В Финляндии проживает почти столько же людей, как и на Кубани — 5,5 миллиона человек. Сельхоз-угодья занимают восемь процентов территории страны. Площадь пахотных земель — 2,4 миллиона гектаров. Сравните: у нас 3,8 миллиона.
В нашем регионе благодаря целенаправленной и продуманной политике Законодательного собрания и администрации края наработан солидный опыт в развитии малых форм хозяйствования: КФХ, ЛПХ и индивидуальных предпринимателей. Но жизнь не стоит на месте. Практика показала: их деятельность будет намного эффективнее, если они объединятся в кооперативы, как это сделано во многих странах Запада.
Естественно, все то новое, что появляется в этом направлении, мы стараемся взять на вооружение. И неудивительно, что на первом Всероссийском съезде кооперативов, прошедшем в феврале 2013 года в Санкт-Петербурге, кубанская делегация была одной из самых представительных.
Представители делегации участвовали во всех мероприятиях съезда: прием министра сельского хозяйства РФ на стенде Краснодарского края, выступление В.И. Кузнецова на пленарной части, а также участие в работе всех «круглых столов». Особый интерес вызвали сообщения на съезде представителей Республики Карелия и Финляндии.
— По возвращении домой доложили руководству о состоявшемся там деловом разговоре, — вспоминает заместитель министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края И.А. Дорошев. — И уже тогда было принято решение: надо более основательно изучить накопленный и в России и за рубежом опыт по развитию кооперативного движения.
Состоишь в кооперативе? Получи бонус на карту
По поручению председателя ЗСК В.А. Бекетова и губернатора А.Н. Ткачева была сформирована рабочая группа в составе 13 человек, которая посетила Финляндию в первой декаде июля. В нее помимо руководителей сельхозкооперативов вошли первый заместитель председателя ЗСК И.М. Петренко, заместитель спикера парламента Е.В. Громыко, И.А. Дорошев, депутат ЗСК, председатель совета Агропромышленного союза Кубани И.А. Лобач.
Каковы результаты поездки? Что особо вызвало интерес? Возможно ли применение финского опыта на Кубани? Об этом и о многом другом наш корреспондент побеседовал с членами делегации. Вот их мнение.
И.А. ДОРОШЕВ:
— Поездка в Финляндию осуществлялась через город Петрозаводск. Там прошла деловая встреча в министерстве сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия.
Обсудили прежде всего перспективы сотрудничества наших регионов в сфере агротуризма, вопросы поставок свежей плодоовощной и консервированной продукции с Кубани в Карелию.
Воспользовались случаем и посетили в Петрозаводске производственную компанию «Ягода Карелии», занимающуюся переработкой дикорастущих и садовых ягод в джемы, варенья, конфитюры и наполнители для молочной и кондитерской промышленности.
Увиденное поразило. На предприятии установлено современное европейское оборудование стоимостью около 25 миллионов евро, позволяющее максимально сохранить все полезные качества ягод и фруктов без применения химических добавок. Неудивительно, что такая продукция пользуется огромным спросом как на отечественном рынке, так и за рубежом.
После этого наш путь лежал в Финляндию, точнее — в провинцию Северная Карелия, административным центром которой является город Йоэнсуу (в переводе — «Устье реки»).
НЕОБХОДИМАЯ СПРАВКА
В Финляндии проживает почти столько же людей, как и на Кубани — 5,5 миллиона человек. Сельхоз-угодья занимают восемь процентов территории страны. Площадь пахотных земель — 2,4 миллиона гектаров. Сравните: у нас 3,8 миллиона.
Здесь сильно развито животноводство. Насчитывается 1,8 миллиона голов крупного рогатого скота, в том числе 800 тысяч коров (у нас в крае их в три раза меньше — 240 тысяч). В силу этого 75 процентов пашни в Финляндии отведено под кормовые культуры. Помимо многолетних трав ежегодно выращивается 1,6 миллиона тонн ячменя и 1,1 миллиона — овса. Кроме того, финны производят 750 тысяч тонн яровой пшеницы, 600 тысяч тонн картофеля и почти миллион тонн сахарной свеклы.
Что касается экономического региона Йоэнсуу, включающего в себя несколько муниципалитетов (коммун), то там проживает около 120 тысяч человек. За период пребывания здесь мы посетили семь кооперативов, коммуны Иломантси и Эно, а также двух фермеров.
