День знаний на Кубани и вопросы образования: Школьные годы чудесные…


Каких чувств у вас больше первого сентября? Несомненно, это праздник с особым настроением. В нем сочетаются радостное волнение, грусть по ушедшему лету, ожидание новых побед, готовность к упорному труду и тепло дружеского общения. Подготовленные к новому учебному году школы, лицеи, колледжи и университеты встречают своих учеников. Кто-то заходит в эти двери впервые, а для кого-то с этого дня начинается последний учебный год.
Накануне в Краснодаре в особом формате провели Всекубанский педсовет. В огромный зал спортивного комплекса «Чемпион» съехалась из всех районов края научно-педагогическая и родительская общественность — всего более тысячи человек, а еще в формате он-лайн — пять тысяч человек. В совещании приняли участие представители краевой власти, главы муниципальных образований, начальники органов управления образования, председатели родительских комитетов, директора общеобразовательных организаций, представители ассоциации молодых учителей.

В президиуме, хотя уже так и не скажешь, перед аудиторией в креслах ответ держали губернатор края Вениамин Кондратьев, председатель ЗСК Владимир Бекетов, вице-губернатор края Анна Минькова, министр краевого министерства образования, науки и молодежной политики Татьяна Синюгина, ректор КубГУ Михаил Астапов, директор сочинской гимназии № 8 Игорь Никитин, кубанский путешественник Константин Мержоев.

Всем им было что сказать важного и наболевшего по самому главному на сегодняшний день вопросу — образованию и воспитанию наших с вами ребятишек. Образование — это одна из самых волнующих тем нашего общества. Это такая сфера, с которой связана практически каждая семья: у кого-то ребенок учится, у кого-то малыш ходит в детский сад, а кто-то сам работает в школе или другом детском учреждении. И вообще, дети — это наше будущее, поэтому проблемы и достижения, преобразования, происходящие в отрасли, волнуют всех. Эмоциональный, неформальный, а самое главное — профессиональный разговор призвал зал к ответному общению.

Оборудование получили — качество прежнее

Да, действительно, такой формат общения применили впервые на августовском педсовете. На сцене удобные кресла — ты открыт перед слушателями. Вела совещание Анна Минькова. Она обозначила основную тему совещания — «Качество образования и кадры».

Первой предоставила слово министру образования, науки и молодежной политики края Татьяне Синюгиной. Ее речь сопровождалась инфографикой: цифры, статистика, падения и взлеты.
Впечатлила цифра средств, потраченных на краевое образование почти за десять лет, — около 550 миллиардов рублей! Естественно, это средства бюджетов всех уровней. Объемы и эффективность использования финансовых вложений в инфраструктуру дошкольного, общего и профессионального образования особенно ощутимы за последние четыре года — ежегодно более 70 миллиардов рублей. Школы обеспечены новым учебным, лабораторным и спортивным оборудованием, решена проблема с учебниками. Все школы края подключены к Интернету. У большинства сельских школ есть теплые туалеты. Еще в прошлом — позапрошлом году об этом только мечтала половина хуторских школ.

Зарплата педагогов достигла средней по краю. На региональном и муниципальном уровнях предусмотрены меры грантовой, социальной и моральной поддержки учителей.
Почти 10 миллиардов рублей за десять лет школы получили на переоборудование. Два миллиарда рублей потратили на переобучение и повышение квалификации учителей. Планировалось, что новейшее оборудование будет инструментом для повышения кругозора учеников и дачи интересных уроков.

— Однако ожидаемые изменения качества образования в нашей школе не произошли, — сказала Татьяна Синюгина, — оказалось легче получить оборудование, чем уметь им пользоваться.
Она отметила, что современное оборудование во многих сельских школах просто простаивает, на нем некому работать. Учителя пенсионного возраста плохо поддаются переобучению, поэтому предпочитают работать по старинке. Причем чем выше квалификация учителя, тем ниже результат ЕГЭ его учеников. Это хорошо было видно на инфографике: Кореновский, Темрюкский, Выселковский районы. Там учителя добились высокой квалификации, успехов и успокоились, по словам министра образования.

