Банк или пропал
Подобное повышение, как вы понимаете, просто так с неба не падает, за ним стоит четкая, профессиональная работа всей команды, блестяще показавшей себя во время проведения Олимпийских и Паралимпийских игр-2014.
Филиал главного финансового регулятора сумел отлично скоординировать подготовку банковского сообщества к главному мировому спортивному событию планеты. Задолго до Олимпиады был создан оперативный штаб, разработавший и внедривший концепцию доступности для участников и гостей Сочинских Игр к финансовым ресурсам.
— Олимпийские игры дали толчок для развития регионального банковского сектора в нашем крае, — отметил вице-губернатор, министр финансов Иван Перонко. — Он будет изучен и внедрен с таким расчетом, чтобы как можно больше жителей Кубани могли пользоваться финансовыми услугами банков.
Иван Александрович вручил почетные грамоты администрации края наиболее отличившимся работникам, бывшим на передовой финансового фронта во время Олимпиады. Среди них были и руководители банков, и кассиры операционных центров, и инкассаторы.
Спортивные состязания в Сочи остались позади. Позади остался и супермасштабный инвестиционный проект, равного которому, пожалуй, не было в новой России. Олимпиада-2014 стала локомотивом, потянувшим за собой строительную отрасль, производство металла и стройматериалов, транспорт и связь. Локомотив свое движение окончил, а жизнь продолжается. Можно ли компенсировать ту экономическую выгоду, которую дала Кубани зимняя Олимпиада? Вполне. В крае реализуется 255 инвестиционных проектов общим объемом около одного триллиона рублей. Несмотря на столь впечатляющий результат, для Кубани этого недостаточно, считает министр финансов.
— Необходимо, чтобы в каждом муниципальном образовании осуществлялись реальные инвестиционные проекты, — поставил задачу Иван Перонко главам городов и районов, сидящим в зале. — Только в этом случае мы сможем добиться выполнения плана по собственным доходам. Тем более что в этом году мы должны собрать 200 миллиардов рублей.
Возможности для реализации новых инвестпроектов на Кубани есть. Во-первых, строительство жилья. Во-вторых, глубокая переработка сельхозпродукции. Это то, что лежит на поверхности. А если местные власти хорошо подумают, постараются учесть все свои преимущества, то смогут найти и другие направления.
Есть у Кубани некая инвестиционная заначка. Развитие Крыма потребует строительства водовода на полуостров, дабы его жители не зависели от сумасбродства киевских властей, которые в угоду сиюминутной политической ситуации могут прекратить поставлять воду российскому Крыму. То же самое относится и к электроэнергии. Генерирующие станции, построенные на Кубани, будут поставлять электроэнергию в Крым, обезопасив его от Украины, где, скорее всего, не скоро окончатся майданные страсти. Транспорт, идущий в Крым, — это еще одна точка роста экономики Кубани. Ну а когда начнется строительство моста, соединяющего нас с Крымом, то это помимо других преимуществ приведет к пополнению кубанской казны.
Безусловно, для реализации различных инвестпроектов потребуются финансовые ресурсы. Где их взять? В банках. Ведь экономика края во многом развивается за счет заемных средств.
Не торговлей единой...
Упрекнуть банки в отсутствии интереса к кубанской экономике нельзя. Ежегодно объем финансовых вливаний в реальный сектор экономики возрастет. К примеру, если два года назад было привлечено чуть более триллиона рублей, то в прошлом году — 1,5 триллиона. Руководитель департамента по финансовому и фондовому рынку Игорь Славинский проанализировал, куда и сколько вкладывают денег банки. В лидерах по-прежнему торговля — 40 процентов от всего объема кредитов в позапрошлом году и 38 процентов в прошлом. Эта тенденция понятна: торговля с ее достаточно быстрым оборотом, менее рискованные вложения. Впрочем, наметилась и другая тенденция.
