Александр ШАГАЛОВ: Выпускникам педвузов посоветую одно: надо идти в школу и пробовать себя!
Дозвонились мы до лучшего учителя России не сразу. Из Москвы решил ехать домой на поезде, потом долгожданная встреча со своими любимыми учениками, с коллегами… И вот наконец вечером нашлось время для разговора.
— Как вас встретили дети, Александр?
— Мы скучали друг без друга. Встреча на перроне была немного суматошной. Позже, уже в стенах школы, удалось побеседовать, поблагодарить всех за поддержку.
— Расскажите, пожалуйста, о себе. Вы коренной армавирец?
— Да, я родился в Армавире. И все мои родственники, в том числе прадедушка и прабабушка, жили здесь. Они в
— Спрашивать, почему поступили на филфак Армавирского госуниверситета, наверное, излишне? Вы с детства мечтали стать учителем?
— Нет, почему же. В детстве меня привлекала археология, я хотел стать египтологом. Потом увлекся архитектурой и рисованием. Мечтал стать архитектором. Но на выбор профессии повлияли два фактора. Первый — любовь к слову и литературе. Я стал писать стихи. А потом, в выборе профессии очень многое зависит от преподавателя, от того, как он ведет предмет. Мне повезло: на моем жизненном пути встретились два словесника, которые привили мне любовь к языку и литературе. Это Наталья Павловна Родак — она учила меня до девятого класса, а в старших классах — Ольга Михайловна Ларина. Когда говорят, что заинтересованность школьным предметом зависит от личности учителя, это не пустые слова. Кстати, Ольга Михайловна сейчас завуч в седьмой школе, моя коллега.
— Что дало вам участие в конкурсе? Действительно подобные состязания призваны поднимать престиж профессии?
— Несомненно, они влияют на престиж профессии учителя. В этом году впервые в истории педагогического состязания в нем приняли участие представители всех 85 регионов России. Оказывается, есть еще такие конкурсы, как «Воспитатель года», «Директор года», «Психолог года». Многие о них даже не слышали… Вот об этом нужно говорить с экранов телевидения, со страниц газет. Об учительских победах, о достижениях педагогов и их учеников. Тогда учительская профессия перестанет быть невостребованной. Она уже сейчас становится популярной. В школу возвращаются
— Ваши секреты успеха? Трудно преодолевали задания в конкурсе?
— Секретов нет. Наверное, это умение собраться, быть самим собой, искренним, любить дело, которое ты делаешь. Вообще, я очень эмоциональный человек, чувствую людей, умею вдохновить. А сам конкурс — это трудная работа, непростые испытания.
— Учителя каких регионов стали вам конкурентами?
— Но конкурентами я их не назову… Это плохое слово. Это мои коллеги. В пятерку вышли все мужчины — из
— Дискриминация
— Не знаю, боролись все. Но если честно,
— Расскажите о встрече с президентом. Что нам не показали по телевизору?
— Мы долго ждали. Сначала чувствовалась напряженность, но потом беседа пошла непринужденно. Президент говорил со всеми открыто, искренне и честно. Владимир Путин — человек с сильной харизмой, настоящая личность, он обладает широчайшим кругозором. Приятно было осознавать, что, несмотря на свою огромную занятость, он читает классиков. Знает наизусть стихи русских поэтов…
— Да, все заметили, как вы ему подсказывали строки из Лермонтова…
— Ну что вы, я не подсказывал… Я знаю и люблю это стихотворение Лермонтова и читал его шепотом, но получилось в микрофон громко…
— А вы много знаете наизусть?
— Считаю, каждый филолог должен знать наизусть произведения
— У Путина томик Лермонтова на столе, а какие книги на столе у учителя Шагалова?
— На столе у меня очень разные книги. Не забывайте, я каждый вечер готовлюсь к урокам по программам литературы 7, 8, 10 и
— Филолога спрашивать о любимых авторах, наверное, напрасная трата времени? Что вы любите читать?
— Без сомнений, это Пушкин, Лермонтов, Мандельштам, Пастернак, Арсений Тарковский. Нравится читать Трифонова. Из современных классиков, к сожалению ушедших, — Ф.Искандер, В.Распутин. Из зарубежных авторов, пожалуй, назову Германа Гессе, Уильяма Голдинга. Люблю литературу со смыслом, которая дает толчок к размышлению.
— Какие у вас отношения с учениками? Скорее дружеские (в силу возраста) или наставнические?
— Учитель должен быть и другом, и наставником одновременно. А еще — воспитателем и отчасти родителем, вдохновителем и помощником. Наверное, так. Я стремлюсь к этому. Вообще, с ребятами у меня нет никаких конфликтов, у нас все строится на взаимном уважении.
— Все ругают современных детей… Мало читают, сидят в социальных сетях и прочее. Как вы оцениваете современных учеников?
— Дети таковы, каково все общество. Меньше стали читать не потому, что пропал интерес. Появились другие формы информации, которые также могут восприниматься. Они другие, отличные от нас. Даже взять поколение на
— Как относитесь к ЕГЭ?
— ЕГЭ в 2007 году, когда сдавал я, и ЕГЭ сейчас — это, как говорится, две большие разницы. Сейчас убрали «угадайку». Нет вариантов ответов, нужно работать с текстом. Ввели сочинение, а сейчас есть и устная часть. Я думаю, это неплохая система проверки знаний, и она постоянно совершенствуется.
— Что бы вы пожелали выпускникам педвузов, которые стоят на распутье: идти ли работать в школу?
— Вы знаете, я понял, что могу преподавать, только на педагогической практике. Выпускникам посоветую одно: надо идти в школу и пробовать! А тогда поймете, ваше это или не ваше. Многие боятся ответственности. Да, несомненно, работа ответственная, сложная… Но очень интересная!
— А вас случайно не приглашали на работу в министерство, в управление после победы? Не оставите школу и своих учеников?
— Нет, сейчас очень много работы, я долго отсутствовал. В планах — защитить диссертацию.
— Спасибо за беседу.
Инна МОЧАЛОВА.
Фото: /www.armseven.com