Но главная задача — показать качество знаний по всем предметам. Неизменное качество ЕГЭ показывают Ленинградский, Ейский, Калининский, Красноармейский районы.
Но нужно покидать ряды аутсайдеров Выселковскому, Кавказскому и Туапсинскому районам.

Роль учителя возрастает в разы

Сейчас возрастает в разы роль учителя. Это не просто источник, который передает знания. Это человек, который должен научить ребенка быть готовым к изменениям, к получению новых знаний, к конкуренции, способности к развитию и умению быть счастливым. Изначально школа была основана просто на факте, что учитель знает, а ученик нет. Поэтому задача образования состояла в передаче знания от учителя к ученику. Сейчас знание уже перестало быть собственностью конкретных людей. И иногда ученики знают больше, чем учитель. Поэтому задача учителя изменилась. Он должен помогать искать эти сведения, он должен помогать их интерпретировать. Он должен, возможно, давать свою оценку, он должен помогать ориентироваться в этом огромном массиве информации и сведений.

Поэтому так важно, чтобы школы пополнялись молодыми кадрами. Но… Отрасль образования края испытывает дефицит педагогов. Особенно не хватает воспитателей, учителей начальных классов, математиков и русоведов. Каждый третий выпускник педагогических учебных заведений не приходит на работу по специальности.

В крае в этом году выделили почти 600 целевых мест на педагогические специальности. Несмотря на то что средний балл по краю — 69, на эти целевые места или не хотят идти, или идут «троечники». Муниципалитеты не заинтересованы в молодых учителях.

Татьяна Синюгина вкратце рассказала о результатах ЕГЭ-2016. Средний балл по всем предметам подрос. Количество выпускников, получивших 100 баллов на ЕГЭ, возросло до 207 человек.
Министр также отметила, что на качество образования влияют поощрительные доплаты. Почему-то эти деньги выплачиваются в разных районах не за качество образования, а за напряженность труда и другие успехи. Нет единообразия. Министерство внесет коррективы в начисление доплат и учителям, и администрациям школ.

В этом году во всех школах края откроются казачьи классы. Кроме того, кубанских школьников ждет новый предмет «Духовные истоки Кубани». Он пойдет дополнением к кубановедению.
Татьяна Синюгина пожелала всем, кто учится и учит, новых открытий, радости познания, энергии и веры в себя.

Будем строить, но системно

Губернатор края Вениамин Кондратьев отметил необычный формат педсовета. Подчеркнул, что сейчас треть всех бюджетных средств идет на образование. Да и другого быть не могло!
— Мы сэкономили на многом, — сказал он, — но образование, медицина и социалка остались даже с плюсом. Экономия здесь неприемлема. А ведь качество образования зависит напрямую от качества жизни учителя. На что же будем тратить деньги в первую очередь? На строительство школ.

— На протяжении 30 лет в крае не велась системная работа по строительству школ. Большинство их построено еще в 60-70-е годы — сейчас они в прямом и переносном смыслах трещат по швам. За 10 лет в регионе введено 12 тысяч новых школьных мест, а прибавилось — 98 тысяч детей. Если мы будем пристройками решать проблему, то ничего не решим. Большая проблема во многих районах пойти в школу пешей доступности, — сказал глава региона.

По его словам, за три летних месяца число школьников выросло на 10 тысяч. Перед руководством края стоит задача через четыре года ликвидировать вторую смену во всех школах. Сегодня так учатся почти 130 тысяч детей. А к 2025 году ввести 200 тысяч новых мест.

На сегодняшний день, уже пять проектов по строительству школ вошли в реестр типовой проектной документации. Среди проектов — строительство блока на 400 мест и школы на 1100 мест в Краснодаре, проект школы на 1100 мест в Новороссийске, блок для начальных классов на 400 мест в школе Армавира и школа на 550 мест в станице Новотитаровской.

