Экономика. Порт Анапа: развивать нельзя банкротить


Какие знаки препинания расставит жизнь в серьезном инвестиционном проекте?

В конце января Правительством РФ утвержден и вынесен на всеобщее обозрение план первоочередных мероприятий для обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Согласно этому документу в 2015–2016 годах будут реализованы, в частности, меры, направленные на активизацию бизнеса в системообразующих отраслях. 

Новая экономическая ситуация и в нашем регионе требует ускоренного и качественно нового решения системных проблем. Губернатор Александр Ткачев обнародовал «Стабилизационный план» Краснодарского края, в котором немало внимания уделяется как инвестиционным проектам, как и самому бизнесу, готовому вкладывать средства в развитие экономики. Одним из таких инвесторов является анапская компания «Черноморские скоростные линии» — инициатор серьезного инвестпроекта «Развитие морского порта Анапа». Что сулит реализация этого проекта инвесторам, городу-курорту и всей индустрии черноморского транспорта?

Жизнь крутилась вокруг порта 

Раскройте любой учебник экономики: портовая деятельность является стратегическим аспектом развития любой экономики и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы — факт, известный издревле. 

Вот и археологические находки древнегреческого города Горгиппия, на месте которого стоит современная Анапа, свидетельствуют о том, что удобство местной бухты было оценено и активно использовалось торговым флотом. Через горгиппийскую гавань вывозили хлеб, меха, лес, а импортировали вино, ткани, благовония, керамику... Город достиг благоденствия во многом благодаря порту. Античная Горгиппия, итальянская Мапа, турецкая Анапа — как бы и кем ни называлась, она всегда строила свою жизнь вокруг морского порта. После завоевания Анапы Российской империей по Адрианопольскому мирному договору все Черноморское побережье от Крыма до Поти отошло России. 

В 1837 году сюда, в Анапу, прибыл император Николай I. Местное предприимчивое сообщество ожидало от этого визита многого. Наряду с приданием Анапе статуса портового города (каковой был присвоен специальным указом) остро стоял вопрос о необходимости строительства порта вместо имеющейся небольшой пристани. Однако неразворотливая государственная машина медлила, в упор не замечая очевидного: местоположение Анапской бухты защищает практически от всех ветров, что выгодно отличает ее от других существующих марин. В 1881 году кроме официальных лиц к «Обществу для содействия русскому торговому мореходству» обратилась группа жителей Анапы. Заявили, что в случае выделения правительством денег на портовые сооружения в Анапе они готовы пожертвовать на строительство собственные сбережения. И действительно, свидетельствуют исторические документы, Министерство путей сообщения поручило-таки провести топографическое, геологическое, гидрографическое и метеорологическое исследования, а потом и составление проектно-сметной документации на строительство Анапского порта. Однако государство Российское само вскоре заштормило, повеяли ветры революции.

Объект круглогодичного режима? 

В Анапском музее до сих пор хранится протокол производственного совещания от 20 мая 1926 года, где повесткой дня обозначен только один вопрос: устройство порта. Причем докладчик обосновывал необходимость строительства именно глубоководного порта, который стал бы убежищем для кораблей во время шторма. Акцентировалось внимание и на больших накладных расходах по рейдовой погрузке и разгрузке судов. 

Доводы были признаны резонными и утверждены производственной комиссией Анапского месткомвода. В советское время Анапский порт, расположенный в центре городской инфраструктуры, занимался перевозкой пассажиров в Геленджик, Новороссийск, долину Сукко, Большой Утриш. Кроме того, было много работы по перевалке строительных материалов. В ту пору в порту работали 130 человек. 

...Сегодня Анапа позиционируется как оздоровительный центр и Мекка детского отдыха. По оценкам специалистов, это самый солнечный курорт российского Черноморского побережья. Правда, активный купальный сезон длится недолго — с 10 июня по 10 сентября. В связи с этим, помимо санаторно-курортной деятельности, город живет малым предпринимательством, производством, с успехом используется и тот факт, что Анапа входит в десятку передовых муниципалитетов Краснодарского края, имеющих аэропорт, автомобильный, железнодорожный и морской порты. И все они — объекты круглогодичного режима работы. Правда, из списка постоянно функционирующих пока выпал морской порт... Но — все по порядку.

Почти ко дну... 

Относительно современная история порта начинается с 1899 года, когда он подвергся серьезной реконструкции в соответствии с изменившимися характеристиками судов. Был построен специализированный грузовой причал длиной 113 метров — «Пирс насыпной» — революция в анапской гидроинженерии. Еще раз более-менее серьезные портовые работы проводились... полвека назад, в 1959 году. И — баста! 

