Александр ШАГАЛОВ: Выпускникам педвузов посоветую одно: надо идти в школу и пробовать себя!


Во Всероссийском конкурсе «Учитель года-2016» впервые за всю историю его существования, а это ни много ни мало 26 лет, абсолютным победителем стал учитель из Краснодарского края. Это молодой преподаватель русского языка и литературы из армавирской школы № 7 Александр Шагалов.
Ему двадцать шесть лет. И несмотря на это, он сумел обойти в престижном национальном и по-настоящему трудном конкурсе маститых педагогов. В чем секрет его успеха? О том, почему он выбрал работу учителя, впечатлениях о встрече с Президентом России, о плюсах и минусах ЕГЭ и еще о многом другом — в эксклюзивном интервью нашей газете.

Дозвонились мы до лучшего учителя России не сразу. Из Москвы решил ехать домой на поезде, потом долгожданная встреча со своими любимыми учениками, с коллегами… И вот наконец вечером нашлось время для разговора.

— Как вас встретили дети, Александр?

— Мы скучали друг без друга. Встреча на перроне была немного суматошной. Позже, уже в стенах школы, удалось побеседовать, поблагодарить всех за поддержку.

— Расскажите, пожалуйста, о себе. Вы коренной армавирец?

— Да, я родился в Армавире. И все мои родственники, в том числе прадедушка и прабабушка, жили здесь. Они в 20-х годах прошлого столетия, кстати, заведовали образованием, прививали любовь к родному языку детям. Сам я учился в третьей школе Армавира на четыре и пять. Любимые предметы — русский язык, литература, история.

— Спрашивать, почему поступили на филфак Армавирского госуниверситета, наверное, излишне? Вы с детства мечтали стать учителем?

— Нет, почему же. В детстве меня привлекала археология, я хотел стать египтологом. Потом увлекся архитектурой и рисованием. Мечтал стать архитектором. Но на выбор профессии повлияли два фактора. Первый — любовь к слову и литературе. Я стал писать стихи. А потом, в выборе профессии очень многое зависит от преподавателя, от того, как он ведет предмет. Мне повезло: на моем жизненном пути встретились два словесника, которые привили мне любовь к языку и литературе. Это Наталья Павловна Родак — она учила меня до девятого класса, а в старших классах — Ольга Михайловна Ларина. Когда говорят, что заинтересованность школьным предметом зависит от личности учителя, это не пустые слова. Кстати, Ольга Михайловна сейчас завуч в седьмой школе, моя коллега. Она-то мне и посоветовала принять участие в конкурсе.

— Что дало вам участие в конкурсе? Действительно подобные состязания призваны поднимать престиж профессии?

— Несомненно, они влияют на престиж профессии учителя. В этом году впервые в истории педагогического состязания в нем приняли участие представители всех 85 регионов России. Оказывается, есть еще такие конкурсы, как «Воспитатель года», «Директор года», «Психолог года». Многие о них даже не слышали… Вот об этом нужно говорить с экранов телевидения, со страниц газет. Об учительских победах, о достижениях педагогов и их учеников. Тогда учительская профессия перестанет быть невостребованной. Она уже сейчас становится популярной. В школу возвращаются учителя-мужчины. А участие в подобном конкурсе для каждого учителя бесценно. Это и проверка своих способностей — понимаешь, чего ты стоишь, и колоссальный обмен опытом — убеждаешься, что нет предела совершенству. «Учитель года» объединяет людей, он имеет огромную созидающую силу. Ведь сколько он подарил мне друзей из всех регионов России!

— Ваши секреты успеха? Трудно преодолевали задания в конкурсе?

— Секретов нет. Наверное, это умение собраться, быть самим собой, искренним, любить дело, которое ты делаешь. Вообще, я очень эмоциональный человек, чувствую людей, умею вдохновить. А сам конкурс — это трудная работа, непростые испытания.

— Учителя каких регионов стали вам конкурентами?

— Но конкурентами я их не назову… Это плохое слово. Это мои коллеги. В пятерку вышли все мужчины — из Санкт-Петербурга, Подмосковья, Волгоградской и Ростовской областей и я — из Краснодарского края. Два филолога, химик, информатик и биолог.

