Без земли виноватые: Кубанские землепашцы отец и сын Плугаревы ждут обещанной помощи.


Исконные кубанские землепашцы отец и сын Плугаревы ждут обещанной праведной помощи… Сколько правильных слов о необходимости поддержки фермеров сказано высокими людьми с высоких трибун — не счесть! Фермер Роман Плугарев из села Отрадо-Ольгинского Гулькевичского района говорит: «Не надо нам помогать — только не мешайте». На столе в офисе кипа бумаг. По-хорошему Роман Плугарев и его отец Алексей Васильевич должны готовиться к посевной. Однако вместо этого они вынуждены заниматься судебными тяжбами…
Исконные кубанские землепашцы отец и сын Плугаревы ждут обещанной праведной помощи…

Сколько правильных слов о необходимости поддержки фермеров сказано высокими людьми с высоких трибун — не счесть! Фермер Роман Плугарев из села Отрадо-Ольгинского Гулькевичского района говорит: «Не надо нам помогать — только не мешайте». На столе в офисе кипа бумаг. По-хорошему Роман Плугарев и его отец Алексей Васильевич должны готовиться к посевной. Однако вместо этого они вынуждены заниматься судебными тяжбами…

Фамилия — от слова «плуг»

В советское время в селе Отрадо-Ольгинском был крепкий колхоз «Нива Кубани». В конце прошлого века хозяйство, как и многие другие, развалилось. Членам колхоза выделили земельные паи. Большинство новых собственников сдали свои гектары в аренду, а самые закаленные, разбирающиеся в тонкостях земледелия и животноводства, рискнули заняться фермерством. И как показало время, не прогадали!

Среди них был и Алексей Плугарев, всю свою сознательную жизнь проработавший на земле. Даже фамилия у него самая настоящая крестьянская — от слова «плуг».

Свое хозяйство Алексей Плугарев назвал «Мастер». Звучит вроде бы громко, но вполне заслуженно. Проработав 45 лет агрономом, управляющим отделения, главным агрономом, фермером, А.В. Плугарев досконально научился всем тонкостям проведения технических операций в поле. Никогда не экономил на подкормке, засевал поля элитными сортами пшеницы, грамотно использовал технику, соблюдал севооборот. Нива на заботу отвечала взаимностью, так что даже в самые засушливые годы зерновых меньше 50—55 центнеров с гектара не собирал.

Слава о крепком хозяйстве пошла гулять по югу России. Когда «Ростсельмаш» запускал в серию новый тип комбайна, руководство известного завода предложило испытать модернизированный уборочный агрегат на полях Плугарева. Такая честь выпадает далеко не каждому.

Рвачом Алексей Плугарев никогда не был. Зарплату выдавал без задержек, день в день. Ежегодно уплачивал более миллиона рублей налогов, перечислял порядка 100 тысяч рублей на нужды сельского поселения. Собранные Плугаревым и другими фермерами деньги шли на благоустройство села, ремонт детского сада, школы, восстановление церкви в селе Отрадо-Ольгинском, отсыпку дорог, освещение улиц. Долгое время КФХ «Мастер» содержало на своем балансе автобус, на котором подвозили детей в школу. Все затраты — зарплату водителя, заправку машины бензином — фермер оплачивал из собственного кармана.

«15 лет назад мы сдали свои земельные паи фермеру Алексею Васильевичу Плугареву — и не жалеем об этом. За это время к нему не было ни одного нарекания. Он всегда своевременно выдавал нам оплату по договору, помогал материально, выделял собственные деньги для оформления наших земельных участков», — говорится в коллективном письме жителей села Отрадо-Ольгинского. Чувствуется, что односельчане писали искренне, от души.

Сын — в отца

Сын Алексея Плугарева Роман пошел по стопам отца.

