А. Ткачев: «Зерно любой ценой нам не нужно»


Те, кто регулярно принимает участие в работе совещаний аграриев с участием губернатора, скорее всего заметили, что Александр Ткачев свободно ориентируется в наиболее важных проблемах АПК, имеет по ним собственную точку зрения, поскольку знает ситуацию изнутри.
Те, кто регулярно принимает участие в работе совещаний аграриев с участием губернатора, скорее всего заметили, что Александр Ткачев свободно ориентируется в наиболее важных проблемах АПК, имеет по ним собственную точку зрения, поскольку знает ситуацию изнутри.

Услышав в выступлениях мысль, достойную внимания, обязательно поинтересуется у коллег: «А что вы думаете на этот счет?». И только потом объявляет решение: или принять к исполнению с персональным поручением руководителю профильного ведомства, или изучить вопрос поглубже, или отвергнуть предложение ввиду его неактуальности.

О чем это говорит? О том, прежде всего, что глава краевой администрации высоко ценит труд крестьян, осознает, насколько весом вклад АПК в экономику региона, в конце концов — помнит, что его путь в большую политику начинался из сельской глубинки, из агропромышленного предприятия.

Озимые выстояли!

Вот и в минувший понедельник, открывая краевое предуборочное совещание, Александр Ткачев особо подчеркнул, что в той или иной степени, прямо или косвенно, на АПК завязано в пределах 45 процентов населения региона. Поэтому можно без преувеличения сказать: за судьбой урожая будет следить вся Кубань.

Аграрии многое сделали, чтобы он оказался щедрым. В марте—апреле мы восхищались полями озимых. Потом трижды посевы поражали суховеи продолжительностью четыре дня каждый. Средняя дневная температура в мае составила 20,9 градуса, тогда как согласно данным многолетних наблюдений раньше она держалась на отметке 17 градусов. И тем не менее хлеба выстояли.

— Отдельные массивы, а это уже видно, дадут по 80—90 центнеров зерновых с гектара, — заметил губернатор. — А кто-то, к сожалению, будет довольствоваться 35—40 центнерами. Но в целом прогнозы обнадеживают. Сегодня кубанское поле — это европейское поле. Абсолютно. Глаз радуется при осмотре не только зерновых колосовых, но и пропашно-технических культур. И все эти перемены, коллеги, произошли за последние 15—20 лет, на наших глазах.

Психологическую планку в 50 центнеров пшеницы с гектара мы преодолели. Видим: это не предел. В лучшие годы можно и нужно по 55 брать. По крайней мере 70 процентам сельхозпредприятий этот рубеж по плечу. Но зерно дорогое, по любой цене нам не нужно, уверен Александр Ткачев. Те хозяйства, у которых его себестоимость доходит до 6—7 рублей за килограмм, сильно рискуют своим благополучием.

Да, 2012 год помог всем, даже нерадивым, поправить экономику. Озимая пшеница уходила по 11—12 рублей. Но такие всплески бывают крайне редко. Может быть так, что в ближайшее десятилетие подобной цены не будет. Сегодня никто не сможет четко предсказать, какой она окажется. Это рынок. А значит, курс надо держать на снижение себестоимости производимого зерна, используя все возможные резервы.

А их еще немало, считает вице-губернатор, глава минсельхоза Сергей Гаркуша, выступивший на совещании с основным докладом. Если, допустим, в Выселковском, Тимашевском и Красноармейском районах оригинальными и элитными семенами засевается от 35 до 65 процентов площадей озимых, то в Мостовском и Северском — только десятая часть массивов. И уже сегодня однозначно можно сказать, что здесь недоберут приличные объемы зерна.

А взять непосредственно уборку колосовых. Известно, что за каждый день запаздывания с обмолотом созревшей пшеницы на гектаре теряется до 50 килограммов зерна. Если же растения перестаивают на корню 10 суток, то потери достигают пяти и более центнеров, что в денежном выражении составляет четыре тысячи рублей с каждого гектара.

Учеными и практиками доказано: если уборка длится 12—15 календарных дней, больших потерь можно избежать. Это под силу тем хозяйствам, где нагрузка на один комбайн не превышает 260 гектаров — как в среднем по краю. В то же время в 11 районах она более 300. А в Гулькевичском, Успенском и Белореченском районах — свыше 400 гектаров. То есть потери неизбежны, если не привлечь технику со стороны. Поэтому выход один: оперативно завершить заключение договоров с организациями, оказывающими услуги по аренде комбайнов, что позволит частично смягчить ситуацию.

