Что творится с жильем Минобороны: «Помогите офицерам и их семьям отогреться!»
А в это время в тылу, в нашей собственной стране, в центре благодатной Кубани, оказывается, мерзнут их жены и дети!..
За державу — стыдно
«Я прослужил в Советской Армии (ВВС) 19 лет, но такого безответственного и бездушного отношения к элите Вооруженных Сил, летному составу не встречал, — пишет летчик. — Президент России В.В. Путин в настоящее время требует создавать условия для выполнения боевых задач Вооруженным Силам. А как могут летчики Кореновской авиабазы выполнять задачи боевой подготовки, если дети и жены второй год живут в неотапливаемых квартирах и без горячей воды? Глава района С.А. Голобородько и руководитель «Теплосервиса» В.Л. Сбитнев занимаются волокитной перепиской с управляющими компаниями Министерства обороны РФ… Помогите офицерам и их семьям отогреться! Дети в таких условиях постоянно болеют».
От этого письма стало и горько, и за державу обидно. Но, когда вник в ситуацию на месте, стало не только обидно, а по-настоящему стыдно.
Когда несколько лет назад в Кореновске сдавали в эксплуатацию новый жилой микрорайон Радужный, построенный для обеспечения постоянным и служебным жильем военнослужащих, в том числе 393-й Севастопольской авиабазы армейской авиации, на торжества приезжал тогдашний Президент РФ Дмитрий Медведев. Микрорайон, который посетил глава России, находится на бульваре, названном в честь его деда — Афанасия Медведева. Его имя было дано бульвару по просьбе горожан. В 50-е годы Афанасий Медведев был первым секретарем райкома партии Кореновска и многое сделал для города. Именно при нем станица Кореновская была преобразована в город. Здесь провели электричество, водопровод, проложили асфальт, построили больницу…
И вот спустя годы тогдашний президент прошелся по новому микрорайону, зашел в одну из готовых к заселению квартир и оценил увиденное одним словом: «КРАСОТА!».
Внешняя красота сохраняется и сегодня. Но то, что происходит с обеспечением жильцов микрорайона Радужный элементарными удобствами, вызывает по меньшей мере изумление. Помпезное открытие прошло. А затем из года в год отопительный сезон для семей военнослужащих в этих домах стал начинаться с опозданием в полтора-два месяца. Горячей воды не бывает по полгода!
«Мама, я летчика люблю»
К сожалению, автор письма не указал своего точного адреса. Поэтому общаться пришлось с другими жильцами микрорайона Радужный. На вопросы корреспондента далеко не все отвечали охотно, да и фамилий своих просили в газете не называть: сыновья и мужья ходят под погонами, потому любая жалоба может сказаться на их службе.
Молодой мужчина крепкого телосложения выгружал какой-то громоздкий электробытовой прибор из багажника своего авто. Выяснилось — обогреватель.
— На всякий случай купил, — пояснил он. — Ведь нам тепло и горячую воду дали только с 26 ноября. Но кто уверен, что зимой эти блага цивилизации не отключат? Никто!
— Но вы кому-нибудь жалуетесь на такие неудобства? — спрашиваю.
— Мне, офицеру, летчику, не положено жаловаться. А вот наши жены жалуются…
Пожилая женщина с коляской отмахнулась от расспросов:
— Я приехала навестить дочку с зятем. Знаю только, что им непросто приходится, когда нет горячей воды. Ребеночка же купать надо каждый день.
Из подъезда девятиэтажки во двор вышла миловидная девушка. С готовностью вступила в разговор.
— А я из Сургута к родственникам приехала. Конечно, мне у вас тепло даже без отопления. Хотя это странно, что в таком богатом и благополучном крае людям, тем более семьям военных, подолгу не дают в дома ни тепла, ни горячей воды. У нас на Севере такого не бывает!
