Киберпреступления на Кубани: советы по защите
Начальник Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю полковник полиции Александр Бондарев отмечает, что количество киберпреступлений в крае растет, и это очень серьезные цифры.
– Ежедневно мы фиксируем от 20 до 50 случаев преступлений с использованием IP-телефонии, – рассказывает он. – Например, всем известные случаи, когда лицо на другом конце провода представляется сотрудником Сбербанка. Женщина или мужчина поставленным голосом рассказывают все в подробностях, тем самым вовлекая в разговор и вызывая доверие своего собеседника. В дальнейшем злоумышленник выманивает у потерпевшего персональные данные банковской карты и похищает с его счета денежные средства. Часто потерпевшие – это люди с высшим образованием, которые в силу каких-либо причин доверяют мошенникам. Как они потом говорят: «Я будто поддался гипнозу». Просто, как правило, злоумышленники знают, как себя вести, как разговаривать и на что надавить. Например, говорят: «наш с вами разговор будет записываться», таким образом, акцентируя внимание на такие аспекты разговора, которые присущи банковским работникам.
Начальник управления угро рекомендует: Как только увидели странный номер, услышали, что это сотрудник банка, незамедлительно необходимо прервать разговор.
Утром стулья…, но деньги вперед
Существует уже масса кибермошенничества. Но продажа товаров и услуг на площадках популярных сайтов объявлений и иных социальных сетях – это второй способ, превалирующий по количеству преступлений.
– Сложно объяснить людям, – продолжает Александр Бондарев, – что есть элементарное правило «деньги вперед» или так называемая предоплата. Но, к сожалению, граждане, полагая, раз цена хорошая, эту сделку упустить нельзя, в итоге спешат отправлять свои деньги на счета мошенников и остаются ни с чем. В нашей практике люди с несколькими высшими образованиями, имеющие серьезный стаж работы на государственной службе, в течение недели перечисляли мошенникам до 10 миллионов рублей. Мы это преступление раскрыли. Было удивительно, что перечисляя такую огромную сумму, граждане даже не обратились в банк и не поинтересовались, зачем и куда поступают эти денежные средства.
Как действовать, если поняли, что имеете дело с мошенниками?
Александр Бондарев советует.
– Первое – это незамедлительно сообщить в полицию. Второе – финансовые учреждения, банки и иные кредитные организации в течение 48 часов могут заморозить платеж до выяснения определенных обстоятельств. Поэтому незамедлительно нужно или через сотрудника полиции или самостоятельно выйти на тот банк, через который перечислялись денежные средства. Однозначно по этому факту будет возбуждаться уголовное дело и проводиться расследование. Но таким образом, мы будем иметь практически полное возмещение ущерба.
Если киберпреступление произошло в дневное время, во время работы кредитно-финансовых учреждений, необходимо незамедлительно взять выписку движения денежных средств со своего счета, по которой можно понять, куда ушли деньги и на какой счет. Это очень облегчит раскрытие подобных преступлений. Кроме того, зафиксировать номера, с которых были совершены звонки, сделать так называемые скриншоты возможных переписок с мошенниками.
В полиции также отметили, что киберпреступность развивается и растет в ответ на пандемию. Работа на дому увеличила число потенциальных жертв. Люди подвергаются повышенному риску в Интернете, работая дома, что непреднамеренно раскрывает корпоративные IT-системы киберпреступникам.