Битва за курорты - как за хлеб!


В начале ноября специалисты статистических управлений курортных городов Кубани стали подводить предварительные итоги 2013 года. Общая картина начала приобретать первые очертания, и сейчас наши надежды выглядят следующим образом.
В начале ноября специалисты статистических управлений курортных городов Кубани стали подводить предварительные итоги 2013 года. Общая картина начала приобретать первые очертания, и сейчас наши надежды выглядят следующим образом. Ожидается, что в Геленджике за этот год отдохнет примерно 3,2 миллиона туристов, в Анапе — 3,0, в Сочи — 2,7, в Туапсе — 1,2, в Темрюке — 1,0, в Ейске — 0,6 миллиона, во всех остальных курортных зонах Кубани — 0,4 миллиона туристов. Итого по Краснодарскому краю — 12,1 миллиона гостей. Если сравнивать с прошлым годом, прирост составит три-четыре процента. 

Как к этому относиться? С одной стороны — вроде успех есть! С другой — уж очень он незначителен. Мизер, одним словом… 

Одновременно с этим на Кубани завершается подготовка к зимним Олимпийским играм 2014 года, эстафета олимпийского огня уже помчалась по просторам великой России. Кроме политиков и спортивных функционеров первые итоги реализации олимпийского мегапроекта и завершения крупнейшей мировой стройки начали подводить экономисты. Всего на олимпийскую программу «Сочи-2014» затрачено порядка 50 миллиардов долларов, или 1,5 триллиона рублей. Эти деньги пошли впрок!

Удалось не только построить первоклассные спортивные объекты, но и привести в нормальное состояние инженерную инфраструктуру южной части Черноморского побережья Кавказа. К тому же Сочи получил мощную международную «раскрутку» в качестве одного из лучших зимних курортов планеты. В будущем году, конечно, инвестиций на Кубани будет меньше, но зато можно ожидать увеличения туристских потоков. 

Уроки для курортов
Ну а какими могут быть выводы из олимпийской эпопеи для Краснодарского края? Их уже обозначил губернатор Александр Ткачев во время встречи с прессой на Международном экономическом форуме в Сочи. 

Вывод первый: туризм нам необходимо развивать как можно активнее! 

Вывод второй: при развитии туристских комплексов надо серьезно подумать о борьбе с сезонностью. 

Вывод третий: развитие туристской сферы надо начинать с модернизации инженерной инфраструктуры, в первую очередь с транспортных коммуникаций. 

Вот это и есть главные олимпийские уроки, которые требуется усвоить не только властным вертикалям, а и всей общественности Краснодарского края. 

В учебниках туристского менеджмента последних лет очень часто фигурирует положительный пример Туниса. Несколько лет тому назад тамошнее правительство, подсчитав свои доходы и расходы, закрыло единственный в стране металлургический комбинат и бросило средства на развитие туристской сферы — на строительство отелей, благоустройство пляжей и возведение подъездных путей к главному экскурсионному объекту — развалинам Карфагена. Дела в Тунисе быстро пошли в гору, сфера путешествий обеспечила больший доход, нежели черная металлургия. 

При желании можно и на Кубани найти немало примеров благотворного влияния туристского бизнеса на развитие отдельных территорий. Появился классный отель «Надежда» — расцвел поселок Кабардинка. Возник отличный туристский комплекс «Гамма» — преобразилась Ольгинка. Ну а про поселок Кучугуры на Тамани и говорить не приходится. Когда в заброшенном поселении развалился совхоз, занимавшийся сбором винограда, местные жители вдруг осознали, что их морское побережье и вполне приличная дорога — ничуть не меньшее богатство, чем виноградные шпалеры! Сейчас в Кучугурах растут гостевые дома, люди ездят сюда на отдых целыми семьями, при этом все везут деньги, обеспечивая местных жителей и работой и зарплатой. Даже в популярный сериал «Сваты» попало селение Кучугуры, это уже, как говорится, рекламный бонус. 

Есть у нас понимание всего этого? Конечно, есть! 

Тогда скажите на милость, почему до сих пор пустуют целые километры побережья, особенно на Азовском море? Почему многие существующие курортные комплексы работают только половину года? 

Как можно терпеть многолетнее убожество в бухте Инал, где у самой полосы прибоя ютятся жалкие лачуги! Как можно столько лет вести одни только разговоры о строительства этнографической деревни с гостиницей в поселке Агой, не делая там ничего? А о зимнем курорте Лагонаки даже и упоминать стыдно. Всей Кубани, да и многим в стране нужен этот дешевый горнолыжный комплекс, но только создание его все никак не сдвинется с места. 