Почему частично? Да потому, что средняя стоимость услуг по уборке одного гектара зерновых наемным комбайном составляет 1800—2000 рублей, в то время как собственным — в два раза меньше. И этот пример говорит об одном: надо быстрее пополнять парк новой техникой, списывать агрегаты, срок эксплуатации которых истек. А таких комбайнов, кстати, в крае 44 процента.

В принципе, здесь видны серьезные подвижки. Сергей Гаркуша назвал такие цифры: за последние три года сельхозпредприятия Кубани приобрели шесть тысяч тракторов, 1300 зерно- и 350 кормоуборочных комбайнов, много другой техники на общую сумму свыше 20 миллиардов рублей.

И вот эффект. Если в 2010 году средний расход топлива на гектар пашни при проведении полевых работ составлял 74 килограмма, то в 2012-м — 69. Даже по самым скромным подсчетам, применение высокопроизводительной энергосберегающей техники позволило хозяйствам сэкономить 120 миллионов рублей.

Будем с хлебом…

В этом году жатва началась на 10—12 дней раньше обычных сроков. По состоянию на 17 июня убрано 100 тысяч гектаров озимого ячменя со средней урожайностью 54 центнера. Надеемся, что и пшеница порадует, если не произойдет природных катаклизмов, и прежде всего градобоя, сильного ветра и зачастивших ливней.

Но сбой может случиться и по причине так называемого человеческого фактора. Первый заместитель председателя ЗСК Иван Петренко напомнил присутствующим до боли знакомую картину. Поля убраны от озимых колосовых, задискованы и вызывают умиротворенность. Дело сделано. Но настроение теряется в августе, после хороших дождиков. Те же поля покрываются сплошным зеленым ковром — взошли осыпавшиеся зерна. Даже по минимальным прикидкам, потери на гектаре составляют три-четыре центнера.

Отсюда следует: качеству настройки комбайнов нужно уделить самое пристальное внимание. Связано это еще и с тем, что на большинстве их установлены измельчители соломы. И во время работы они воздушным потоком захватывают щуплое, легкое зерно. И не только его. И лишь самая современная наладка агрегата может свести потери к минимуму. А это, подчеркнул Иван Петренко, позволит хлеборобам получить дополнительно 300—400 тысяч тонн зерна за сезон.

Потребность в пшенице растет во всем мире, и, по прогнозам аналитиков, для того чтобы прокормить население планеты, необходимо к 2050 году удвоить производство зерна — с 600 миллионов до 1,2 миллиарда тонн. Задача сложная, но вполне выполнимая, считает заведующая отделом селекции и семеноводства пшеницы и тритикале КНИИСХ доктор сельскохозяйственных наук профессор академик РАСХН Людмила Беспалова. Сейчас, к примеру, аграрии края ежегодно добиваются повышения урожайности зерновых в пределах 1,0—1,2 процента. А надо выходить на два процента, о чем прежде всего заботятся кубанские селекционеры, выводя новые, более продуктивные сорта колосовых.

Силу колосу дают не только сорт, семена. Важно до тончайших деталей технологию использовать на озимом поле. Интересный факт привел заведующий кафедрой растениеводства КубГАУ доктор сельскохозяйственных наук профессор Николай Малюга. Если озимую пшеницу посеять по такому предшественнику, как люцерна-двухлетка, то урожайность главной продовольственной культуры может составить 78,6 центнера. Технология сева по пропашным без внесения удобрений дает результат вдвое меньше — 39,3 центнера. Кроме того, после многолетних трав содержание клейковины в зерне составляет 26,9 процента, а у зерна, полученного после пропашников, — только 23,9. Экономический итог таков: 36942 и 16923 рубля дохода с каждого гектара озимых. Есть над чем задуматься.

Выступающие на совещании касались многих аспектов повышения урожайности культур. Высказывалось, например, мнение, что к применению на Кубани нулевой обработки почвы нужно осторожно относиться. Александр Ткачев попросил вице-губернатора прокомментировать это сообщение. Глава сельхозведомства, проработавший непосредственно на земле более 20 лет, считает, что «нулевка» вредна уже тем, что при ее применении для борьбы с сорняками применяется раундап. И хотя фирмы доказывают, что период разложения этого препарата в земле 15 дней, этому мало кто верит. Кроме того, наши почвы большей частью тяжелые, нулевая обработка только усугубит ситуацию. Если же ее и применять в небольших масштабах в виде эксперимента, то нужно один раз в три года все равно проводить рыхление почвы. Губернатор, похоже, остался доволен ответом доктора сельскохозяйственных наук Сергея Гаркуши. Не было иного мнения и среди тех, кто находился в зале.

Александр Ткачев пожелал аграриям удачи, щедрого урожая. Следующая наша встреча, подчеркнул он, состоится на празднике урожая.


Федор Безрук.