Что вырастят фермеры в этом году: Созреет ли кубанский помидор?
Не в почете…
Сотни тысяч тонн овощей — это отлично. Получается, что на каждого из 5,4 миллиона жителей приходится их по 160,7 килограмма. Очень даже неплохо, если учесть, что медицинская норма потребления (вместе с бахчевыми) должна составлять 140 килограммов в год.
А теперь давайте внимательнее проанализируем, что же мы конкретно производим. Вот какие официальные данные предоставил Краснодарстат за 2014 год (за
Итак, в 2014 году в сельхозорганизациях первое место по объемам занимал зеленый горошек — 54 процента.
Для ясности, много это или мало, будем сравнивать с
Второе место — 31 процент — за прочими овощами, площадь которых возросла в 9,3 раза. Среди «прочих» пальму первенства занимает кукуруза сахарная, а на баклажаны, сладкий перец, зеленные культуры приходится мизер.
И наконец, замыкают призовую тройку тыква и кабачки — пять процентов от общего вала.
Помидоры оказались на четвертой строчке — три процента.
И тут Краснодарстат приводит убийственную цифру: по сравнению с 2000 годом площади под томатами в сельхозорганизациях на Кубани уменьшились в 14,3 раза!
И этому можно найти объяснение. Раньше большая часть помидоров шла на приготовление томатной пасты. Но стоило обанкротиться Крымскому консервному заводу, основному ее производителю, — и край прекратил выпуск пасты. Выгоднее стало ее завозить из Китая и фасовать уже на месте, присобачив на баночки этикетку «Расфасовано на Кубани».
Несколько раз различные крупные компании пытались наладить производство томатной пасты у нас в крае. Но дело это очень затратное, нужны сотни миллионов рублей, чтобы оснастить отрасль всем необходимым. В первую очередь это касается закупки
Похоже, Краснодарскому краю уже не светит быть «помидорным раем России» (да и нужно ли это?), поскольку Кубань обошли Астраханская и другие области, где много поливных земель и куда зашли солидные инвесторы с очень большими деньгами. Правда, томатный промысел пытаются возродить в Адыгее. Ну что ж — удачи…
Сбыт продукции — ахиллесова пята
Ну да бог с ней, с томатной пастой.
В прошлом году он отвел два гектара поливных земель для выращивания красных и розовых томатов. Урожай вырастил отличный, минимум тонн 60 в общей сложности. Надеялись, что товар расхватают, а бизнес не пошел.
Возили на рынок в Славянск — от силы за день удавалось продать 1500 килограммов помидоров. И это при том, что за розовые просили по 20 рублей, в то время как базарная цена на них держалась на уровне 40–60 рублей за килограмм.
Попытался Кузнецов поторговать своей продукцией вдоль автомобильной трассы, где проезжали в сутки тысячи машин с отдыхающими, так полицейские тут же предлагали «собрать манатки»
Плюнул на все Сергей Николаевич и дал объявление: желающие могут приехать в Гришковское и прямо на поле выбрать самосбором понравившиеся помидоры — по 15 рублей за килограмм.
Только так удалось спасти ситуацию, вернуть вложенные средства, хотя, если честно, сборщики добрую половину растений вытоптали от усердия. А куда деваться? Так что в этом году Сергей Кузнецов намерен под томаты отвести всего один гектар поливной земли.
Надежда еще не угасла
Сбыт выращенной продукции был и остается проблемой номер один для всех ее производителей. И они основную ставку делают на заключение договорных отношений с консервными заводами. Единственный, пожалуй, овощ, с которым ситуация
И это — не единственная проблема, с которой сталкиваются фермеры. Опять же проследим это на примере конкретного человека — главы КФХ Василия Казаку (он молдаванин по национальности) из станицы Новоархангельской Тихорецкого района.
В прошлом сезоне выращивал через рассаду огурцы на площади четыре гектара. Наши переработчики были готовы взять зеленцы размером не более девяти сантиметров. Василий Федорович нашел потребителя аж в Питере, который забирал огурцы до 12 сантиметров. Удалось продать в общей сложности 140 тонн, но стоило это таких огромных усилий, что, как заметил фермер, он каждое утро просыпался в холодном поту.
Дело в том, что корнишоны (размер — не более пяти сантиметров) надо собирать ежедневно. Каждый день на поле должны выходить минимум 30 человек. И хотя средняя зарплата у сборщиков доходила до 25–30 тысяч рублей в месяц, желающих вкалывать по жаре немного находилось.
Раньше узбеки и таджики выручали. Сейчас усложнили процедуру найма. Поэтому нехватка рабочих рук была и останется, наверное, одной из самых острых проблем. Плюс к этому — расчет за сданную продукцию.
Были случаи, когда Василию Казаку приходилось выбивать долги по году, а то и больше. Сегодня самые быстрые расчеты происходят через
— Надо объединять фермеров вокруг заводов, — считает Вениамин Кондратьев, — создавать логистическую цепочку между производителем овощей и переработчиком. Уже в декабре человек должен быть уверен, что сможет гарантированно продать свой урожай. Нужно идти навстречу друг другу.
…Первые небольшие шажки уже начались. Тот же Василий Казаку заключил договоры на поставку Славянскому консервному комбинату помидоров черри и кабачков, а новоминскому «Дяде Ване» и павловской «Техаде» — корнишонов. Объемы у фермера будут вполне приличные: тысяча тонн кабачков (а хотел сдать две тысячи), 100 тонн черри, 80 тонн мелкоплодных помидоров и минимум 100 тонн огурцов. Воспрянули духом и другие фермеры, видя, что краевая власть основательно взялась за решение проблемы, связанной с поставками свежих овощей кубанцам.
Федор БЕЗРУК.
Фото: nasotke.ru