— Люблю землю с детства, — поделился Роман. — Возвращаясь после службы на флоте, приехал в Гулькевичи. Оттуда меня подвозил до дома знакомый водитель. Как только увидел пшеничное поле на окраине села, попросил высадить. Лег в пшеницу, вдохнул ее запах — и чуть не заплакал. Так за три года соскучился по кубанской земле!

Роман организовал собственное хозяйство. Крестьянская смекалка, опыт бати, два высших образования — агрономическое и экономическое — помогли. Хозяйство Романа быстро поднялось на ноги. У Романа и его супруги Оксаны четверо детей. Когда проводился конкурс среди многодетных семей «Лучшее кубанское подворье», молодой предприниматель занял первое место в районе и второе на Кубани. За победу в конкурсе краевая администрация выделила Роману 100 тысяч рублей на развитие хозяйства.

Фермер новой формации не стал складывать яйца в одну корзину. Помимо земледелия занялся животноводством. Начал с 50 черно-пестрых голштинов. За два года поголовье выросло до 300 буренок. Надои были знатные — более пяти тысяч литров молока. Роман купил одну из пустовавших колхозных ферм. Правда не сразу. Попыталось было руководство «Нивы Кубани» ставить препоны, но ЗСК помогло. Председатель кубанского парламента Владимир Бекетов поручил разобраться в спорном вопросе депутату Сергею Тимченко.

— Не успели мы приехать из Краснодара домой, как нам уже звонят: мол, вопросов нет, выкупайте землю под фермой, — вспоминает Роман Плугарев.

Обзавелись фермеры Плугаревы внушительным парком сельхозтехники. Одних тракторов — восемь единиц, пять большегрузных «КамАЗов», комбайн, свеклоуборочный комплекс ВИК. Предпочтение фермеры отдают отечественной технике.

Дела шли хорошо, но чтобы по-настоящему развернуться, земли не хватало. Роман взял в аренду у односельчан порядка 418 гектаров пашни. Шесть лет с момента заключения договора все шло как по маслу: урожайность зерновых в хорошие годы доходила до 60 центнеров, да и другие агрокультуры: свекла, пшеница, кукуруза — не подводили. Владельцы земельных паев были довольны. За свою землицу ежегодно получали две тонны зерна, 25 литров подсолнечного масла, 50 килограммов сахара, 200 килограммов кукурузы на один пай (4,1 гектара). Тем, кто держал скотину, сено и жом привозили прямиком к дому. Денег за доставку не брали. С 2011 года увеличили выдачу зерна до 2,5 тонны плюс тюк сена и соломы.

Не отдашь землю — разорим!

Это у нас, к сожалению, случается часто: пока поля зарастают бурьяном, они и даром никому не нужны. Стоит фермерам заняться землей, удобрить, вложить не только средства, но и душу, полить собственным потом, как тут же землица становится объектом пристального внимания так называемых инвесторов. Денежные мешки всеми правдами и неправдами стремятся прихватить чужую землю. Вот и Роману Плугареву пришлось столкнуться с подобной ситуацией.

Три года назад некий г-н Калашян купил имущество бывшего колхоза «Нива Кубани». Лишь после оформления сделки он понял, что досталось ему всего ничего — пяток полуразвалившихся ферм, да и земли маловато. Наделы-то были давно переданы бывшим членам колхоза в собственность. Большинство земельных паев односельчане сдали в аренду фермерам, в том числе и Роману Плугареву.

Новый хозяин «Нивы Кубани» решил наверстать свое силовыми методами.

— Мне позвонил Калашян и предложил встретиться, — вспоминает Алексей Плугарев. — На встрече присутствовал И.А. Багмет (для справки: житель одной из закавказских республик, получивший в 2007 году российское гражданство). Калашян без каких-либо предисловий сказал: «У вас земли хватает. Отдай землю, которую Роман арендует. Не отдашь — разорю». Я, признаться, опешил. Никогда у нас такого не было, даже в лихие девяностые. Естественно, ответил: «Кто ты такой и по какому праву так себя ведешь?».

