Налог на мусор: почему плата за вывоз отходов начисляется для пустующих домов и квартир?


Все началось достаточно давно. Еще в конце 2019 года «Вольная Кубань» опубликовала письмо Андрея Петровича Артемова с вопросами относительно нововведений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Был отправлен ряд запросов и получен ряд официальных ответов, после которых, увы, вопросы все равно остались. Кроме того, мы получили еще одно похожее письмо — от Александра Александровича Москвина. Пришлось углубиться в тему — сделать второй круг — и также получить разъяснения. Мы знакомили вас с ситуацией, поскольку пояснения в сфере ЖКХ всегда важны, а во время реформы — особенно. В итоге работа с обращениями читателей вывела на системную проблему.

Коротко о предыстории: Андрей Артемов, военный в запасе, проживающий в Ростове-на-Дону, приобрел в хуторе Средние Чубурки Кущевского района дом под дачу, где проводит время только летом и немного весной и осенью.

Главный вопрос звучал так: почему начисляется плата за ТКО, если договор не заключался и проживание непостоянное? Самостоятельно получить ответ у автора письма не получилось: телефоны компании — регионального оператора «Чистая станица» — не отвечали.

Мы направляли официальные запросы и регоператору, и в администрацию района. В ответах директор ООО «Чистая станица» А. Г. Носенко и замглавы Кущевского района М. А. Филоненко нам сообщили, что все проходит в рамках закона, деятельность компании проверяла прокуратура, нарушений не выявлено.

Вместе с тем вопросы остались. К тому же пришло второе письмо. Напомним, что на Кубани с 1 января текущего года идет реформа в сфере обращения с отходами. Наш регион вошел в нее в числе последних в России — пришлось урегулировать множество вопросов: для аграрного и курортного края это особая тема. Одно из положений реформы — теперь плата за мусор обязательна. Это действительно необходимо, проблема перезревшая, причем для всей страны. Многие годы эта сфера не была регламентирована. Необходимы и обязательная оплата услуги, и сортировка-переработка отходов, и рекультивация больших площадей свалок — уже невозможно делать вид, что все нормально, необходим серьезнейший подход. И «Вольная Кубань», понимая всю важность и тяжесть проблемы, не единожды рассказывала о том, что происходит, своим читателям. Все идет достаточно сложно, но мы должны осознанно подойти к решению важнейшего вопроса.

Однако пошли явные перегибы. Работая с обращениями читателей, мы вышли на очередную проблему: оказывается, доводы о том, что собственник не проживает в помещении, не являются основанием для неначисления платы за услуги по сбору и вывозу ТКО.
Возник вопрос: неужели это действительно так? Люди должны оплачивать услугу, которой не пользуются? Это не ошибка, не недопонимание?

Мы отправили запрос в министерство ТЭК и ЖКХ края с просьбой разъяснить ситуацию и объяснить новые правила для читателей.

В ответе за подписью тогда замминистра Александра Трембицкого сообщалось о том, что министерством запрошена у предприятия ООО «Чистая станица» информационная справка по доводам заявителя.

«В связи с тем что… министерство не наделено полномочиями по проведению проверок правомерности деятельности хозяйствующих субъектов, обращение Москвина А.А. направлено в адрес государственной инспекции Краснодарского края для принятия мер в пределах компетенции».

В жилищной инспекции рассмотрели это обращение. Однако, учитывая ситуацию с коронавирусом и соответствующее поручение Правительства РФ и решение оперативного штаба Краснодарского края по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции, Госжилинспекцией приостановлено проведение проверок. Увы, коронавирус внес коррективы в работу многих ведомств и предприятий. Внеплановая проверка не может быть назначена, пояснила нам заместитель руководителя Государственной жилищной инспекции края Ирина Онищенко.

Разъяснения также получил автор письма. Что касается заключения договора: он может быть заключен в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (это действия лица, которые показывают своим поведением желание вступить в определенные правоотношения).

Разъяснен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

И цитируем: «…при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения». Это пункт 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (домовладений), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

ВАЖНО: это — федеральное положение!

Вместе с тем в краевой Госжилинспекции пояснили: «В случае изменения либо неверного указания количества проживающих в платежном документе собственнику (потребителю) домовладения необходимо обратиться к исполнителю коммунальной услуги по ТКО. При себе иметь паспорт, документ на право собственности, справку о составе семьи и домовую книгу, а также документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства».

