всего ваш ребенок копирует вашу модель поведения, а значит, и ваше отношение к гаджету. Если вы «прилипаете» к его экрану после работы и ничем вас не отвлечешь, чего хотите от ребенка? Постарайтесь, проявляя заботу, чуть больше времени уделять реальному общению с детьми.

Нужно создавать свободные зоны в квартире от гаджетов. Например, договоритесь, не пользоваться ими на кухне, во время ужина, во время совместного просмотра фильма, перед сном.
Попробуйте установить ритуал выхода из мобильной игры. Дети чаще всего играют по правилам. Допустим, заведите будильник, и после его сигнала, смартфон должен быть выключен и положен в коробку. Несколько раз напоминайте, предупреждайте ребенка заранее. Нужно дать ему подготовиться.
Попробуйте придумать ребенку замену гаджету. Альтернатива тоже должна быть приятной. Детям нравится совместное времяпровождение с родителями.
Но если вы заметили, что у ребенка нет других желаний и интересов кроме мобильных игр, если он бесконечно играет в одну и ту же игру, буквально зомбирован, появились проблемы с аппетитом и сном, то срочно к врачу.

Элемент не найден!

Ругать, запрещать, отбирать смартфоны – бесполезно. Будет только хуже. Неврологи, психологи, психиатры помогут справиться с этой нелегкой проблемой.

Но помните: сам гаджет не является источником возникновения зависимости. Она возникает, когда ребенок пытается уйти от реальных проблем в виртуальный мир.

Для него игры – единственный свет в окошке. Болезненная зависимость не формируется, когда у школьника много интересов вне мобильных игр, когда в семье доверительные отношения, а со сверстниками – нет проблем в общении.