— Дискриминация какая-то! Не связано ли это с тем, что школы ждут мужчин — выпускников педвузов?

— Не знаю, боролись все. Но если честно, учителя-мужчины в школах скорее исключение из правил. В общественном сознании прочно укоренился стереотип: школа — не место для мужчин.

— Расскажите о встрече с президентом. Что нам не показали по телевизору?

— Мы долго ждали. Сначала чувствовалась напряженность, но потом беседа пошла непринужденно. Президент говорил со всеми открыто, искренне и честно. Владимир Путин — человек с сильной харизмой, настоящая личность, он обладает широчайшим кругозором. Приятно было осознавать, что, несмотря на свою огромную занятость, он читает классиков. Знает наизусть стихи русских поэтов…

— Да, все заметили, как вы ему подсказывали строки из Лермонтова…

— Ну что вы, я не подсказывал… Я знаю и люблю это стихотворение Лермонтова и читал его шепотом, но получилось в микрофон громко…

— А вы много знаете наизусть?

— Считаю, каждый филолог должен знать наизусть произведения поэтов-классиков. Я стараюсь запоминать понравившиеся мне строки.

— У Путина томик Лермонтова на столе, а какие книги на столе у учителя Шагалова?

— На столе у меня очень разные книги. Не забывайте, я каждый вечер готовлюсь к урокам по программам литературы 7, 8, 10 и 11-го классов. Кроме того, каждый вечер для души мне хочется читать разных авторов.

— Филолога спрашивать о любимых авторах, наверное, напрасная трата времени? Что вы любите читать?

— Без сомнений, это Пушкин, Лермонтов, Мандельштам, Пастернак, Арсений Тарковский. Нравится читать Трифонова. Из современных классиков, к сожалению ушедших, — Ф.Искандер, В.Распутин. Из зарубежных авторов, пожалуй, назову Германа Гессе, Уильяма Голдинга. Люблю литературу со смыслом, которая дает толчок к размышлению.

— Какие у вас отношения с учениками? Скорее дружеские (в силу возраста) или наставнические?

— Учитель должен быть и другом, и наставником одновременно. А еще — воспитателем и отчасти родителем, вдохновителем и помощником. Наверное, так. Я стремлюсь к этому. Вообще, с ребятами у меня нет никаких конфликтов, у нас все строится на взаимном уважении.

— Все ругают современных детей… Мало читают, сидят в социальных сетях и прочее. Как вы оцениваете современных учеников?

— Дети таковы, каково все общество. Меньше стали читать не потому, что пропал интерес. Появились другие формы информации, которые также могут восприниматься. Они другие, отличные от нас. Даже взять поколение на два-три года моложе меня — и то есть отличие. Вообще, скажу так: я знаю, вижу, что молодежь — думающая, рассуждающая, любящая свою Родину. А Интернет — это великое благо для человечества. Очень много плюсов: сокращает время для поиска информации и незаменимый помощник при подготовке к уроку (найти репродукцию, аудиозапись с голосом того или иного автора). Только надо правильно использовать информацию из Интернета. И задача учителя — сформировать интерес к ее поиску. Он формирует не просто умение потреблять информацию, а умение учиться и после школы, вне учебного заведения.

— Как относитесь к ЕГЭ?

— ЕГЭ в 2007 году, когда сдавал я, и ЕГЭ сейчас — это, как говорится, две большие разницы. Сейчас убрали «угадайку». Нет вариантов ответов, нужно работать с текстом. Ввели сочинение, а сейчас есть и устная часть. Я думаю, это неплохая система проверки знаний, и она постоянно совершенствуется.

— Что бы вы пожелали выпускникам педвузов, которые стоят на распутье: идти ли работать в школу?

— Вы знаете, я понял, что могу преподавать, только на педагогической практике. Выпускникам посоветую одно: надо идти в школу и пробовать! А тогда поймете, ваше это или не ваше. Многие боятся ответственности. Да, несомненно, работа ответственная, сложная… Но очень интересная!

— А вас случайно не приглашали на работу в министерство, в управление после победы? Не оставите школу и своих учеников?

— Нет, сейчас очень много работы, я долго отсутствовал. В планах — защитить диссертацию.

— Спасибо за беседу.

Инна МОЧАЛОВА.

Фото: /www.armseven.com