Диплом — спорный «вердикт»? или Как выпускнику обрести свою дорогу в жизни
К воспитанию адаптированного специалиста готовы
По словам начальника отдела профобучения краевого департамента труда и занятости Натальи Щербаковой, Кубань как никогда нуждается в кадрах, но в последнее время «корочка» перестала быть пропуском в мир больших возможностей.
— Для работодателя на первом месте — коммуникативные навыки, высокая мотивация к работе, исполнительская дисциплина. Успешность трудоустройства зависит от того, насколько выпускник адаптирован к рынку труда. Его социальная адаптация — одно из наших приоритетных направлений.
Возникает диссонанс: учебные заведения сталкиваются с проблемой социальной адаптации студента, работодатель при этом в поиске адаптированного специалиста. В 2010 году вышли новые образовательные стандарты, и по сути в 2014/15 учебном году вузы и ссузы выпустят на рынок труда уже новых специалистов.
Директор Новороссийского
— В Новороссийске можно говорить о создании образовательного кластера: к системе «школа — колледж» подключаются центр занятости, высшая школа, работодатели, чтобы вырастить адаптированного выпускника. Во время дней открытых дверей к нам приходят представители городского центра занятости, проводят тестирование школьников, помогающее им в дальнейшем профессиональном становлении. Еще одно направление — работа с нашим молодежным центром по привлечению студентов педагогических специальностей для прохождения практики на детских спортивных и оздоровительных площадках, в санаторных комплексах. Это и вариант занятости, и адаптация к профессии.
Программа социальной адаптации выпускников «Первое рабочее место», проводимая колледжем совместно с городским центром занятости, позволяет молодым специалистам получать стимулирующие выплаты и зарплату, навыки работы. Недочет лишь в том, что программа ограничена по возрасту — от 18 до 20 лет. ЗСК обратилось в Госдуму с инициативой увеличения возраста участников до 22 лет.
В продолжение темы выступил директор Краснодарского
— Это и есть результат той большой работы, которую проделал наш центр содействия трудоустройству, созданный в 2008 году. Мы отработали механизм обращения студента, учитывающий в первую очередь его интересы и пожелания при приеме на работу. Так, в 2014 году за помощью обратились 125 студентов. В рамках 18 прошедших за предыдущий год «Дней карьеры» студенты смогли пообщаться с представителями предприятий, городского центра занятости и молодежного кадрового центра. Мы также ввели практику заключения трехстороннего договора, участниками которого выступает учебное заведение, студент и работодатель.
Однако выпускнику часто приходится переучиваться или получать дополнительную специальность для повышения собственной конкурентоспособности. Например, в Краснодарском
По специальности: утопия или реальность?
— Насколько наши дети смогли удержаться на своем рабочем месте, настолько престижно и востребовано будет образовательное учреждение, из стен которого они вышли, — убеждена Наталья Батютина, заместитель начальника отдела среднего профессионального образования министерства образования и науки Краснодарского края. — Правительство РФ поставило перед профессиональным образованием задачу содействия трудоустройству и мониторинга выпускников, который в течение трех лет осуществляют центры содействия трудоустройству выпускников колледжей и техникумов. Однако не всегда это удается: многие меняют адрес, номер телефона. Здесь важен уровень доверия, который смогли создать вузы и ссузы со своими выпускниками.
Два берега одной реки
Как рассказала менеджер рекрутингового
Присоединилась к диалогу директор Краснодарского
— У нас каждый год проводится опрос — анкетирование работодателей после выпускной производственной практики. По результатам такого самообследования всего два процента работодателей остались не удовлетворенными качеством подготовки выпускников, начинающих свой трудовой путь. Колледж в основном готовит специалистов сферы обслуживания и приветствует прохождение практики в стенах будущих работодателей. Вовлечение студента в трудовые отношения еще на стадии обучения помогает получать «на выходе» готового высококвалифицированного специалиста. Что же касается приема на работу человека без профильного образования, очевидно, что допуск такого «недоспециалиста» в некоторые сферы обслуживания, будь то ресторанный бизнес, комбинаты общественного питания, связан с большим риском. Так что, какими бы мы ни были самородками, изготовление любой продукции должно быть качественным и соответствовать требованиям, предъявляемым современным обществом.
Неплохо, если в будущем государство будет предоставлять преференции работодателям, которые берут неопытных выпускников. Хотя уже сегодня работодателю не стоит забывать, что согласно установленным государством квотам, 1,5 процента рабочих мест (при определенном количестве штата) должны предоставляться выпускникам СПО.
Из бухгалтеров в кондитеры — пусть меня научат
Дополнительные образовательные программы, курсы повышения квалификации и переподготовки зачастую способствуют продвижению по карьерной лестнице.
Как отметила заместитель директора по
Для слушателей системы повышения квалификации, которых насчитывается в год более 4500 человек, образовательные программы реализуются с использованием дистанционных образовательных технологий и выездами в отдаленные районы края. С 2013 года колледж реализует инновационную программу ресурсного центра педагогического образования Кубани, поставляя современные молодые кадры для системы образования.
— Своеобразной изюминкой колледжа является то, что он готовит специалистов для сельских школ Краснодарского края. Хотя в последние годы выпускники востребованы и в образовательных учреждениях Тихорецка, Сочи, Краснодара, Тимашевска.
В ходе беседы с некоторой долей сожаления вспомнили и существовавшую ранее систему наставничества. По словам выпускницы КубГАУ Ольги Васянович, было бы здорово создать нечто подобное, ведь, приходя на работу, порой не знаешь, с какой стороны дверь открывается.
— Раз уж заговорили о наставниках, отмечу: не менее важна заинтересованность самого работодателя, — убеждена заместитель директора по производственному обучению и трудоустройству Анапского сельскохозяйственного техникума Наталья Рощина. — В нашем техникуме всего шесть специальностей, и по трем из них мы успешно сотрудничаем с работодателями. Налажена работа с
Затронули и больную тему прохождения практики студентами строительных специальностей.
— На стройку их берут с трудом, — отметила мастер производственного обучения, руководитель центра содействия трудоустройству Гулькевичского строительного техникума Светлана Малышенко, — поскольку студенты еще несовершеннолетние. А ведь практика стоит в учебной программе.
Те работодатели, которые берут студентов на практику, отмечают: после возникшего в сентябре кризиса число привлекаемых иностранных граждан резко сократилось, а местные работники подняли цену за свои услуги. Так что для многих работодателей возникает единственное решение — вырастить собственных
Как не утонуть в море вакансий
Работодатель в поиске адаптированного специалиста прибегает к организации совместно с вузом или ссузом студенческих стажировок и производственной практики на предприятии. Учебные заведения, в свою очередь, открывают двери для работодателей. «Дни карьеры» проводит в своих стенах и Армавирский
— В рамках успешно реализуемого в техникуме инновационного проекта «Моя карьера» выпускник получает с дипломом портфолио, а работодатель — ценную информацию о его трудовом и личностном потенциале. Это предоставляет молодому специалисту конкурентные преимущества перед другими претендентами на рабочее место. Более того, для успешного продвижения выпускников на рынке труда центр содействия трудоустройству техникума активно сотрудничает с межрегиональным
Выпускник факультета информатики и систем управления МГТУ имени
Помочь выпускникам в нелегком деле подбора вакансий пообещала заместитель руководителя Молодежного кадрового центра города Краснодара Алена Губанова.
Итак, «хочу», «могу» и «надо» должны стоять у молодого специалиста на первом месте.