ДТП, в котором пострадали три школьницы: что делается, чтобы с муниципальным транспортом не было аварий


Об этом в очередной раз говорили транспортники на плановом ежеквартальном инструктаже.

— …Вот смотрите, сейчас будет решающий момент: мигнул желтый сигнал светофора, загорелся красный, а водитель продолжает движение… вот она, точка невозврата… — слова главного ревизора по безопасности движения МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» С. Б. Шишова прерывает протяжный вздох переполненного зала: стоп-кадр наезда автобуса на трех старшеклассниц замирает на экране монитора.

Трагедия, произошедшая утром 13 октября в Краснодаре, получила широкий общественный резонанс и сейчас является предметом видеоразбора. Водители общественного транспорта, собравшиеся в Западном депо, замолкают.

Трудно что-либо говорить после такого видео. Тем более — разбирать случившееся дорожно-транспортное происшествие по косточкам. Но по закону, заведенному в Краснодарском трамвайно-троллейбусном управлении, куда входит и муниципальный автобусный парк, любое ЧП с участием общественного транспорта становится предметом профессионально-беспристрастного анализа с указанием основных причин возникновения. Сегодня второй четверг октября — плановый ежеквартальный инструктаж по технике безопасности в Западном трамвайном депо, вчера такое же собрание было в Восточном, а каждый первый вторник октября — «разбор полетов» проходит в обоих автобусно-троллейбусных депо.

Раз в три месяца предусмотрен инструктаж с участием всего головного руководства КТТУ, вплоть до директора. Но этим работа по безопасности движения, разумеется, не ограничивается: раз в месяц водителей инспектирует главный механик, а уже каждое утро — как «Отче наш» — предрейсовый инструктаж, своего рода ежедневный экзамен по безопасности…

— …Приезжайте, посмотрите. Оцените, как поставлена работа, — раздался в редакции звонок из трамвайно-троллейбусного управления. — Мы открыты для общественного контроля. Приглашаем увидеть, как водители готовятся на линию, как проходит работа по безопасности движения.

Конечно, мы поехали. Хотелось рассказать читателям об оперативном состоянии дел в управлении и, воспользовавшись встречей с руководством, узнать о том, что предпринимается для предотвращения ДТП с участием муниципального транспорта?

Утренний распорядок — залог спокойного рейса

В Западном депо девять утра, как и на всем общественном транспорте, — разгар рабочего времени. Уже выпускные диспетчеры снабдили водителей маршрутными листами, уже придирчиво проверили каждый вагон на предмет исправности тормозов, механических дверей, стоп-кранов, уже пройден медицинский осмотр.

Каждый водитель уже наведался в «экипировочную». Здесь Екатерина Федоровна Хутова выдает каждому сумку с обязательным набором: аптечка, диэлектрические перчатки, реверсный ключ от кабины, аварийный дорожный знак, микрофоны и чисто трамвайные — два болта, два шплинта…

Проверку физического состояния каждого водителя проводит в хорошо оборудованных кабинетах Вера Владимировна Решетникова, инспектор по предрейсовым и послерейсовым осмотрам водителей.

— Вера Владимировна, по какой причине чаще всего отстраняете от вождения?

— Чаще всего — высокое кровяное давление: если выше предельно допустимых 140 на 90, не имеем права разрешать приступать к работе. В процентном соотношении таких случаев 75–80. Вторая причина — если человек вышел на работу с температурой: выше 37,5 градуса — все! Иди домой лечиться. В числе стоп-причин значится и зубная боль…

— А алкогольное опьянение?

— Самую серьезную проверку проводим специальной аппаратурой. Но случаев выявления немного — люди дорожат работой, боятся. Из всего водительского состава депо — 246 человек — одиннадцать было отстранено по этой причине…

— Одиннадцать отстраненных за месяц? — уточняю.

— Что вы! Это с начала года.

…Словом, к плановому инструктажу, который начинается в 10.00, — все при деле. Зинаида Николаевна Шульженко — водитель с 38-летним стажем — вижу, терпеливо возится со стажерами. Она вот уже восемь лет как наставничеством занимается.

— Что сегодня осваиваете? — любопытствую.

— Отрабатываем сцепку-буксировку, — отвечает, — а затем будем повторять все, что знаем про искусственный юз. Осень началась, время листопада, для нас это то же самое, что для водителей гололед — скользко, надо уметь тормозить при боковом смещении.

Наконец к назначенному часу начинают собираться водители — те, кто на линию выйдет сегодня во вторую смену. Зал — полнехонек.