Негодование Алексея Плугарева вполне объяснимо. Казачья семья потомственных хлеборобов жила в селе более двух веков, а тут приезжают чужаки и начинают диктовать свои условия.

Новые хозяева стали уговаривать владельцев паев расторгнуть договор с Романом Плугаревым, обещая более выгодные условия аренды. На посулы не скупились, и кое-кто из собственников земельных наделов решил сменить флаг. Сначала их было всего два-три человека. Менеджер «Нивы Кубани» Багмет удвоил усилия.

«Бывало, что по семь раз Багмет приезжал к нам домой, уговаривая расторгнуть договор с Романом и заключить с ним, — говорится в коллективном письме, подписанном более чем 60 жителями села. — Кого запугивал, кого уговаривал. Мы долгое время сдавали свои паи семье Плугаревых и никогда не жалели об этом».

Нелегки вы, тяжбы судебные…

Следующий этап плана по разорению фермера Романа Плугарева проходил в судебных инстанциях. Обкатанная рейдерская схема работала четко и без сбоев.

Часть земельных паев из общего массива Роман Плугарев купил, другую арендовал. В 2009 году земельным участкам были присвоены новые кадастровые номера, и Роман был вынужден заключить уточняющий договор, поскольку часть арендованных наделов числилась под разными номерами. Собрал доверенности пайщиков и заключил от их имени договор, чего не должен был делать, но местный юрист заверил его, что это допустимо. Затем договор аренды был подписан и оформлен в Росреестре. При регистрации бумаг у сотрудников Росреестра никаких вопросов не возникло.

— Фактически такой договор является незаключенным, акт приема-передачи земли не был составлен, арендная плата не устанавливалась, — пояснил адвокат Илья Дементеев.

А в это время менеджер «Нивы Кубани» продолжал уговаривать владельцев земельных участков расторгнуть договор аренды с Плугаревым. В конечном счете на руках у Багмета оказалось 28 доверенностей от пайщиков. От их имени он обратился в суд. В исковом заявлении содержалось требование признать договор аренды с Плугаревым недействительным. Гулькевичский районный суд так и сделал. Абсурд! Как можно признать несуществующий договор недействительным?!

Последствия этого решения были серьезными. Суд обязал Романа вернуть не только 28 земельных паев, но и выплатить их владельцам почти полтора миллиона рублей. За что, спрашивается? Ведь, несмотря на юридический казус, Роман Плугарев выдавал им плату в натуральной форме, как и прежде. Но и это еще не все!

…как гаранту Конституции

«В настоящее время судебные приставы требуют исполнения вступившего в силу неправосудного решения, чем причиняют вред не только фермеру Плугареву Р.А. — наложили арест на землю и имущество, — но и нам, собственникам земельных долей, нарушая наши конституционные права по распоряжению земельными долями. Дошло до того, что без согласия собственников земельных долей менеджер ООО «Нива Кубани» — представитель 28 собственников земельных долей, предоставивших ему право представлять их интересы в суде, похитил наш урожай. Это преступление он совершил, прикрываясь неправосудным решением Гулькевичского районного суда», — говорится в письме Президенту РФ Владимиру Путину. Обращение к гаранту Конституции подписали 37 собственников долей, которые продолжают сдавать землю в аренду Роману Плугареву.

Тут требуется небольшое пояснение. Когда Гулькевичский районный суд вынес решение о возвращении 28 собственникам долей, то также обязал Романа Плугарева вернуть землю и еще 37 пайщикам, несмотря на то что они хотят сдать свои наделы фермеру. Вся эта чехарда возникала из-за того, что на земельном участке есть доли «перебежчиков» и тех, кто не отдал свои наделы пришлым богатеям. Все попытки провести размежевание этих земельных массивов успехом не увенчались.