Губернатор также обратился к главам, чтобы те уже сейчас формировали участки под строительство будущих школ.

Школа — центр жизни

Сфера образования Кубани получит 402 миллиона рублей грантовых средств из федерального бюджета на развитие инноваций. Это стало возможным благодаря активному участию края в федеральных конкурсах. За счет этого на Кубани будут реализованы новые перспективные образовательные проекты. Так, средства пойдут на новые лаборатории, на поддержку малого и среднего предпринимательства в сфере дошкольного образования.

Также Вениамин Кондратьев дал поручение региональному министерству образования проработать с каждым муниципалитетом вопрос об усилении внеурочной деятельности в школах. Он сказал, что школа должна стать центром жизни в станицах. Спортплощадки и спортзалы должны быть открыты до позднего вечера.

Кроме того, губернатор поднял вопрос воспитания в школах.
— Главное, в погоне за баллами не потерять троечников и хулиганов, — отметил глава региона, — они ведь вырастут, создадут свое общество, будут ненавидеть всех. Сейчас их нужно воспринимать как равноправных членов класса, уделять где-то большее внимание. Следить, чтобы они не стали изгоями.

И самое главное в выступлении Вениамина Кондратьева, что вызвало восторженные аплодисменты, — он поручил финансовому ведомству разработать программу для поддержки молодых педагогов и возможности введения дополнительных льгот для всех сотрудников сферы образования.
— Нам предстоит воспитать, выучить и сформировать то общество, в котором пройдет наша старость. Нужно сделать так, чтобы это будущее было комфортным для нас, — заключил губернатор.

Председатель ЗСК Владимир Бекетов посетовал, что далеко не все выпускники педвузов идут работать по специальности. Для многих педвуз — это «запасной аэродром» для получения высшего образования. Да, профессия учителя всегда была низкооплачиваемая, но всегда уважаемая. Школы знали по именам директоров. Надо поддерживать престиж профессии.

Ректор КубГУ Михаил Астапов, который начинал свою карьеру простым учителем и в образовании края уже более 33 лет, продолжил разговор по проблеме кадров:

— Несомненно за 10 лет образование изменилось только в лучшую сторону. Подумайте: почти 600 миллиардов на оснащение, на модернизацию… Вузы могут только этому позавидовать. Мы стараемся изо всех сил догнать школы по оснащению. Но это, к сожалению, не привело к росту качества образования. Почему остановились? Причина — кадры решают все. Если в школе 2–3 человека пенсионного возраста, то это «золотой фонд», если же половина коллектива — это катастрофа. Потом, если у предметника, например у словесника, нагрузка 30–36 часов, о качестве образования говорить не приходится. Нужен приток новых сил. Разговор о целевиках. Иногда в вуз направляют из муниципалитета просто, чтобы от них отстали. Часто потом выпускников в школах не ждут. А надо осуществлять с ними постоянную связь, показывать им будущее рабочее место. Главы в городах и районах должны быть заинтересованы в молодых специалистах, помогать материально, помогать с жильем. Задача вузов — подготовить квалифицированного учителя, а директора школы — взять его за руку и привести в школу, тогда будет результат.

Константин Мержоев выступил эмоционально, просил учебные заведения отпускать детей в путешествия. Походы по родному краю, местам боевой славы порой меняют ребенка, делают его лучше.

В заключение педсовета назвали победителей краевого конкурса по подготовке образовательных организаций к новому учебному году. Лучшими среди городов были признаны Геленджик и Новороссийск. Среди районов победили Кавказский, Каневской и Приморско-Ахтарский.

Педагоги расходились, но еще долго по дороге обсуждали услышанное, спорили, с чем-то соглашались, с чем-то нет, но главное, смотрели в завтра, думали о том, как лучше готовить наших детей к будущей самостоятельной, взрослой жизни. А это значит, Всекубанский педсовет достиг цели — равнодушным никто не остался! Итак, старт новому учебному году дан.

Инна МОЧАЛОВА.
Фото: Анна Андрияненко.