Система работы

Особенностью этого большого ежеквартального разговора по безопасности движения стало участие в нем представителя городской ГИБДД. Такое нововведение — это результат наблюдений нового директора МУП «КТТУ». Алексей Иванович Князев убежден: работать транспортники должны в тесной и прямой связке с инспекцией по безопасности дорожного движения. Так что место в президиуме помимо самого директора предприятия А. И. Князева, замдиректора по эксплуатации С. П. Вершиловского и главного ревизора по БД С. Б. Шишова занимает и старший госинспектор ОГИБДД УВД Краснодара С. П. Черненко. Он с тревогой говорит о том, что за девять месяцев текущего года количество ДТП с участием общественного транспорта не уменьшается, а по некоторым показателям выросло. Понятно, что рост можно объяснить немаловажным фактом существенного увеличения подвижного состава — одних автобусов стало на сотню больше! И все же цифры, какими бы они ни были, звучат трагично: за истекший период 2015 года произошло 40 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 10 человек погибли, 46 получили телесные повреждения.

— Для нас это трагедия, — взволнованно говорит А. И. Князев. — Это причина еще и еще раз собраться, проговорить, казалось бы, прописные истины, приковать в очередной раз внимание водителей к посадке-высадке людей, к предельной собранности перед светофорами и пешеходными переходами, к соблюдению дистанции и скоростного режима!..

Перед началом заседания удалось поговорить о том, как выстроена система работы по безопасности на всем предприятии.

— Каждое утро из четырех наших депо на линию выходит 212 вагонов трамваев (147 единиц подвижного состава), 149 троллейбусов и 111 автобусов. Всего — 472 единицы техники. Обеспечение безопасной перевозки достигается несколькими направлениями работы, — вводит в курс А. И. Князев. — Во-первых, мы следим за профессиональной компетентностью и профпригодностью работников предприятия. Все, кто занимает должности, связанные с организацией и обеспечением безопасности дорожного движения, не реже одного раза в пять лет проходят обучение по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом в пределах РФ» и по итогам сдачи экзаменов получают удостоверение профессиональной компетенции. Также наши сотрудники проходят аттестацию в комиссии Межрегионального управления Государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и получают удостоверения на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения.

Все инспекторы по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей имеют медицинское образование необходимой квалификации и не реже одного раза в пять лет проходят обучение по повышению квалификации с итоговой сдачей экзаменов, получая соответствующие сертификаты; а также не реже одного раза в три года проходят обучение в Краснодарском краевом наркологическом диспансере с последующей сдачей экзаменов и получают соответствующие удостоверения.

— Особое внимание уделяется профессиональной компетенции и мастерству водительского состава, — продолжает Алексей Иванович. — При приеме на работу водители проходят вводный инструктаж, знакомятся с должностной инструкцией, инструкциями по безопасности движения и охране труда, антитеррористической

защищенности, после чего у водителей принимается зачет с отражением результатов в протоколе.

— Но это еще не все! — Князев пунктуален. — Весь водительский состав в обязательном порядке ежегодно проходит повышение квалификации по 20-часовой программе со сдачей зачетов. Перед допуском к самостоятельной работе, после перерыва в работе, при переводе на новую технику и в других предусмотренных законодательством случаях весь водительский состав в обязательном порядке проходит необходимую стажировку. Перед заступлением на смену и после нее водители проходят медицинский осмотр. Предприятие имеет на этот счет специальную медицинскую лицензию.

Алексей Иванович считает нужным сообщить и то, что водители постоянно снабжаются необходимой информацией о погодных условиях; о местах организации отдыха и приема пищи; о телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России, телефонах диспетчеров и ответственных лиц МУП «КТТУ»; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; также обязательна информация о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по не зависящим от него причинам; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов управления движением транспортными средствами и порядке связи с этими пунктами.

— Абсолютно на каждом тренинге говорим о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по не зависящим от него причинам; о местах концентрации ДТП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров…

Правила не в кабинетах писаны

— Как и положено, предприятие обеспечивает каждого водителя путевым листом, расписанием движения по маршруту, схемой маршрута с указанием опасных участков, — вступает в разговор С. П. Вершиловский. — Осуществляется контроль соблюдения графика движения и норм предельной вместимости транспортных средств, соответствия пути движения. Запрещается осуществление остановок в непредусмотренных местах; разговор по сотовому телефону, прием пищи, отвлеченные беседы с пассажирами.

Специальными службами проводится контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием движения транспортных средств, анализируются причины несоблюдения водителем графика движения, и при необходимости он корректируется.

— И все же основным условием безопасности, конечно же, является неукоснительное выполнение водителями Правил дорожного движения и должностных инструкций, — резюмирует Князев. — Мы работаем на пике интенсивности профилактических мероприятий. Отлично понимая, что каждая строка наших правил и инструкций написана человеческими судьбами, мы ужесточили подходы к любому нарушению водителей, влияющему напрямую на безопасность пассажирских перевозок и движения в целом.

Также на общем собрании Князев сообщил, что вагоны и автобусные салоны, оборудованные собственными видеокамерами, будут снабжены видеозаписывающими устройствами, напрямую связанными с диспетчерской ОГИБДД.

…После инструктажа водители расходились без привычного балагурства, с серьезным настроем. А Князев с таким же настроением поехал на встречу с врачами и родителями пострадавших девочек. Водитель, допустивший аварию, ответит по всей строгости закона.

К.МАТВЕЕВА.

Фото Саввы ЮДИНА.