В последние годы своего пребывания в составе ОАО «Новороссийский торговый порт» портопукт Анапа значительно снизил эффективность своей работы, уменьшились объемы, как следствие, снизились финансовые показатели. Треть коллектива порта была уволена. Причалы и техника обветшали. Кто-то говорит, что из-за развалившейся экономики Советского Союза, кто-то указывает на конкурентную внутрикорпоративную борьбу, которую Анапа проиграла... 

Но факт остается фактом. 

— Развитие порта остановилось. Не хватало ни мощностей, ни техники — как следствие, сократились объемы, — свидетельствует Виктор Петрович Захаров, занимавший тогда должность заместителя директора Анапского филиала Новороссийского морского торгового порта. — Помню, как выкручивались, пытаясь хоть как-то оставаться на плаву.

Перспективное соглашение 

Подвижки стали заметными, когда в 2006 году компания «Черноморские скоростные линии» в лице группы предпринимателей заключила договор с ОАО «Новороссийский морской торговый порт» о передаче в собственность порядком обветшавшего здания Анапского морского порта, пассажирских судов, перегрузочной техники. Землю, находящуюся в федеральной собственности, взяли в аренду. 

Опыт работы специалистов, ставших инвесторами, научил подходить к бизнесу системно — с предварительными расчетами, маркетинговой стратегией, вхождением в рынок, с учетом издержек и пониманием величин прямой и косвенной выгоды. Поэтому понимали, за что взялись. 

— На инвестиционном форуме в Сочи-2013 было подписано трехстороннее соглашение о реконструкции порта с объемом инвестиций в два миллиарда рублей, — говорит исполнительный директор компании «Черноморские скоростные линии» Марина Александровна Рыбина. — Финансирование предусматривается стопроцентно из частных вложений, — случай для проекта такого уровня достаточно редкий. 

Согласно проекту реконструкция разбита на несколько этапов. Первое, самое необходимое — удлинение причала и техническая модернизация. Затем планируется построить новое здание морвокзала, а после приступить к благоустройству набережной. На прилегающей территории должны появиться современное помещение вокзала, автопарковка на 500 мест, гостиница, офисный комплекс, оздоровительная и рекреационная зоны, детские площадки, развлекательный центр. 

Также в проектные планы входит создание яхт-марины «Горгиппия», что полностью соответствует концепции развития всей причерноморской береговой линии и, разумеется, создаст дополнительные коммерческие и социальные возможности. 

Эксперты известной аудиторско-консалтинговой группы считают, что реализация данного проекта позволяет говорить в конечном счете о мультипликативном эффекте: реконструкция Анапского морпорта даст толчок к развитию многих смежных отраслей. Начиная от сугубо промышленной, туристической, отельной, пищевой и т.д. А это — десятки новых рабочих мест и серьезные налоговые платежи в бюджеты всех уровней.

Слова не расходятся с делом 

Сегодня можно говорить, что у «Черноморских скоростных линий» (ЧСЛ) слова не расходятся с делом. Первый этап заявленного проекта фактически выполнен за счет собственных и привлеченных средств. 

— Проектная документация по настоящему проекту была разработана проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта «Новоморниипроект», — продолжает Марина Александровна. — Проект сооружения для подъема собственных судов с причалом приемки пассажирских судов включил в себя гидротехнические и конструктивные решения; предпроектные проработки; проведение инженерной разведки на наличие взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны; топографо-геодезические работы; инженерно-геологические изыскания. 

Словом, все качественно и серьезно. В итоге: за три года работ завершена реконструкция причала «Пирс насыпной» его удлинили на 141 метр (более чем вдвое), в комплексе с ним построили площадку для приема судов. На причале «Пирс насыпной» смонтирован кран «Барс» (последнее слово техники), предназначенный для перегрузки крупногабаритных, тяжеловесных грузов массой до 150 тонн внутри пролета крана, в том числе для подъема судов, для докового обслуживания и хранения. 

— Отмечу, — дополняет Рыбина, — что технические характеристики нового крана позволяют осуществлять перегрузку штучных грузов, например контейнера до 40 футов. 

— Что дают проведенные улучшения? 

— Основным направлением работы морской судоходной компании «Черноморские скоростные Линии» является развитие морского пассажирского транспорта и регулярных морских пассажирских перевозок. Мы имеем флот собственных комфортабельных судов — теплоходы и суда на подводных крыльях. Проведенные работы позволяют одновременно принимать до трех пассажирских судов, в то время как прежде мы могли принять только одно. 

...В марте прошлого года, после вхождения полуострова Крым в Российскую Федерацию, компания приняла активное участие в организации морского сообщения с полуостровом, выступив как оператор порта и полностью организовав в Анапе обслуживание пассажиров и судов данного маршрута. Прибывшая в Анапу по случаю открытия нового маршрута правительственная комиссия высоко оценила тот факт, что порт так оперативно и своевременно подготовился к изменившимся реалиям. 

