Две «семерки» рулевого: главному рулевому автобазы — водителю Василию Чекуджану — исполнилось 77
Первой его машиной стала полуторка — небольшой грузовичок середины двадцатого века. Оседлал эту невзрачную, но выносливую рабочую лошадку 19-летний парень по окончании курсов ДОСААФ. Железный конь служил новому хозяину верой и правдой в течение всего лета. Работа была ответственной: в кузов полуторки загружалась пшеница, которую Василий возил на ток.
А уже год спустя Вася ездил в... карете. Нет, хрущевская оттепель не возобновила деятельность дворянских собраний, просто-напросто речь о карете скорой помощи. Управлять неотложкой, представлявшей собой подержанный «Пазик», Василий начал сразу после переезда в Краснодар и трудоустройства в краевом отделе здравоохранения.
Еще через два года Василий работает на автобазе: теперь он за рулем «Победы». И возит не кого-нибудь, а главврача.
Дальше — больше. В 1964-м в Краснодар пожаловал замминистра здравоохранения СССР.
Во время встречи с руководителем краевого отдела здравоохранения сановитый гость сказал как отрезал: «Без машины вам нельзя». И распорядился выделить шефу кубанской медотрасли служебную «Волгу». В ту пору, между прочим, это детище автопрома по престижности было сродни современному «Бентли». По крайней мере в пределах Советского Союза.
За руль советского «Бентли» посадили Василия: его неброскую, надежную и очень уверенную манеру вождения уже успели оценить вышестоящие чины.
И это все о нем
Шли годы. Менялись машины и руководители. А Василий Хачатурович оставался верен своему водительскому кредо: основательность, четкость, никакого лихачества. Это стало его визитной карточкой. Можно сказать, фирменным знаком.
Потому неудивительно, что Василию Чекуджану было оказано особое доверие: в 1995 году он стал водителем человека, чье имя в дополнительных представлениях не нуждается. Речь о Владимире Бекетове, в ту пору — заместителе губернатора края по сельскому хозяйству.
Владимира Андреевича Василий Хачатурович возил в течение пятнадцати лет. Водитель и его шеф друг друга понимали с полуслова. В воспоминаниях именинника о тех незабываемых годах звучат ностальгические нотки.
Но на ностальгию не хватает времени. Ведь Василий Чекуджан везде нарасхват. Как говорится, рулит. Сегодня он водитель автобазы. А еще — руководитель профсоюза. А еще — постоянный участник мероприятия государственной важности, название которому — кортеж. А еще — всеми уважаемый профессионал. И наконец, Человек с большой буквы.
Именно человеческие качества позволяют Василию Хачатуровичу на протяжении долгого времени возглавлять профсоюз автобазы. Которая, между прочим, занимает первое место среди автобаз Краснодарского края. Так что и у профсоюзной организации соответствующий статус. Основная специфика этой работы — в ее безвозмездности. Осуществи-ка на общественных началах сбор денег на лекарства заболевшим сотрудникам, организуй-ка матпомощь стесненным в финансах, обеспечь коллег подарками к праздникам... В этом перечне и детские путевки в лагеря, оздоровительные центры. И конечно, перечисление денежных средств два года назад в принявший на себя удар стихии Крымск — сегодня, во вторую годовщину трагедии, об этом вспомнить как нельзя более уместно...
Миссия выполнима
Отдельной строкой о кортеже — автомобильном сопровождении правительственных делегаций. Примечательный факт: всякий раз перед визитом на Кубань руководителей страны ФСО (Федеральная служба охраны) делает запрос в Краснодар, согласно которому крайне желательно участие в кортеже Василия Чекуджана.
Нелишне будет напомнить и о том, насколько важна и ответственна такая работа. Можно даже сказать — миссия. И констатировать, отдавая должное мастерству Василия Хачатуровича: миссия выполнима.
Предельная концентрация, абсолютное хладнокровие, недюжинные навыки водителя со стажем... Вот те качества, из-за которых работник Краснодарской автобазы — свой среди своих в автоколонне, сопровождающей первых лиц государства Российского. Ну и конечно же, отменная физическая форма: выполнение миссии государственной важности не только почетно, но и энергозатратно.
Характерный штрих: по дороге к объекту кортеж имеет право останавливаться только в заранее определенных пунктах назначения. Езда практически без передышки — не каждый молодой такое выдержит... А Василию Хачатуровичу семьдесят семь исполнилось, если кто забыл... В чем тут секрет? «Секрета нет», — улыбается именинник. И делится рецептом вечной молодости: никогда не курил, спиртное — в ограниченном количестве, здоровый образ жизни...
Умение держать удар
В основе здоровья — и физического и морального — еще и спорт: Василий Чекуджан занимался в юности боксом. Здесь он тоже «рулил»: удостоился звания мастера спорта, побеждал на турнирах в Москве, Ленинграде. В жизни это пригодилось — всякое ведь случается. О невзгодах, неурядицах «ВК» согласно жанру умолчит — заметки эти праздничные, посвященные дню рождения. Но умение держать удар, сопротивляясь обстоятельствам, — результат в том числе выступлений на ринге.
Сегодня в боксерских перчатках нужды, пожалуй, нет: Василий Хачатурович — повсюду человек почтенный, уважаемый. Он ветеран труда, заслуженный работник автотранспорта России (знак внимания от президента страны), заслуженный работник автотранспорта Кубани (награда от губернатора). Он воспитал дочь (работает врачом) и сына (военнослужащий в звании майора). Он дважды дед и единожды прадед.
В последнее вообще поверить немыслимо трудно. Какой там прадед?! Его и дедом не назовешь! В привычном нашем представлении, стереотипном, дед выглядит совсем иначе. А это разве дед? Мужик!
Идеально прямая осанка спортсмена. Грамотная речь на фоне четкой дикции. Бодрая походка уверенного в себе профессионала. Проницательный взгляд человека, много повидавшего, но не постаревшего.
Семьдесят семь — это совсем немного. Не верите — пообщайтесь с Василием Чекуджаном.