Каждый четвертый житель Краснодарского края в той или иной мере занят в туристской сфере. Серьезный показатель! А сейчас представьте, что все эти люди летом получают нормальную зарплату, а зимой — уменьшенную. Или вообще не получают ее, сидят в вынужденных отпусках без содержания. Нормальная жизнь? Традиционно считается, что для загрузки здравниц в зимний период надо развивать медицинскую базу, люди будут приезжать лечиться в межсезонье, можно им сделать скидки, ну и так далее. Все это верно, но почему одно только лечение? А деловой туризм? А проведение конгрессов, форумов и фестивалей? Образовательный туризм, наконец. Вот сейчас приближаются зимние каникулы. Руководители центра «Искра» Темрюкского района предлагают российским школьникам приехать на занятия в лингвистический лагерь и провести каникулы с пользой. Увы, это единственное предложение из всего Краснодарского края, остальные — из Подмосковья и Кавминвод. А наши здравницы на зимних каникулах будут пустовать…

Дороги! Дороги!! Дороги!!!
Вернемся еще раз к урокам Олимпиады в Сочи. Когда о ней заходит речь, довольно часто звучит простой вопрос: «Почему все обошлось так дорого? В Ванкувере в 2010 году понадобилось девять миллиардов долларов, а в Сочи в пять раз больше?» 
Отвечаем: мы не только строили спортивные комплексы, но и ликвидировали ужасающее отставание в развитии инженерной инфраструктуры южной части Черноморского побережья Кавказа! Приморский город десятилетиями рос, не имея нормальных дорог, электростанций, системы водоснабжения, очистных сооружений, газовых сетей. Сейчас все это появилось, даже на будущее создан небольшой запас… Но ведь остальные курорты Краснодарского края с такими проблемами сталкиваются до сих пор!!!

У курортов Кубани есть одно неоспоримое преимущество перед конкурентами из Египта и Турции. На отдых за границу добраться дешевле, чем к нам полететь на самолете. За границу авиакомпании организуют чартерные рейсы, а к нам — нет. Эта проблема не решается годами! Но зато на собственных машинах люди ездят отдыхать именно на Кубань, а не в Египет и Турцию. Ездят не только из Ростовской области и Ставропольского края, что вполне понятно, но даже из Тюменской области добираются! Дешевле выходит, чем на самолете, быстрее, чем с пересадками на поезде. Значит, надо строить дороги по всему краю. Вот самые необходимые направления, где работы надо начинать как можно скорее. Западный обход Краснодара — Абинск — Кабардинка. Джубга — Сочи. Нижегородская — Мезмай — Лагонаки. Майкоп — Шаумян — Туапсе. О каждом из этих проектов независимая народная газета «Вольная Кубань» писала уже не раз. Сегодня мы повторяем перечень еще раз с надеждой на представителей властных структур. 

Нам ни в коем случае нельзя распустить, растерять трудовые коллективы транспортных строителей, сформировавшиеся на олимпийских стройках Сочи. Они должны уже сейчас получать заказы на строительство новых кубанских магистралей, причем подкрепленные деньгами заказы. А вот когда появятся новые дороги к морю, глубже вздохнут все наши курортные территории.

Чем пахнет отдых?
Инженерная инфраструктура большинства кубанских курортов нуждается в срочной модернизации. В Анапе и Туапсе постоянно возникают трудности с подачей природного газа. В Ейске, Новороссийске и Темрюке бывают перебои с подачей воды. Повсюду во время курортного сезона происходят отключения электричества, разводящие сети изношены донельзя. В полный рост поднялась в Краснодарском крае проблема утилизации производственных и бытовых отходов, срочно требуются новые мусоросортировочные комплексы и мусороперерабатывающие заводы. Причины недостатков здесь накапливались годами, и все исправить с наскока явно не удастся! 

Но вот как относиться к ситуации, возникшей около месяца тому назад на улице Коммунаров в Ейске? Возле территории санатория «Ейск» прорвало канализационную трубу. Приехавшим на отдых людям приходилось весь отпуск затыкать носы от невыносимого зловония! И что же? Оказывается, все это время, действуя по инструкции, ответственные люди проводили конкурс по поиску подрядчика для выполнения ремонтных работ. Не тот ли это был случай, когда инструкцию требовалось отложить в сторону да взять и быстро ликвидировать аварию? Ведь знаем же, как рассчитаются с нами за безалаберность наши гости! Они больше никогда не приедут отдыхать в Ейск. Вот и все!

Биться за курорты! 
Пора подводить итоги! 
Весь ход подготовки Сочи к зимним Олимпийским играм 2014 года подтвердил, что туристская сфера — одно из наиболее перспективных направлений развития Краснодарского края. Будет развиваться туризм — увеличится спрос на нашу сельскохозяйственную продукцию, возрастет занятость населения, увеличатся бюджеты всех уровней. Об этом надо чаще задумываться. Всем нашим депутатам, когда они обсуждают постановления о предоставлении здравницам налоговых льгот. Всем дорожным строителям, определяющим, куда в первую очередь прокладывать дороги. Всем сотрудникам транспортных ведомств, решающим, насколько нужны новые рейсы в направлении курортных территорий. И даже работникам культуры, чтобы могли чаще устраивать фестивали именно на кубанских курортах, которые ведут борьбу за туристов! 
Привычно, что каждый год Кубань ведет борьбу за хлеб, считает каждую тонну зерна, поскольку без нашей пшеницы очень тяжело придется России! А ведь битва за российских туристов с конкурентами из Египта и Турции проходит не менее жестко.

И каждый проигрыш в ней оборачивается финансовыми прорехами в наших бюджетах. И лишь когда ситуация изменится, когда туризму уделят больше внимания, чем сейчас, наши успехи на этом направлении будут уже не такими, как в этом году. А пока у нас год минимальных успехов… 

Аналитический центр независимой народной газеты «Вольная Кубань».
Фото: www.kuban-kurort.com