В 2014 году по маршруту Анапа — полуостров Крым было перевезено около 15 тысяч пассажиров. В целом же за летний период ЧСЛ перевозит теперь до 100 тысяч пассажиров. И это — не предел! 

— А собственно, какие маршруты вы осуществляете? 

— Из Анапы осуществлялись рейсы в Новороссийск, Сочи, Туапсе, Геленджик, а теперь — в Керчь, Феодосию, Ялту. Небольшие теплоходы курсируют по экскурсионным маршрутам, перевозят пассажиров и внутри Анапского района. Спрос на такой вид сообщения очень высок — учитывается существенная экономия времени и точное соблюдение графика отправления — ведь в том же Керченском проливе ввиду эффекта турбулентности воды часто неспокойные, а Анапская гавань выводит суда сразу в открытое море.

Пора вспомнить и расширить возможности 

— Однако пассажирские перевозки значительно сужают перспективы развития порта, — вступает в разговор председатель совета директоров Дмитрий Сергеевич Хомутянский. — Проведенный в предварительном режиме анализ наших возможностей по перевалке грузов с учетом сезонности перевозок показывает, что после модернизации порт в среднем способен принять 15–20 судов в месяц и переработать до 450 тысяч тонн грузов в год против советского максимума в 150 тысяч тонн. 

Предваряя вопрос, скажу, что характер грузов предусмотрен и ограничен строгим перечнем разрешенных к перевалке в порту Анапа. — И все-таки основной вопрос вы не предварили. Анапа с середины девяностых позиционирует себя как исключительно пассажирский порт...

 — Вероятно, пришло время вспомнить распоряжение Правительства РФ от 11 октября 1993 года, которого никто не отменял. Первый пункт документа гласит: «Принять предложение администрации Краснодарского края и Минтранса России об открытии морского порта Анапа для международного грузового и пассажирского сообщения (предложение согласовано с Минэкономики, Минфином, МБ РФ, МВД, МИД, Минсельхозом, Госсанэпиднадзором и ГТК России. — Авт.)». 

Понятно, что концепция развития Анапы как курорта выстраивает соответствующую городскую экономику. Но она зависит от сезонности. Город пытается ее преодолеть, но неизбежно упирается в непреодолимое препятствие — климат. Мы же предлагаем по окончании курортного сезона (с 15 октября по 15 апреля) с целью бесперебойной работы порта, сохранения рабочих мест и удержания положительного финансового баланса предприятия рассмотреть возможность перевалки грузов в осенне-зимний период. Все необходимые мощности у нас есть — начиная от спецтехники до оборудованных площадок-автоприемников, чтобы не выстраивать автомобили вдоль трассы. Мы ощущаем очень высокий интерес к таким перевозкам различных торговых, сельскохозяйственных предприятий. А с другой стороны — чувствуем социальную ответственность перед обществом, понимая, насколько грамотно и аккуратно должны действовать в городе-курорте. 

Новороссийский порт — морские ворота России. Там концентрируется крупная стратегически важная грузоперевалка. Новороссийску сегодня просто неинтересно заниматься малым каботажным судоходством. Это как раз та ниша, которую сегодня можно и нужно занять, развиваясь на благо города Анапы, Краснодарского края и Крыма. 

При возможности грузового судоходства в межсезонье жители Кубани, к примеру, с точностью до дня знали бы, когда на их столе появится дешевый инжир, а крымчане не испытывали бы дефицита в кубанской скоропортящейся молочной продукции. 

— В каком режиме работает порт сейчас? 

— Ждем пассажирского сезона, — разводит руками Дмитрий Сергеевич. — На данный момент на предприятии работают 105 человек. И мы с трудом, но продолжаем выполнять свои обязательства по заработной плате и налоговым платежам, несмотря на практически нулевые объемы морских пассажирских перевозок в зимнее время. 

— Но мы убеждаемся: компания с жестким сезонным графиком работы не может работать в плюс и аккумулировать средства на дальнейшее развитие. Да, рассчитанные показатели эффективности проекта свидетельствуют о целесообразности вложений, но — только при работе порта в круглогодичном ритме. Иначе — под вопросом реализация второго этапа проекта. Вместе с тем, — отмечает Хомутянский, — при условии функционирования грузового комплекса порта хотя бы с декабря 2014 года, только НДС к уплате в 2015-м составил бы около 20 миллионов рублей. 

...Возвращалась из зимней Анапы, а в подборке радионовостей услышала отчет о встрече губернатора с бизнесменами краевой столицы, где он призывал активнее вкладывать средства в новые ниши рынка, развивать уже существующие... Обещал всемерную поддержку. Самое время! 

Карина МИРАКОВА 

Краснодар — Анапа — Краснодар.

Фото: nikolaywerner.ru