Близ Труда не выловишь и рыбку — нет пруда!
…
Решение в редакции приняли мгновенно — надо срочно мчаться в район бедствия! Не может быть, чтобы в двадцать первом веке, в райском уголке земли — вся страна знает: «Если есть на свете рай, это Краснодарский край!» — образовалось «адово место»!
Р-а-з-р-
Часть «Новой жизни» — в Привольной, но основная работа была в хуторе Труд, что в 15 километрах от станицы, но на самом берегу прежде богатых рыбой плавней и лиманов.
Картина, что увидели, приехав в хутор, удручающая. В реальности, пожалуй, похлеще, чем в видеообращении. Бывшие полноводные пруды корявы и пусты, с обрушившимися берегами, а обнаженное дно так рассохлось, что в глубокие трещины можно пролезть ладонью. Какая там рыба — вонь стоит от гниющих после дождей водорослей… Словно суровый приговор, прозвучал беспощадный вывод ихтиологов: восстановлению не подлежит, рыборазведение исключено! Оказывается, каналы не чистили, водой пруды не наполняли за годы бесхозяйственности — и исчез ил, десятилетиями накапливавшийся на дне плавней и державший воду, не дававший ей уходить в глубь земли. Сейчас сколько ни заливай, все уйдет сквозь глубинные трещины.
Как же так? Почему после 2006 года началось разорение предприятия, которое весьма неплохо занималось и рыбоводством, и животноводством, и смешанным растениеводством? С уникальным прудовым хозяйством, состоящим из одиннадцати искусственных водоемов, системы каналов, защитных дамб, насосных станций и вспомогательных сооружений.
Кто виноват? И что делать?
Да, это вечные российские вопросы. И они требуют и ныне ответов. С 1993 года РАФ была успешной потому, что являлась подсобным сельхозпредприятием мощнейшего Газпрома — конкретно филиалом «Кубаньгазпрома», который ежегодно вкладывал в «Новую жизнь» 40 и более миллионов рублей. Приказ из Москвы: избавиться от непрофильных активов, и газовики вынуждены были свой «вкусный» филиал выставить на торги. И уже в марте 2008 года имущественный комплекс РАФ перешел к победителю открытого аукциона, к
И с тех пор
В следующем после приобретения году,
Рыба? На разведение малька денег не дали, а ведь был свой инкубатор, за подращенным карпом отовсюду приезжали, Воронеж тоннами закупал. Не выделили средства и на корм товарной рыбы. Потому — крах! В 2009 году массовая гибель толстолобика — аж 15 тысяч килограммов! Прудовое хозяйство навсегда прекратило свое существование. Задолженность по зарплате — не на один миллион, недоимки по налогам — тоже миллионные. Из 168 работников «Новой жизни» осталось 86 человек, остальных сократили. Вместо былого рабочего настроя и повседневного нелегкого крестьянского труда — повышенная активность на информационном поле, благо Интернет приемлет все, блогерам — радость: очередной повод, не отрывая приросшую к креслу пятую точку, поупражняться в демонстрации своего стратегического ума!
Суды да пересуды
Как говорил старый еврей в известном анекдоте, любой разговор заканчивается деньгами. Здесь — то же самое. Не справлялись владельцы
Районная власть — роднее…
Кстати, районная власть не бросила хуторян, свои социальные обязательства перед людьми исполняет в полном объеме, более того, первостепенное внимание, если измерять на душу населения, именно Труду. Район же в десятке лучших по краю, а по многим показателям — в первой пятерке.
Энергетики хотели вырубить за миллионные долги электричество — глава района отстоял. Буренки истощились и падали
Школу не закрыли, как в других местах, 35 учеников получают здесь начальное и основное общее образование. Выпускники при желании могут продолжить обучение в старших классах средней школы станицы Привольной, подвоз к месту занятий — на школьном автобусе. Для дошколят с 2015 года организована группа кратковременного пребывания. И фельдшерский пункт функционирует, и медосмотры на все 100 процентов проведены. Есть ли еще проблемы? Конечно, есть, но грех жаловаться на невнимание. В 2017 году местная администрация выложила 590 тысяч рублей на проект реконструкции водопроводных сетей (полная стоимость реконструкции — 2 миллиона 231 тысяча рублей). А это как раз позволит участвовать в федеральной целевой программе на всю эту сумму. Уже в наступившем году изготовлена проектная документация по газификации улицы Светлой.
Что в дальнейшем ждет хутор Труд, какое будущее у «Новой жизни»?
У «Новой жизни» есть перспектива!
Один из вариантов, если уж не найдется могучего благодетеля с миллиардами рублей, чтобы восстановить былое, — это создать экодеревню. Малый и средний бизнес смог бы финансово потянуть строительство и оборудование домиков рыбака, охотника, крестьянских подворий, где можно в отпускное время не только полакомиться экологически чистой деревенской пищей, нашими национальными казацкими блюдами, но и приобщиться к крестьянскому труду. Это не только интересно и любознательно, но и полезно: встать с зорькой и — на ферму. Или дров наколоть и растопить бревенчатую баньку.
Так что, когда плохие танцоры, которым всегда
Что касается видеообращения президенту, то признаем: сделано профессионально, эмоционально сильно, до слез! И что справедливо, с чем не поспоришь — ведь на самом деле хуторяне хотят работать и достойно зарабатывать! Вот только надо было развивать хозяйство, которое было передано вполне успешным, а не приводить его к банкротству. Не можешь — не берись! А есть талант писать во все инстанции — уходи в блогеры. Тогда и известность, и повязка на грудь «Борец с режимом!».
Р. Сергеев.