Экономика: Как Кубань прожила 2015 год?
Промышленность: ВЫЙТИ ИЗ ПИКЕ
По сравнению с пятью соседними регионами Кубань выглядит, откровенно говоря, слабовато. Если взять за основу индекс промышленного производства — важнейший показатель, характеризующий изменение динамики объема производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, наш край располагается на третьем месте, незначительно опередив Калмыкию и Волгоградскую область.
Нас обошла Ростовская область. Причем не просто обошла — обскакала! Индекс промышленного производства Кубани в прошлом году по сравнению с 2014 годом составил 100,7 процента, а у ростовчан — 154 процента! О чем это говорит? О застое кубанской промышленности, которой
Как отметил на совещании в Армавире губернатор Кондратьев, не надо упирать на традиционно ориентированное сельское хозяйство и туризм, напомнив, что двадцать лет назад доля промышленности занимала почти четверть в объеме валового регионального продукта. А сейчас? Ситуация в промышленности возникла не вчера, и вроде бы винить особо некого. Конъюнктура на рынке сложилась так, что наши бизнесмены предпочли более дешевые станки и оборудование китайского производства. Как рассуждали деловые люди задолго до санкций и рухнувших цен на нефть: зачем строить заводы, когда можно купить оборудование за границей? Сэкономив на полушке, пришлось выкладывать рубль: спрос на наше оборудование упал, и большинство флагманов машиностроения, легкой промышленности канули в Лету.
Сейчас ситуация коренным образом меняется. «ДАЕШЬ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ!» — этот лозунг стал
Краевой власти и бизнесу нужно решить: нужна ли краю ПРОМЫШЛЕННОСТЬ? Какая именно? Кто будет работать на новых заводах и фабриках, если они, конечно,
На сайте краевого министерства экономики в разделе «Импортозамещение» выложены десятки видов оборудования, техники, агрегатов, зарубежных компаний, которые нужно заменить своими, чтобы не зависеть от Европы и США. Среди всего прочего — станки с числовым программным управлением. А ведь лет десять назад в Ейске был мощный станкостроительный завод, производивший именно такие станки. Сейчас от него ничего не осталось.
В 2015 году был признан банкротом Армавирский завод тяжелого машиностроения, арестован земельный участок, где планировалось строительство Армавирского электрометаллургического завода. Этот список можно продолжить.
Что касается перерабатывающих предприятий, то здесь положение относительно стабильное. По данным Краснодарстата, в феврале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 22,6 процента выросло производство муки. На 20 процентов выросло производство мяса и субпродуктов. В три раза увеличился выпуск сигарет, на четверть — пива.
С обрабатывающим производством, так или иначе связанным с АПК, положение вполне приемлемое. К сожалению, с другими сферами промышленности ситуация хуже. На уровне 2014 года осталось лишь производство лесоматериалов и минеральных удобрений. На пути создания новых промышленных и обрабатывающих предприятий, если они вообще у нас появятся, возникнет немало преград. Главная — проблема финансовых ресурсов. На собственные средства завод не построить. Краевая казна денег не даст. Значит, остаются банки. Однако и в лучшие времена, когда о санкциях никто не мог подумать, банки весьма неохотно выделяли так называемые «длинные» кредиты. А сейчас и подавно они опасаются кредитовать реальный сектор экономики.
Проблем, как видите, выше крыши, они требуют оперативного решения.
Строительство: ОСТАТЬСЯ НА ПЛАВУ
В прошлом году в крае было построено 4,6 миллиона квадратных метров жилья. Вероятно, это последний рекордный показатель. Хотя о каких рекордах можно говорить, когда в прошлом году объем строительных работ снизился на 30 процентов?
Причин тому несколько.
Снижение активности
Спад в строительстве привел к снижению на 22 процента добычи полезных ископаемых.
Как удержать строительную отрасль, считавшуюся локомотивом экономики Кубани, в условиях падения спроса на жилье, где трудятся несколько десятков тысяч кубанцев, на плаву? Задача сложная, и ее также придется решать краевой власти.
