Водители общественного транспорта: трудно быть безупречным


Утро не предвещало ничего дурного. Кофе, легкий завтрак, даже вещи не надо было проглаживать: встряхнула платье — и сойдет. Почти вовремя вышла. Погода прекрасная, уже нет такого пекла с самого утра. И люди встречались ну просто сплошь очаровательные. Улыбаются на твою блаженную улыбку и не крутят пальцем у виска. И тут началось…

У нас на квартале есть две достопримечательности: огромная ворона, которой не меньше ста лет, и которая, мне кажется, уж точно смекалистее нашего соседа. А еще кошка, вернее, котенок-подросток. Муся живет прямо на улице, сначала базировалась у одного дома, сейчас — у другого. У нее своя посуда, куда добросердечные граждане кладут ей еду. Иногда мне сдается, что сюда сбегаются на кормежку все коты округи, но и нашу мы в обиду не даем. И вот иду я и наблюдаю картину: старушка-ворона совсем сбрендила и атакует Муську. Клюет ее, гонит от кормушки. Котейка в растерянности: ворона по размерам больше, но природные инстинкты хищника не дают ей с позором убежать. Пришлось спасать. Но не тут-то было, ворона стала планировать на меня. Крыльями перед глазами машет, гонит. Картинка еще та: я отмахиваюсь сумкой, прохожие в сторонке не знают, как реагировать, кошка в стрессе. А ворона – победитель. Да, она победила, отвоевала-таки пайку.

На остановку я опоздала, настроение немного испортилось: какая-то ворона, пусть даже и заслуженная, меня «сделала». Я ждала транспорт и продумывала план мести. Автобусы, троллейбусы, маршрутки по Тургенева обычно ходят с интервалом в три-пять минут. В этот раз я ждала десять минут! И вот счастье — идет автобус № 4 (это когда закрыт был перекресток Тургенева и Северной) с кондиционером! Битком набитый — ну ничего страшного, кондиционер выключен — немного хуже. Главное, я ведь опаздываю на работу, надо же побыстрее ехать. Пробок уже нет. А время — 9.00…

Такое впечатление, что ему дали специальное задание — провести пытки над людьми, не  выдавая себя. Или же он просто напился успокоительных, переборщил с дозировкой. 

И вот тут начался настоящий ад. Водитель в прекрасной синей униформе никуда не спешил. Он стоял на остановке минут по пять, ехал, вот точно не вру, 15-20 километров в час. Напомню, кондиционер не работает, в салоне — люди-селедки. Позади него собрались автобусы и маршрутки, идущие почти по тому же маршруту — № 28, 39,67. Сигналят, пытаются обогнать — тщетно. На встречку-то не выйдешь. На Октябрьской уже многие пассажиры не выдержали, стали возмущаться. И что, вы думаете, водитель? Стал ругаться в ответ, как это обычно бывает, хамить? Нет. Он молчал и… улыбался. Такое впечатление, что ему дали специальное задание — провести пытки над людьми, не выдавая себя. Или же он просто напился успокоительных, переборщил с дозировкой. На «Цирке» он стоял особенно долго, так же долго улыбался. Транспорт сзади, который он собрал, пронзительно сигналил. Кое-кто сумел обогнать и крикнуть проклятие ему в окно. В ответ — не просто улыбка, а ангельская, лучезарная, во все тридцать два…(или сколько там у него) зуба.

Всем было абсолютно ясно: он издевается над пассажирами, над коллегами. На рынке, на перекрестке, светофор с шестидесятисекундным перерывом — он пропустил два зеленых сигнала. На возмущение других водителей, он высунул руку в окошко и тихо так, неизвестно для кого произнес: «Нужно, проезжайте-обгоняйте». Думала его растерзают. Но нет, никто не выходил, только нажимали на клаксоны. Я дала слово держать себя в руках — ведь впереди планерка. Кое-как проехав еще две остановки, я буквально выбежала из этого распрекрасного автобуса. Но вот кто его накажет? Ведь он же намеренно создавал помехи движению. Где-то ведь расписано по минутам, когда он должен быть на каждой остановке, сколько там стоять. На работе в этот день тоже все шло кувырком. К вечеру дома все улеглось, все неприятности хотелось забыть. Но для себя пометила: надо разобраться, кто же в ответе за тех, кто нам делает утро таким «добрым», кому мы доверяем свои жизни, кто научит водителей элементарной вежливости.