Период отсутствия — но только по месту постоянного жительства. А что касается места непостоянного жительства? Об этом в федеральных Правилах не говорится…

Мы благодарим Ирину Онищенко за подробный ответ. Многое стало понятно. Однако вопрос все равно остался. И касается он начисления платы за услугу, которой собственники не пользуются. Повторим и подчеркнем: это не произвол местных операторов — они во многом стали заложниками ситуации, — а федеральная норма! Ненормальная, согласитесь, норма.

Есть адреса квартир и домовладений, по которым годами никто не живет даже временно. Собственник обязан оплачивать вывоз мусора, которого нет? Уже только потому, что приобрел недвижимость и зарегистрировал ее на себя, даже если никто не проживает в доме или квартире, он должен оплачивать услугу, которая априори не оказывается?

Виртуально, из воздуха? Неужели нет никаких адекватных вариантов для разрешения ситуации, явно не единичной?

Многие могут сказать: но ведь плата за тепло начисляется, даже если никто не живет в квартире. Да, однако здесь услуга все же оказывается: в вашей квартире не размерзнутся батареи, стены будут сухие и теплые, без грибка. То есть услуга оказана, даже если она не требуется собственнику, проживающему в другом теплом и сухом жилье.
А с мусором же ведь по-другому. Нестыковка произошла потому, что теперь мусорная услуга стала коммунальной, а раньше она была жилищной?

Еще углубимся в тему. Конечно, кодексы, правила, постановления, нормативы — не самое увлекательное чтиво, однако в данном случае без этого никак. Приведем немного цитат. Жилищный кодекс РФ, статья 157 — «Размер платы за коммунальные услуги», пункт 1: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов)…».

Или по счетчику, или по нормативу. Но ведь мы не оплачиваем, допустим, твердое топливо, если им не пользуемся, хотя это тоже коммунальная услуга.

Штудируем Постановление Правительства РФ (№ 354 от 6 мая 2011 года) и Правила, которые цитировались Госжилинспекцией.

Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право:

д) требовать… изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Ну ведь вот он, ответ на наш вопрос!

Однако дальше. Пункт 148 (34), черным по белому:

«При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения».

Как нам и сообщили.

Хотя в тех же Правилах есть пункт о том, что при перерывах в предоставлении услуги плата «снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги».

То есть само понятие о непредоставленной коммунальной услуги все же в природе существует. Но только не в отношении ТКО?

Чуть ниже:

148 (44). «При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил».

Хорошо. Открываем раздел VIII — приведены правила пересчета, проработан регламент. Обозначены документы, которые необходимо представить для этой процедуры, требования к их оформлению.

Возникает закономерный вопрос: почему нельзя применить этот пункт — проработанный и апробированный, судя по всему, по отношению к ТКО и пустым либо временно пустым помещениям? Для чего работает пункт 148 (34)? И как он работает?..

Интересно: когда из-за аварии коммунальная услуга временно не предоставляется, перерасчет положен, а когда она в принципе не предоставляется — то нет?

Собственно, все вопросы, а также найденные нами и кажущиеся важными положения из федеральных Правил, сравнения ситуаций, проведение аналогий вместе с описанием проблемы и конкретным примером, когда человек должен оплачивать неоказанную услугу, мы отправляем в профильный комитет ЗСК с просьбой все же помочь разобраться в этом непростом вопросе. Возможно, необходима доработка Правил, и особенно пункта 148 (34), внесение коррективов, разъяснение новых норм регоператорам по ТКО и жителям региона. Ведь даже если все идет законным путем, но на этом пути есть непроработанные моменты, их необходимо доработать. Оплачивать коммунальные услуги, несомненно, необходимо, но с одной, на наш взгляд, важной оговоркой: оказанные коммунальные услуги, а не по принципу «все подряд, под одну гребенку».

Или все совсем не так, как мы, не эксперты в сфере ЖКХ, а журналисты, пытающиеся добиться ответов для обратившихся к нам за помощью людей, поняли?

…Перед выходом публикации мы связались с генеральным директором «Чистой станицы» Александром Носенко.

— Я все понимаю, но закон есть закон, — прокомментировал он.

Увы, в такой ситуации региональные операторы подчиняются федеральным нормам. За прошедшее с момента начала разбирательств время ничего не изменилось, положение не откорректировано и не изменено.

Читайте также: Цены стремительно растут: нужны ли продуктовые карточки?

Похожие материалы