Лично меня впечатлило знакомство с кооперативом второго уровня АВС, основанным еще в 1919 году, где сегодня работают более тысячи человек. А вот членов кооператива — 65 тысяч! Паевой взнос каждого — 100 евро. Других взносов нет.
Непосредственно в Северной Карелии у АВС 83 объекта: супермаркеты, заправки, магазины, отели, аквапарк, два горнолыжных склона, 26 ресторанов, парикмахерские и даже предприятие по оказанию ритуальных услуг. Кроме того, кооператив является совладельцем банка.
Каждый член кооператива имеет бонусную карту, дающую пятипроцентную скидку от покупки в сети магазинов. Много это или мало? Судите сами: в 2012 году в виде бонусов кооператорам выплачено 16 миллионов евро — по 246 евро, или 10 тысяч рублей на каждого.
Следующий шаг — создание логистических центров
— Что еще запомнилось в практическом аспекте, так это кооператив Marja Carelia Oy, объединяющего 66 производителей ягод, — продолжил далее И.А. Дорошев. — Совместно с фермерами кооператив организовал акционерное общество, которое приобрело холодильный комплекс, позволяющий производить шоковую заморозку ягод.
То есть мы увидели воочию прообраз логистического центра, к чему сейчас Кубань стремится.
Здесь надо сказать вот что. Перерабатывающие заводы Финляндии не сотрудничают с отдельными фермерами, так как они не могут обеспечить очистку, фасовку, заморозку ягод, а также ритмичность поставок. Точь-в-точь как на Кубани! Но финны ситуацию поправили, создав кооператив.
Холодильник накапливает объем продукции и хранит ее в течение года. Общая площадь камер 6,5 тысячи квадратных метров. Нюанс есть: каждый член кооператива имеет возможность реализовать на сторону не более 20 процентов выращенных ягод. В основном же их сдают на холодильник. Благодаря договорной дисциплине в прошлом году кооператив поставил переработчикам 400 тонн крыжовника, черной и красной смородины.
Кстати, ягоды очищают после заморозки, благодаря чему они не травмируются.
— Если вкратце суммировать полезность увиденного, могу однозначно сказать: опыт кооперации у финнов наработан огромный, — подчеркнул И.А. Дорошев. — И еще. Мы лишний раз убедились, что Кубань идет по правильному пути.
Что здесь имеется в виду? Проблемами малых форм хозяйствования и их кооперации мы занимаемся семь лет. У нас создан единственный в Российской Федерации гарантийный фонд поддержки сельскохозяйственной кооперации на базе двух региональных кооперативов: Кубанский сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив второго уровня «Гарант Кубани» и Кубанский сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив второго уровня «Деловой партнер».
Основу фонда составили более 200 миллионов рублей бюджетных средств края. И на каждый бюджетный рубль привлечено восемь рублей внебюджетных.
Сейчас решено пойти дальше. Серьезно начинаем заниматься снабженческо-сбытовой кооперацией. Буквально три недели назад на сессии ЗСК принят Закон «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае», в котором, в частности, предусмотрены меры господдержки на создание логистических центров.
Как мыслится строить работу? Из краевого бюджета кооперативу второго уровня направляются деньги. Это с той целью, чтобы сконцентрировать их в одном месте и целевым способом потом использовать.
Этот кооператив, пусть это будет «Деловой партнер», проводит конкурс среди кооперативов первого уровня, которые ставят перед собой цель построить, допустим, холодильник. Отношения строятся на основе грамотно составленных бизнес-планов. Их «первоуровники» потом будут защищать.
После окончания конкурса и определения победителей «Деловой партнер» строит объект и передает его кооперативу первого уровня в управление с правом постепенного выкупа. Но даже получив большую часть денег за новостройку, «Деловой партнер» оставляет себе в нем долю в виде, скажем так, золотой акции. С той целью, чтобы государство могло влиять на политику созданного предприятия.
У нас пока нет отдельной целевой программы развития кооперации. Она существует в рамках краевой программы по поддержке малых форм хозяйствования. Поставлена задача: вывести ее в отдельную и значительно расширить. Таким образом, Кубань должна стать первопроходцем в кооперативном движении, что позволит нам одними из первых среди регионов получить средства из федерального центра.