Явное нарушение

Долго бы я собиралась мыслями, если бы не случай, который произошел буквально через три дня.

В редакцию пришла женщина, охранник не знал, куда ее направить, а тут я… Вот что она рассказала.

Переезжая трамвайные пути, он резко затормозил. Все пассажиры подались вперед, чуть  ли не до лобового стекла. Те, кто стоял, упали. Те, кто сидел, ударились о ручки впереди стоящих сидений.

В субботу 5 августа ехала в маршрутном автобусе № 11. В связи с тем что перекресток Северной и Тургенева все еще был перекрыт, транспорт двигался в обход. Жара была такой, что казалось, курица в духовке жарится при меньшей температуре. Водитель открыл заднюю дверь, чтобы создать хоть какой-то ветерок.

Переезжая трамвайные пути, он резко затормозил. Все пассажиры подались вперед, чуть ли не до лобового стекла. Те, кто стоял, упали. Те, кто сидел, ударились о ручки впереди стоящих сидений. С Лидией Ивановной, пришедшей сейчас к нам в редакцию, сидела девушка на последнем месяце беременности. Хорошо, что женщина прикрыла будущую маму своим телом. А сама упала на боковые перекладины, думала, что ключицу поломала — была такая боль. Сейчас действительно на шее нашей посетительницы видны гематомы черно-синего цвета и припухлость. А пассажир, который находился у задней двери, выпал прямо на проезжую часть.

 У меня-то — поболит и перестанет, — комментирует Лидия Ивановна. — Я за девушку и будущего малыша переживаю. Хоть она и сказала, что с ней все хорошо. Зашла к вам случайно. Вывеску увидела. Газету выписывала раньше. Дай, думаю, расскажу журналистам об этом случае. Надо же что-то делать. Ведь это не единичный случай. Люди, которые ехали в этом автобусе, пообещали пожаловаться на водителя его руководству. Но не знаю, позвонили ли. Ни имя водителя, ни номера автобуса не запомнила. Я в таком шоке была, думала ехать в травмпункт… Некоторые водители таких маршрутных автобусов очень грубые, хамят пассажирам, часто отвлекаются на телефонные разговоры. Иные вообще трубку от уха не отнимают. Они постоянно говорят с другими водителями на этом же маршруте, устраивают соревнования с другими автобусами… Совершенно не думают, что в салоне у них живые люди. Их цель — как можно быстрее доехать из точки А в точку Б с максимальной выручкой.

Других нет

Ну что ж, сам бог велел разобраться с этой ситуацией.

За весь городской транспорт, разработку маршрутов отвечает департамент транспорта и организации дорожного движения. Однако самим транспортом владеют различные фирмы — компании-пассажироперевозчики. В эти автоколонны нанимают водителей. Иногда компания приглашает водителей со своей машиной. Вот они-то, эти компании, и ответственны за уровень профессионализма водителей, за транспорт. В идеале водитель должен быть с солидным стажем. Если у него восьмичасовой рабочий день, то в эти восемь часов должно войти также время на предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры, перерывы для отдыха, время, когда автомобилем управляет второй водитель.

Нервы не выдерживают. Какая там вежливость — живым бы доехать, не расплавиться.

Но в реальности в лучшем случае ему перед рейсом померяют давление, погрозят пальцем, если повышенное, и вперед, — на смену. В «пазиках» нет кондиционеров, некоторые устраивают себе вентиляторы, обкладываются холодными бутылками. Но когда в салоне почти 50 градусов, это мало помогает. Нервы не выдерживают. Какая там вежливость — живым бы доехать, не расплавиться.