И еще один немаловажный факт. Суд дал право менеджеру ООО «Нива Кубани» Багмету представлять интересы пайщиков, разорвавших отношение с Романом Плугаревым, но не давал права производить сельхозработы. И уж тем более присваивать чужой урожай. Однако, несмотря на это, не без его участия было скошено 60 гектаров ячменя, посеянного Романом. Да не обычного, а французского, элитного. За ним фермер ездил в ставропольский колхоз «Родина».

Похозяйничали пришлые дельцы и на поле Алексея Плугарева. Фермер засеял поле элитными семенами кукурузы, купленными в НПО «Кос-маис». Ее внаглую скосили и пустили на силос.

— Обидно, что край недополучил от наших КФХ свыше тысячи тонн высококлассного зерна, — вздыхает Алексей Васильевич.

Поразительно: фермер, лишившись урожая, понеся серьезные убытки, думает о кубанском каравае, переживает, что не смог внести свою лепту!

Общий ущерб фермеров Плугаревых превысил 7,5 миллиона рублей.

Но и это еще не все.

— Поскольку кормов не хватает, я был вынужден сократить поголовье молочного стада, оставив всего 200 коров, — рассказал Роман Плугарев. — Обращения в полицию и Следственный комитет ничего не дали. Что дальше, не знаю. Если и в этом году урожай похитят, а правоохранительные органы вновь закроют глаза, то придется все оставшееся стадо пустить под нож и распродать технику.

Парадоксально! ЗСК и администрация края выделяют немалые средства на увеличение поголовья молочного скота, а какие-то пришлые дельцы идут наперекор политике кубанской власти и наносят ущерб экономике региона!

На 23-м съезде фермеров Кубани Алексей Плугарев поведал о мытарствах собственных и своего сына. Губернатор Александр Ткачев дал поручение: разобраться и помочь Плугаревым. Но, видно, на Кубани далеко не все считаются с мнением главы края.

Беспредел продолжается…

В один из дней Роман Плугарев с супругой приехали на свое поле и с удивлением увидели стоящий там автомобиль менеджера «Нивы Кубани». На вполне резонный вопрос, что он делает на чужом поле, Багмет начал оскорблять Романа и его жену. Выезжая с пашни, он наехал на ногу супруги Романа. Молодая женщина закричала от боли. Тогда Роман кулаком разбил боковое стекло со стороны водителя. (Кулак у Романа будь здоров, да и силушкой Бог не обидел.) А что бы вы сделали на его месте? Багмет тут же испарился с поля.

Через несколько дней Романа вызвали в полицию и сообщили о возбуждении против него уголовного дела. Как оказалось, Багмет написал заявление, в котором сказано, что Роман Плугарев был пьян и бутылкой водки разбил стекло машины, а затем нанес несколько ударов горлышком разбитой бутылки, едва не отправив его на тот свет.

— Никогда Романа пьяным мы не видели, — рассказывали соседи Плугаревых. — А чтобы он еще на поле с водкой ездил? Такого быть не может!

Тем не менее уголовному делу дали ход.

— Я встречался с Багметом в краевом суде, — говорит защитник Романа. — Он показал мне шрам — тоненький и короткий. Такое впечатление, что он сделан скальпелем. Как известно, удар горлышком разбитой бутылки оставляет глубокую рваную рану. Я обратился в органы дознания с просьбой провести экспертизу, чтобы выяснить, совпадает порез на теле с порезом на рубашке, которая была в тот день на теле Багмета. Мне отказали. Сейчас его дело будут рассматривать мировые судьи. Одна из них — жена Багмета. Комментарии, по-моему, излишни.

— Мы не против людей, приехавших к нам из Закавказья, но они должны соблюдать наши кубанские традиции и уклад жизни, — так сказал губернатор Александр Ткачев, выступая на последнем отчетном сборе Кубанского казачьего войска.

* * *

Эта печальная история не единична. Сколько кубанских фермеров, вложивших средства, труд и душу в землю, стали жертвой пришлых нечистоплотных дельцов! Кто реально защитит тружеников села?

Сергей Капрелов.