Ипотечный кредит — под 2,5 процента
В.И. КУЗНЕЦОВ — председатель сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (второго уровня) «Гарант Кубани»:
— Финский опыт ценен уже тем, что кооперацией там государство занимается более ста лет. И люди с удовольствием участвуют в этом движении, в то время как в России, да и в Краснодарском крае, к нему относятся настороженно.
Общее впечатление от поездки — супер! Особый интерес у меня вызвала работа отделения кооперативного банка Osuuspankki.
Банк был создан в 1911 году как касса взаимопомощи. Государство на начальном этапе оказывало помощь в размере трех-пятикратного увеличения объема собственных накоплений. Прибыль от деятельности оставалась в кассах и приумножалась.
Члены кооперативного банка, а их четыре тысячи, при пользовании услугами получают на счет бонус. Процентная ставка по потребительским кредитам составляет четыре процента годовых, по ипотечным — 2,5 процента! Предприниматели берут кредит под три процента.
Поразило вот что. На наш вопрос: «Как вы боретесь с задолжниками по кредитам?» — председатель совета директоров банка нам ответил: «А их у нас почти не бывает». И назвал цифру: за последние 12 лет невозврат средств составил… 60 тысяч евро. Это при годовом обороте в 180 миллионов евро!
Банк с первого шага — займа бережно сопровождает клиента-фермера. Для них главная цель — беречь производителя.
Сегодня господдержки у кооперативного банка нет. Да он в ней и не нуждается. Как и любое другое кредитное учреждение Финляндии, выплачивает ежегодно 100 тысяч евро банковского налога.
Натуральные продукты — не только бренд
О.Н. НАЗАРЕНКО — председатель правления Кубанского сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива (второго уровня) «Деловой партнер»:
— Заслуживает внимания опыт финнов во взаимодействии между фермерами — кооперативом — муниципальными органами. Главная задача — помочь производителю стать на ноги, сопровождать его бизнес деловыми консультациями.
Говоря о заготовительно-сбытовой деятельности кооперативов в агропромышленном комплексе Финляндии, надо сказать, что на долю животноводства приходится 80 процентов всей стоимости произведенной сельхозпродукции страны. Причем почти половина — за счет продажи молока.
Для реализации своих продуктов финские фермеры объединяются в сбытовые кооперативы. Типичным примером бурного развития является бывший кооператив Valio, выросший до уровня национальной компании. Начинала она с объединения 17 фермерских хозяйств, сегодня их свыше 13 тысяч.
Закупочная цена на молоко для всех едина — 0,5 евро за литр (21 рубль). Кооператив забирает его своим транспортом, независимо от расстояния, хотя пробег машин иногда доходит до 300 километров.
Valio, чей оборот сегодня достиг 1,5 миллиарда евро, выпускает более тысячи наименований молочной продукции, которую можно встретить практически во всех уголках мира, в том числе и в супермаркетах Краснодара. Компанией перерабатывается 80 процентов всего производимого в стране молока.
Поскольку Финляндия в 2002 году вступила в Европейский союз, границы ее открыты для иностранных товаров. Местным фермерам-животноводам сложно конкурировать со своими коллегами из более теплых стран.
Поэтому финны особенно щепетильно относятся к качеству своей продукции. Под словом «качество» они понимают и вкус, и цвет, и упаковку, а основной упор делается на натуральность продуктов.
Здесь существует ограничение на применение минеральных удобрений. Загоны для скота регулярно очищаются и хорошо проветриваются. Попасть внутрь коровника можно только в специальном халате и одноразовых бахилах. Каждая корова имеет биометрический паспорт и навигатор.
Рассказывая о работе фермеров, нам назвали такую цифру: годовая их поддержка из бюджетов Евросоюза и Финляндии составляет около 500 евро на гектар.
Сельское хозяйство — это образ жизни
И.А. ЛОБАЧ:
— Важным считаю то, что наша делегация была не политической и не популистской, а деловой. Мы немало поездили по Европе, знакомясь с опытом Франции, Германии, Австрии, Италии, Венгрии и Чехии. Но никто с нами не был так откровенен, как финны. Суровые люди, но к русским по-доброму относятся!
Нигде раньше нам не называли суммы субсидий фермерам. В Финляндии назвали, подчеркнув при этом, что Евросоюз выплачивает неплохие средства за выравнивание климатических условий, ведь это — северная страна.
Государство здесь поддерживает сельское хозяйство не как экономически значимую отрасль, а как образ жизни людей. Именно их благополучие поставлено во главу угла.
