Благодаря «Вольной Кубани» в Сочи увековечена память о «забытом» Герое Советского Союза.


Благодаря «Вольной Кубани» в Сочи увековечена память о «забытом» Герое Советского Союза боевом летчике Сергее Щирове. Он с первого дня Великой Отечественной войны был на фронте, а счет сбитым самолетам противника открыл уже 29 июня 1941 года. Сражался в районе Киева, Смоленска и Твери, а в августе 1942 года был переведен в поселок Лазаревское близ Сочи. Альпийские стрелки из дивизии «Эдельвейс» как раз тремя колоннами рвались к Туапсе, Красной Поляне и Сухуми. Небо тогда еще оставалось за фашистскими асами.

Благодаря «Вольной Кубани» в Сочи увековечена память о «забытом» Герое Советского Союза боевом летчике Сергее Щирове.

За неделю до Дня Победы мне позвонил директор Сочинского художественного музея Петр Хрисанов. По тону чувствовалось, что был он очень взволнован.

— Мы открываем выставку новых скульптурных работ. Приходите, пожалуйста! Впервые представим сочинцам бюст Героя Советского Союза боевого летчика Сергея Щирова. Пока бюст исполнен в гипсе, но в будущем его планируется отлить в бронзе и установить на новой улице, которая сейчас носит имя прославленного человека…

Он помолчал, а потом неожиданно добавил:

— Какое все-таки доброе дело сделала народная газета «Вольная Кубань»! Для всего нашего города, для памяти нашей, для потомков, если говорить по большому счету. Знаете, хочу вам сказать как представитель семьи, незаконно репрессированной в послевоенные годы: спасибо, огромное спасибо всей вашей редакции…

В этот момент у меня словно комок застрял в горле.


Впервые про летчика Сергея Щирова мне рассказал его боевой товарищ, ветеран 236-й авиационной дивизии Дмитрий Тормахов. Это было в майские праздничные дни 1998 года.

— Если кого и должны благодарить жители Сочи, а также Туапсе и Сухума за спасение в военные годы, так это всеми забытого Сережку Щирова! Он осенью 1942 года на своем истребителе патрулировал по всему Черноморскому побережью, сбивал фашистские бомбардировщики один за другим. Конечно, делал это вместе со всей нашей эскадрильей. Да только среди всех летчиков считался самым лучшим, больше всех побед числилось на его счету. И надо же, именно имя Сергея Щирова предали забвению! Взяли и навсегда вырвали посвященную ему страничку из книги о битве за Кавказ…

В этот момент, почувствовав, что сейчас узнаю что-то невероятно интересное, я потянулся за блокнотом и ручкой. И горестный рассказ ветерана потряс меня до глубины души.


Боевой советский летчик Сергей Щиров родился в 1916 году в селе Акимовка, неподалеку от Запорожья. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу. С первого дня Великой Отечественной войны был на фронте, счет сбитым самолетам противника открыл уже 29 июня 1941 года. Сражался в районе Киева, Смоленска и Твери, а в августе 1942 года был переведен в поселок Лазаревское близ Сочи. Альпийские стрелки из дивизии «Эдельвейс» как раз тремя колоннами рвались к Туапсе, Красной Поляне и Сухуми. Небо тогда еще оставалось за фашистскими асами.

В ту осень Сергей Щиров выработал особую тактику воздушного боя, которая, кстати говоря, потом принесла мировую славу знаменитому пилоту маршалу Александру Покрышкину. Наши летчики научились атаковать внезапно, стрелять издалека не спешили, шли на максимальное сближение и открывали огонь, когда бить можно было уже наверняка. Это стало приносить успехи!

Вот хроника боев Сергея Щирова во время сражений на Черноморском побережье Кавказа. Утром 12 сентября 1942 года сбил самолет-разведчик ФК-189. Днем 6 октября — истребитель МЕ-109. Боевой вылет 10 октября — еще одна победа, сбит бомбардировщик Ю-88. Групповой бой 13 октября — еще один «юнкерс». Затем 17 октября после лобовой атаки расстрелял истребитель-бомбардировщик МЕ-110. Что и говорить, умело защищал Родину боевой летчик Сергей Щиров. За три месяца боев на Туапсинском, Умпырском (Сочинском) и Марухском (Сухумском) направлениях сбил 15 вражеских самолетов. В декабре 1942 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Стыдно признаться, но в то же самое время, когда велась эта победная статистика, какой-то гаденький человек в штабе части начал собирать и совсем другое досье на Сергея Щирова. Вот обмолвился в столовой прославленный летчик, что авиационная техника у немцев отличного качества — рапортичка попала в «Особое дело». Вынужденно сел уже в 1943 году Сергей Щиров на соседнем аэродроме, где базировалась эскадрилья «Нормандия—Неман», устроили ему французские летчики торжественную встречу — еще одна рапортичка. Направили Сергея Щирова к партизанам Иосипа Тито, готовить пилотов для Народной армии Югославии — опять за ним были контакты с иностранцами замечены. Из всех этих мелочей в дальнейшем всегда можно было сложить серьезное обвинение.