Комментирует заместитель руководителя департамента транспорта и организации дорожного движения Краснодара Владимир Анфиногенов:

— У администрации муниципального образования к компаниям-перевозчикам самые простые требования: высокое качество обслуживания пассажиров и их безопасность. Перевозчик отвечает за квалификацию водителя, за исправность транспортного средства, а также за качество предоставляемой услуги. Для перевозчиков раз в семь лет проходит конкурс. Естественно, кто предлагает наилучшие условия, тот и побеждает — таковы условия конкурса. Сейчас в городе 23 фирмы-перевозчика. Ситуации, которые вы описали, требуют служебной проверки, это явное нарушение.

— У всех ли перевозчиков предусмотрено прохождение водителем медицинского обследования перед выходом на маршрут?

— Это обязательное правило для всех водителей. Фирма бы без этого не работала.

— Горожане хотят видеть за рулем городского транспорта вежливых, спокойных водителей, а в реальности некоторые напоминают озлобленных монстров, которые вышли на работу только для того, чтобы испортить жизнь другим.

— Как говорится, других нет.

Не бойтесь, жалуйтесь

Другими словами, от водителя трудно требовать знания произведений классической музыки и поэзии высокого стиля. Но когда у него в салоне орет блатняк или рэп с отборным матом, а вы едете с детьми младшего возраста, вы вправе потребовать выключить эти «шедевры». Кстати, в последние несколько недель в маршрутках не орет музыка, заметили? Ее или нет вообще, или слабо работает радио. То же самое про курение. В общественных местах запрещено курить. А салон автобуса — общественное место. В нем также нельзя изъясняться нецензурщиной, даже если тебя подрезал «какой-то лось на «Тойоте».

Работа тяжелая, водители в очередь за ней не выстраиваются, в автоколоннах большая текучесть. И все же надо помнить: водитель — это не просто работа, это призвание, это огромная ответственность за жизни людей. Если не готов к этой ноше, лучше не испытывай судьбу.

Сама дорога, особенно в крупных городах, — это уже стрессовая ситуация. Пробки, неадекватные водители, пешеходы, выхлопные газы, аварийные ситуации. В некоторых водителях дорога пробуждает самые примитивные инстинкты. Они могут видеть дорогу как соревнование или способ продемонстрировать свою силу, доказать окружающим, что они контролирую ситуацию, и что все вокруг мешают им, не желая играть по «их» правилам. И так ежедневно. Трудно сохранять самообладание.

Психология потока дорожного движения изучается не так активно, как следовало бы. Возможно, при должном внимании к этой теме психологов и психиатров мы бы реже сталкивались с проблемами на дорогах, а возможно, и ДТП бы случались реже. Это глобальная проблема. Поэтому среди водителей общественного транспорта смертность стоит на первом месте.

Но, а пока водителей нужно призывать быть добрее, вежливее, водить по правилам, не агрессивно: где кнутом, где пряником.

Вот про кнут подробнее.

На следующий день — бывает же так — я сажусь на тот же маршрут. Водитель тот же, в тюбетейке. Но где его агрессивное вождение? Оказывается, и тормозить он умеет плавно, и на просьбы пассажиров реагирует.

Снова личный опыт. Автобус № 67. Водитель в узбекской тюбетейке. Спешит, обгоняет, при этом резко тормозит. Люди, которые стоят, буквально летают по салону или вертятся вокруг поручня, как у шеста. Попросили не тормозить резко. Никакого внимания. Ну как же, впереди № 28 — конкурент, его нужно обогнать, чтобы забрать всех пассажиров от Аэродромной до Гоголя. Но не тут-то было. В салоне — номера телефонов, куда можно «позвонить по вопросам и предложениям работы маршрута» (такие номера есть на каждом маршруте, обязаны быть). Я его сфотографировала — 201-26-26. Ответили сразу. Приятный голос сказал, что наш разговор записывается. Что же, пожалуйста, записывайте. Я возмущалась сдержанно, описала ситуацию. Компания-перевозчик маршрута № 67 — ООО «Кубань» — записала все, пообещала разобраться.

На следующий день — бывает же так — я сажусь на тот же маршрут. Водитель тот же, в тюбетейке. Но где его агрессивное вождение? Оказывается, и тормозить он умеет плавно, и на просьбы пассажиров реагирует.

Подействовало или просто настроение другое? А вы как считаете?