Живут финны небогато. Но уверены в завтрашнем дне. Лично для меня стало открытием то, как эффективно работают социальные кооперативы. Их создают большей частью там, где труднее всего приходится жителям. Несколько примеров приведу.
Вот кооператив Napakka, который в 2004 году учредили... три безработные женщины, сами себя трудоустроив. Со временем их стало 20, а сейчас в кооперативе 54 человека.
Чем занимаются? Ухаживают за детьми и престарелыми. Больным могут поставить укол или капельницу. Уборка домов или квартир, приготовление пищи — и этим не брезгуют. Могут оказать электрические или плотницкие услуги, починить водопровод, канализацию.
Вступительный взнос в кооператив — 100 евро. Прибыль формируется за счет оказания услуг. Поиском клиентов занимаются как сами работники, так и кооператив. Он не получает никаких льгот от государства. Зарегистрирован как обычное юридическое лицо. Члены кооператива имеют возможность выбирать день недели и время для работы.
Второй пример показательный и интересный — энергетический кооператив в поселении Эно, объединяющий фермеров, которые имеют лесные наделы.
НЕОБХОДИМАЯ СПРАВКА
Поскольку сельхозугодий в Финляндии мало (напомним — лишь восемь процентов от всей территории страны), в коммуне Эно, допустим, фермеры имеют в среднем 10—50 гектаров пахотных земель и в пределах 60—100 гектаров лесов. Они переданы в собственность этим людям. К сведению: в целом более 60 процентов лесных массивов Финляндии находятся в частной собственности у фермеров. У многих из них, особенно в центральной и северной части республики, бюджет практически полностью завязан на лесозаготовках, а само сельское хозяйство — лишь приработок.
Электроэнергия — вдвое дешевле
— Но вернемся к энергетическому кооперативу Эно. Он создан в 1999 году 12 фермерами (сейчас их — 52) для обеспечения теплом и горячей водой поселений. В собственности кооператива — три котельные и тепловые сети протяженностью 9,8 километра. Кроме того, на его же обслуживании находятся еще пять котельных.
Отапливаются они щепой, которая вырабатывается в результате рубок и ухода за лесом. Сырье заготавливается в радиусе 30 километров от поселения. Зола используется в качестве удобрения.
Так вот электроэнергия, выработанная в котельных кооператива, вдвое дешевле «государственной» — 57 евро за мегаватт-час. В среднем в стране электричество стоит 111 евро за мегаватт.
Для строительства котельной и прокладки теплотрасс кооператив оформляет кредит под гарантии муниципалитета. При этом 40 процентов понесенных затрат возмещает государство. За подключение дома к теплосетям кооператив берет 1,2—1,5 тысячи евро. За три года семья окупает эти расходы.
По идее, и на Кубани можно создавать такие кооперативы, особенно в лесной местности, где нет газа. А сколько у нас заросших лесополос! Еще один резерв. Могли бы и социальные кооперативы создавать. Но, к сожалению, не имеем права заниматься самодеятельностью — в нашем законодательстве о социальных кооперативах нет даже упоминания. Краевой бюджет не может оказывать им помощь хотя бы на первых порах.
— Поэтому Владимир Андреевич Бекетов дал поручение группе депутатов ЗСК подготовить проект поправок в действующее федеральное законодательство, в том числе с внесением в него пункта о роли социальных кооперативов, — особо подчеркнул И.А. Лобач.
В подготовке проекта поправок активное участие примет и минсельхоз края, заметил И.А. Дорошев. Многих людей, к примеру, отпугивает то, что при вступлении в кооператив они берут на себя ответственность личным имуществом. Обанкротился кооператив — могут дом по суду забрать. В Финляндии таких драконовских мер нет. Там сопровождают кооператив на всем протяжении его деятельности опытные консультанты, состоящие на службе в муниципалитетах, подсказывают, какой путь выбрать, чтобы добиться высокой эффективности производства.
Отсюда и результат. Сегодня удельный вес кооперативного сектора в Финляндии составляет: в молочном производстве — 96 процентов, мясном — 81, яичном — 45, в пределах 40 процентов услуг предоставляют кооперативные банки и кооперативные магазины.
Хороший опыт? Безусловно. Дело, как говорится, за малым — потихоньку начинать работу по претворению его в жизнь на Кубани.
Федор Безрук