ТОЧКИ СТАБИЛЬНОСТИ
Объективно оценивая
Осторожный оптимизм вселяет состояние АПК. Индекс производства сельского хозяйства в 2015 году по сравнению с годом ранее составил 103,8 процента. И пусть Адыгея выбилась вперед в процентном выражении, в стоимостных показателях братской республике до нас далеко. Доля АПК в валовом региональном продукте — порядка 20 процентов. В прошлом году практически все отрасли АПК показали рост, за исключением фруктов и ягод и семян масличных культур. Неплохие виды на урожай и в этом году. Влаги в почве достаточно, озимые на площади 1,570 тысяч гектар перезимовали хорошо. Теперь бы летом погода не подвела.
КУРОРТНАЯ СФЕРА, для которой экономические санкции Запада и падение курса рубля к бивалютной корзине стали манной небесной, также одна из точек стабильности. В прошлом году 14 миллионов россиян и иностранцев, отдохнувших в крае, оставили у нас более 90 миллиардов рублей.
Налоговые отчисления от предприятий
Который год подряд краевые власти говорят о налоговых уклонистах — владельцах
Малый и средний бизнес также относится к точкам стабильности. По количеству малых предприятий и индивидуальных предпринимателей наш край занимает первое место в России, а его доля в ВРП — ни много ни мало 30 процентов. Несмотря на эксперименты правительства в налогообложении, количество малых предприятий и ИП не уменьшилось. Правда, изменилась структура малого и среднего бизнеса — почти половина занята в сфере оптовой и розничной торговли. О чем это говорит? О неуверенности в завтрашнем дне. Обратите внимание, продуктовые магазины закрываются крайне редко.
Бюджет: НЕ УТОНУТЬ В ДОЛГАХ
Государственный долг Краснодарского края по состоянию на 1 марта превысил 150 миллиардов рублей. Увеличение с начала года почти на пять миллиардов!
Причина долговой кабалы — строительство спортивных объектов Олимпийских
Часть затрат на возведение олимпийских объектов легла на краевой бюджет. Да, заемные деньги край не проел, а вложил в дело, тем не менее пришло время расплаты. В свое время губернатор Александр Ткачев уверенно говорил, что олимпийское наследие будет ежегодно приносить в бюджет до десяти миллиардов рублей. Однако пока этого не происходит.
В этом году краевой бюджет должен выплатить более 15 миллиардов рублей. 2,4 миллиарда по облигациям, 787 миллионов вернуть в федеральный бюджет и свыше 11 миллиардов отдать коммерческим банкам. С последними сложнее всего, поскольку кредит Минфин РФ, в отличие от коммерческих структур, выдал под небольшие проценты, а частные банки — по более высоким ставкам. В этом году на обслуживание госдолга выделяется 7,5 миллиарда рублей.
Кубань балансирует на грани фола. Поскольку по правилам, установленным Минфином, при достижении госдолга до 70 процентов от уровня собственных доходов регионы лишаются льготного кредитования из федерального бюджета. В ЮФО в долговую мышеловку уже попала Астраханская область.
Пока запас прочности у краевой казны есть, но многое будет зависеть от уровня собираемости налогов. В прошлом году по двум основным налогам — НДФЛ и налогу на прибыль — бюджет недосчитался 12,2 миллиарда рублей. Кроме того, 13,2 миллиарда придется возвратить предприятиям, которые внесли авансом налог на прибыль. Не собрано 500 миллионов имущественного налога. Не стану перечислять другие потери бюджета. Но если сложить все вместе — долги, неполное исполнение бюджета, то картина нерадостная.
Краевым властям придется работать в режиме ручного управления, чтобы выполнить план по доходам, составляющий 194 миллиарда рублей. На этом акцентировал внимание заместителей, руководителей министерств и ведомств, а также глав муниципалитетов губернатор края на совещании, где обсуждалась разработка антикризисного плана по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности на Кубани.
— Нам нужно удержать экономику как минимум на уровне прошлого года, — считает Вениамин Кондратьев. — Лучше сейчас закладывать нестандартные подходы и решения. Если не хватает своих свежих мыслей, привлекайте менеджеров из бизнеса, которые будут четко понимать, что нужно развивать сегодня, что требует поддержки.
В лексиконе финансистов есть термин — «мобилизация налоговых доходов». Именно мобилизацией и придется заниматься чиновникам всех уровней. И биться за каждый бюджетный рубль!