Вот совершает променад с коляской, где сладко спит малютка, молодая мамочка. Отвечает на вопросы с извиняющейся улыбкой:
— Обогревателями грелись, пока батареи были холодными, а для подогрева воды купили бойлер. Обошлось, конечно, в копеечку. И плата за электроэнергию у нас возросла примерно на полторы тысячи рублей в месяц. Поверьте, для бюджета офицерской семьи (а я ведь в декрете, поэтому живем практически на зарплату мужа) это весьма ощутимо. Удивляет еще то, что три месяца мы не получали никаких счетов на оплату коммунальных услуг. И рады были оплатить, но не знали, куда обращаться. Никаких объявлений у нас не развешивали, никак не оповещали. Вот только сейчас получили счета за сентябрь.
— А кому вы жалуетесь на эти безобразия?
— Кому мы можем жаловаться? — переспрашивает она. — Мужьям жалуемся, больше некому.
«Коровка из Кореновки»
Визитная карточка Кореновского района — продукция его молочноконсервного комбината со знаменитым брендом «Коровка из Кореновки».
— Совершенно справедливо люди жалуются! — воскликнул Вячеслав Леонидович, прочитав письмо в редакцию «ВК». — Они совершенно правы. Разве может такое происходить?! У меня просто слов не хватает…
Пять лет назад появилась управляющая компания ОАО «Славянка», стопроцентная «дочка» Министерства обороны. И с тех пор, по словам гендиректора ОАО «Теплосервис», не было года, чтобы МКР № 10 Радужный в составе 12 девятиэтажных домов нормально вошел в отопительный период. Люди оплачивают счета за коммунальные услуги, деньги перечисляются на счета «Славянки», но… в энергоснабжающую организацию не поступают.
Свистопляска с долгами перед поставщиками коммунальных услуг у этой управляющей компании — обычное явление. Судя по электронной картотеке дел арбитражных судов РФ, она «кинула» в общей сложности 436 предприятий в стране на разные суммы. В том числе и Кореновскому ОАО «Теплосервис» в этом году она задолжала 15884000 рублей за отопление и горячее водоснабжение 12 девятиэтажных домов микрорайона Радужный. С 1 января 2015 года не было ни одного платежа.
— В прошлом году была такая же история. Но мы не отключали подачу тепла. Мы имеем право не включать тепло до погашения долга, что и вынуждены были сделать и в прошлом году, и в нынешнем. При этом мы действовали в соответствии с приказом Министерства энергетики РФ № 103 от 2013 года «О правилах оценки готовности к отопительному сезону», который предусматривает, в числе прочего, отсутствие задолженности за поставленную тепловую энергию, — уточняет Вячеслав Сбитнев. — Но дело не только в деньгах. Там бардак по всем параллелям. Например, нам никем до сих пор не предоставлена, в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, разрешительная документация Ростехнадзора на внутриплощадочную тепловую сеть. Иными словами, теплоснабжающая организация может поставлять тепло только туда, где ничего не порвется, не выйдет из строя. Такого допуска к эксплуатации, несмотря на наши постоянные требования и не менее постоянные обещания, у нас нет с момента заселения микрорайона Радужный.
Директор показывает толстую папку дубликатов посланий в «Славянку» и в Минобороны, накопившихся за год и оставшихся без ответа. Между тем ОАО «Теплосервис» приходилось за счет внутренних резервов погашать долги перед поставщиками природного газа и электроэнергии для котельных. Долги у предприятия еще остаются, и долги немаленькие.
— Расчет руководителей ОАО «Славянка» очень прост: наступят холода, люди начнут жаловаться на отсутствие теплоснабжения в прокуратуру и суды, возбудят против нас общественное мнение, и мы будем вынуждены подавать тепло за свой счет. Они свою ответственность, свое нежелание или неумение работать перекладывают на других. А у нас коллектив порядка 150 человек, которые из-за таких «партнеров» предприятия могут завтра остаться на улице.
Вот так ОАО «Теплосервис» превратили еще в одну «коровку» из Кореновки.