И такое обвинение понадобилось! Уже после войны в Москве молодая жена Сергея Щирова красавица Софья Вольская приглянулась шефу НКВД Лаврентию Берия. Последовала команда в кабинете на Лубянке: «Законного мужа — с глаз долой!». И в апреле 1949 года Герой Советского Союза Сергей Щиров был арестован в расположении авиационного полка в Армении. Дело происходило в пограничной зоне, его обвинили в измене Родине и намерении улететь за границу. Приговор — 25 лет лагерей, лишение всех звании и наград! И забвение, как без этого!

— А сейчас он жив, Сергей Щиров? — спросил я тогда ветерана Дмитрия Тормахова.

— Его освободили после разоблачения Лаврентия Берия в 1953 году. Какое-то время работал фотографом в родном селе, через три года умер. Только 40 лет исполнилось — и не стало человека…

— А звание Героя Советского Союза вернули?

— Вернули! Да только сделали это спустя четверть века, когда дела репрессированных военных начали пересматривать. Не нашли в деле Сергея Щирова никакого состава преступления. Написали тогда в «Известиях» три строчки. Да кто же об этом помнит сейчас на Черноморском побережье Кавказа? Забыт этот геройский летчик, забыт…


Помню, как путано и запальчиво я передавал весь этот разговор главному редактору «Вольной Кубани» Виктору Ламейкину. Точных слов подобрать не мог, чудовищная несправедливость просто душила.

— Напишите очерк! — все сомнения сразу развеял Виктор Ламейкин. — Мы обязательно напечатаем, сообщим в официальные органы и ветеранские организации, может, что удастся сделать…


Очерк «Вырванная страница» о Герое Советского Союза боевом летчике Сергее Щирове был опубликован в «Вольной Кубани» 15 сентября 1998 года. Что может сделать одна газетная публикация? Сколько их проскальзывает на полосах, никем не замеченных? Но тут все вышло иначе! В редакцию хлынул поток откликов ветеранов Великой Отечественной войны. Кто-то даже вспомнил имя летчика, в 1942 году оно было хорошо известно в частях Красной Армии. Присылали письма и те читатели, которые детьми переживали военные события на Кубани, им помнились страшные бомбежки и воздушные бои.

Прочитав статью, туапсинский репортер газеты «Жемчужина России» Александр Рекеда в военном архиве Туапсе разыскал несколько уникальных документов о подвигах Сергея Щирова. Краевед и педагог Сергей Феоктистов написал брошюру «В небе Туапсе», посвятил истории «забытого» летчика целую главу. Наконец, настойчиво взялся за дело председатель Сочинского общества жертв незаконных политических репрессий Геннадий Корольков. Собрал все возможные справки и подготовил официальное обращение на имя руководителей администрации города Сочи и депутатов Сочинского городского собрания. Честно скажем, долго кого-нибудь убеждать в том, что память о Герое Советского Союза Сергее Щирове надо увековечить, не пришлось. Просто все документальные процедуры затянулись на несколько лет. Лишь в декабре 2010 года по решению депутатов новой улице в районе Олимпийского парка Сочи было присвоено имя Героя Советского Союза боевого летчика Сергея Щирова. А вот сейчас — изготовлен бюст для того, чтобы установить его на этой улице.


Если люди начинают забывать о минувшей войне, значит, начинает назревать новая война! Если они забывают о героях, которые отстояли их жизни в годы лихолетья, — они перестают быть людьми! Это когда-то сказал прекрасный поэт Александр Твардовский, прошедший через все самые кровавые фронты.

Теперь о Герое Советского Союза боевом летчике Сергее Щирове в нашем крае будут помнить всегда. Какое все-таки доброе дело сделала народная газета «Вольная Кубань»…



Игорь Сизов.