«Географ глобус пропил» — про жизнь, про школу и любовь


Не пропустить премьеру этого фильма я решил сразу по нескольким причинам. Это и завоеванный им букет из главных наград фестиваля «Кинотавр», и отличный актерский состав, и, главное, замечательная литературная основа.
Не пропустить премьеру этого фильма я решил сразу по нескольким причинам. Это и завоеванный им букет из главных наград фестиваля «Кинотавр», и отличный актерский состав, и, главное, замечательная литературная основа, ведь «Географ глобус пропил» поставлен по одноименному произведению Алексея Иванова.

Главный герой ленты Виктор Служкин устраивается в обычную школу учителем географии, в которой не очень-то и смыслит (но других вакансий попросту нет), еще не предполагая, что работа его будет совсем не простой, да и в личной жизни такие проблемы нежданно-негаданно нарисуются, что хоть в прорубь головой. Ко всему прочему, экзистенцию Служкина осложняет пьянство, в неравном бою с которым он все чаще проигрывает, и постоянные конфликты с учениками, которым нет дела ни до его предмета, ни до школы вообще.

Но он не из тех людей, что беспрестанно клянут судьбу, плачась в жилетки окружающим, и в любой ситуации старается разглядеть что-то хорошее. Так и идет вперед, не унывая и не предполагая, куда кривая выведет.

Что же мы получаем в итоге? Если коротко, то очень хорошее кино, которого нам все чаще не хватает. А если чуть более расширенно, то…

Имея личный опыт работы в среднестатистической провинциальной школе (и, кстати, тоже в проблемных старших классах), я довольно ясно представляю, как и чем живут современные ученики и их, как выражается мой друг писатель Алексей А. Шепелев, «учтиля». Причем «Географ» эту действительность демонстрирует именно такой, какая есть, не опускаясь в тотальную чернуху, как это у нас любят делать мастера т.н. русского артхауса, и в то же время не идеализируя. 

Дети отбывают уроки, словно унылую повинность, развлекая себя мобильниками и планшетами, а также не забывая про выходки, варьирующиеся от безобидных до крайне неприятных.

Точно так же, достоверно, без прикрас, «Географ» показывает и жизнь обычных российских городов, где жизнь не сказать чтобы била ключом. Невероятной красоты природа, горная река с опасными порогами, леса и горы — от окрестных пейзажей может захватить дух, голова пойдет кругом. Но это все вокруг, а сам городок с потрепанными панельными многоэтажками и расположенными в двух шагах от них врастающими в землю деревянными срубами, с квартирками, украшенными замызганными персидскими коврами на полах, и глубоко алкогольными днями рождения с музыкальным сопровождением в виде «Владимирского централа» — все это очень узнаваемо, искренне, по-русски.

Иногда даже возникает впечатление, что это не художественный фильм, а клочок реальной жизни, перенесенный на экран и иногда снабженный закадровой музыкой, дабы не получился эффект совсем уж «документалки». 

Играют с блеском здесь все актеры — наверно, потому, что у них интересные и очень естественные персонажи. Константин Хабенский — идеальный «вшивый интеллигент», помятый жизненными неурядицами, но отнюдь не сломленный и способный постоять за себя и свое мнение. Люди, его окружающие, тоже потерянные в этом сумасшедшем времени тотального разлома, когда привычный мир давно расползся по швам, а на смену ему не пришло ничего достойного. Кризис среднего возраста, как ни крути…

И конечно, школьники — ребята просто молодцы! Для них «Географ» — это и традиционный роман взросления, и испытание первыми сильными чувствами, и неожиданная встреча во время похода, в который они отправляются вместе с учителем, с чем-то настоящим, не имеющим ничего общего с пластмассовой культурой потребления, которая окружает их в повседневности на каждом шагу.

Потому вместе с блистательным Хабенским и обаятельнейшим Александром Робаком (этакий неуклюжий, но успешный по жизни Винни-Пух) хочу обязательно отметить работы Анфисы Черных (нежная, мечтательная Маша) и Андрея Прыткова в роли хулигана Градусова, который является одним из самых ярких персонажей фильма.

Все они, как и режиссер Александр Велединский, и оператор Владимир Башта, и весь творческий коллектив, работавший над фильмом, достойны искреннего уважения хотя бы за то, что взялись за адаптацию изначально непростого литературного материала и очень бережно переплавили его в настоящее русское кино, не ориентированное на западный кинематограф, не перегруженное спецэффектами, а адресованное в первую очередь тому отечественному зрителю, который умеет не только смотреть, но и думать…

Тем не менее, поскольку кассовой популярностью у зрителей сегодня пользуются или российские дурацкие комедии («Что творят мужчины»), или фильмы-катастрофы («Метро»), или байопики («Легенда № 17»), или монументально раскрученные эпические ленты о войне («Сталинград»), шансов на востребованность у «Географа», который никак не вписывается во все вышеупомянутые жанры, прямо скажу, немного. Что отнюдь не мешает ему получить свою здоровую порцию зрительской любви, которой он, несомненно, заслуживает.


Сергей Лёвин.
Анапа.
Фото: lenta.ru