Слово офицера
Если и можно в чем-то упрекнуть в сложившейся ситуации главу Кореновского района Сергея Голобородько, так только в том, что он недостаточно общается с местным населением. Во всяком случае с жителями микрорайона Радужный, которым никто толком не объяснил: почему и по чьей вине у них нет тепла и горячего водоснабжения? Принудить ОАО «Теплосервис» подавать тепло в дома микрорайона глава не вправе. Да и боком бы это могло выйти для всего Кореновского района. За долги ОАО «Теплосервис» перед поставщиками газа предприятие вообще могут оставить без энергоресурсов, в первую очередь без природного газа. Тогда не только один жилой массив, а все больницы, детские сады и школы района останутся беззащитными перед наступившими зимними холодами.
— Договор с управляющей компанией ОАО «Славянка» закончился 3 августа этого года, после чего была прекращена подача горячей воды в жилые дома микрорайона Радужный. А тепло не подавалось до тех пор, пока 26 ноября не был заключен новый договор, но уже с другой «дочкой» Министерства обороны — ООО «Главное управление жилищным фондом», — назвал еще одну причину проблемы Денис Левченко, заместитель главы района по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи.
В министерстве промышленности и энергетики Краснодарского края 26 ноября состоялось совещание с участием представителей Минобороны. После дебатов был подписан совместный протокол, регламентирующий дальнейшее взаимодействие. Представители Минобороны заверили, что с декабря начнут погашение задолженности перед ОАО «Теплосервис», а также в трехмесячный срок предоставят разрешительную документацию СКУ «Ростехнадзор» на внутриплощадочную тепловую сеть. Под эти гарантии в тот же день тепло и горячее водоснабжение были поданы в дома микрорайона Радужный.
Со стороны Минобороны протокол подписан генеральным директором АО «ГУ ЖКХ» Сергеем Владимировичем Карповым. Фамилию называем с той целью, чтобы отныне все знали, с кого именно спрашивать в случае чего. Офицерская-то честь должна быть? Впрочем, несмотря на переименование «Славянки» в «ГУ ЖКХ», люди в управляющей компании остались те же, с небольшой ротацией кадров.
А деньги где?
Денис Левченко назвал обанкротившуюся во всех отношениях управляющую компанию Министерства обороны ОАО «Славянка» «государством в государстве». С ней решать вопросы так же, как и с «гражданскими» управляющими компаниями, было просто невозможно. Хотя бы в силу того, что руководство ОАО «Славянка» находится в Москве. А в филиалах Краснодара, Ростова-на-Дону, других регионов открещиваются от задолженностей: это не мы, это Москва. Приходилось действовать через судебные инстанции, взыскивая долги с теперь уже АО «Славянка». И вести действительно «волокитную», как назвал ее автор письма в редакцию, переписку. Причем письма направлялись во многие инстанции, вплоть до самого министра обороны Сергея Шойгу.
— В сложившейся ситуации вина полностью лежит на Министерстве обороны, — считает замглавы Кореновского района. — Оно отвечает за свой жилой фонд. Перевести его в сферу ответственности гражданских структур не в наших полномочиях.
А почему, собственно, не перевести бы жилой фонд Минобороны «под опеку» гражданских институтов? Такая практика есть в Краснодаре. А посмотрите, насколько боеспособнее стала наша армия после того, как полы в казармах стали мыть не солдаты, а гражданские наемные уборщицы, мести плац не военнослужащие, а дворники, готовить обеды в солдатских столовых не срочники, а профессиональные гражданские специалисты этого дела. Обслуживание жилых домов тоже, согласитесь, требует профессиональных навыков, далеких от армейской службы.
И тогда, может, на мой наивный вопрос — куда же деваются миллионы рублей, уплаченных семьями военнослужащих за коммунальные услуги, — не последует ехидный, с ухмылкой ответ: «Неужели непонятно?».