— В сравнении с 2012 годом в прошлом существенно выросло кредитование транспорта и связи — на шесть процентов. Пусть ненамного, всего на два процента возрос объем заемных средств в обрабатывающем производстве. Уровень кредитования сельского хозяйства пока не изменился — пять процентов. Хотя объем мер господдержки сельского хозяйства в крае довольно внушительный — 8,3 миллиарда рублей. Если обратить внимание на инвестиционные кредиты, то их финансирование по-прежнему невелико: 37 миллиардов рублей от общего объема кредитов в 2012 году и 60 процентов в прошлом году, — отметил Игорь Славинский. — Невелико и обеспечение доступными кредитными ресурсами малого и среднего бизнеса — 237 миллиардов рублей на начало прошлого года и 277 на конец года.
Еще одна тревожная тенденция. Активы банков растут. В основном за счет вкладов жителей края. На начало текущего года кубанцы положили на свои счета в банках 437 миллиардов рублей, что на 83 миллиарда больше, чем в прошлом году. Но на этом фоне почему-то снижаются налоги финансовых организаций в краевую казну.
То ли филиалы банков, чьи головные офисы, находящиеся в других городах, перегоняют деньги туда, то ли резко увеличившийся поток перебежчиков из частных в государственные финансовые организации влияет на налоговые отчисления банковского сообщества? Тут-то как раз поле действия для налогового ведомства.
Где густо, а где пусто...
Динамика банковской инфраструктуры в крае положительная. На 1 января текущего года на Кубани работало 1888 региональных банков и филиалов иногородних финансовых организаций. Согласитесь, это отнюдь не мало. Однако, если посмотреть на банковскую карту региона, взяв за основу количество кредитных организации на 100 тысяч человек, в глаза бросается ее неоднородность.
Понятно, что больше всего банков, филиалов, кассовых центров и терминалов в крупных городах, таких, как Краснодар, Анапа, Новороссийск. В районах ситуация разнится. Причем существенно и, на первый взгляд, необъяснимо. Взять, к примеру, два соседних района: Новокубанский и Успенский. Первый входит в число отстающих, второй нет. Если судить с точки зрения аграрного сектора, то Новокубанский район выигрывает. Однако Успенский район сумел привлечь не только гораздо больше инвесторов, но и банковских организаций. А банки, как известно, не стремятся открывать филиалы, устанавливать терминалы и банкоматы там, где уровень доходов жителей низкий, где экономическая активность едва теплится. Приведу один пример из личного опыта. Когда родственники жили в станице Кабардинской Апшеронского района, то приходилось ездить в Хадыженск, чтобы снять деньги с карточки. В станице, к слову не самой маленькой в крае, не было ни одного банкомата.
На фоне отзыва лицензий Центробанком у ряда кредитно-финансовых учреждений многие кубанцы решили не рисковать и доверить свои сбережения государственным банкам. В лидерах Сбербанк. Объем вкладов населения в нем вырос на 48 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Судя по всему, госбанки приложили руку к созданию нервозности среди вкладчиков. Чтобы в дальнейшем оградить частные банки от рукотворной паники, в ближайшее время планируется приятие закона " О заведомо ложной информации«. Он налагает запрет на распространение информации о банках, которая считается заведомо недостоверной и подрывающей репутацию и экономическую деятельность. Чиновникам запретят комментировать факты, касающиеся банков, до появления отчетов на сайтах кредитных организаций.
— В ближайшей перспективе доля региональных кредитных организаций в банковской системе будет сокращаться, — считает вице-президент ассоциации региональных банков «Россия» Алина Ветрова. — Мы считаем, что мелким и средним банкам необходимо объединяться в пулы, стандартизировать договоры и финансовые продукты и переход на единое программное обеспечение.
Хорошим подспорьем для региональных банков может стать повышение финансовой грамотности. В прошлом году наш край стал победителем во Всероссийском конкурсе содействия повышению уровня финансовой грамотности, организаторами которого стали Минфин РФ и Всемирный банк. Кубань получила 40 миллионов рублей, которые пойдут на дальнейшее совершенствование мер по развитию финансовой грамотности жителей региона. В ближайшее время неделя финансовой грамотности стартует в нескольких городах края.