Графика Константина Печуричко: ура-ретро, дух недавней эпохи


В краснодарской художественной галерее «Сантал» с 14 по 30 октября проходит персональная ретроспективная выставка графики старейшего краснодарского художника, члена Союза художников СССР с 1966 года Константина Печуричко, который представляет 42 офорта, созданных в ранний период творчества.

Константина Печуричко многие знают по его работам о казаках, о Краснодаре. Однако на выставке в галерее он представлен как художник-график. С этой стороны он мало знаком не только почитателям его творчества, но и специалистам.

Константин Печуричко родился в Ташкенте 10 февраля 1931 года. Впервые задатки художника в нем разглядели, когда он с точностью передал карикатуру на Гитлера, которая была в одной из газет военного времени. После войны поступил в Ташкентское художественное училище. Его дипломная работа называлась «Китайская делегация во Дворце пионеров». Молодой человек решил учиться дальше и поступил в Государственный художественный институт Эстонской ССР в Таллине.

— У меня, мальчишки из Ташкента, — вспоминает Константин Федорович, — для которого родной город был самым красивым городом мира (хотя в ту пору там была всего одна красивая улица), когда я приехал в Таллин, случился культурный шок. Древняя архитектура, культура, чистота… Там можно было в любом месте сесть рисовать, и работа всегда выходила начисто.

Его дипломная работа была представлена на выставке Академии художеств СССР в Москве в 1959 году.

После института Константин Печуричко с товарищем поехал работать в Куйбышев (Самара). Именно здесь он много работает с графикой на станкозаводе. Тогда был заказ на реализм, на людей труда. Помимо сюжетных работ в то время художник делает много портретов рабочих. Иногда они выглядят даже где-то неэстетично, но буквально передают дух того времени. Соцсоревнование, лозунги тех лет, целина, БАМ, стройотряды — тогда это пафосно, а сейчас иногда непонятно. Но именно те люди после войны подняли страну из руин, именно благодаря им страна достигла величия.

— Сегодня портреты рабочих были бы интересны, — рассуждает Константин Печуричко. — Сейчас просто необходим рабочий класс. Такие работы интересны в плане контраста, ведь ныне хотят сделать картины все больше «красивенькие», поярче, чтобы пятнышко на стене висело…

В Куйбышеве молодой, профессионально хорошо подготовленный художник, с активной жизненной позицией, участвует во всех проводимых выставках: городских, зональных, республиканских, всесоюзных и международных. В 1966 году был принят в Союз художников СССР. В 1973 году — избран делегатом съезда СХ РСФСР и членом президиума, а в 1974 году — делегатом съезда СХ СССР.

Индивидуальность художника Константина Печуричко формировалась под влиянием многих факторов: детство, окружение, обстановка, влияние культур Азии и Европы, а также многочисленных общений.

В 60-70-е годы он посещает знаменитую творческую дачу художников «Челюскинская». Этот дом, некогда принадлежавший знаменитому художнику Сергею Герасимову, создали специально для художников-графиков. Здесь оборудованы творческие мастерские с налаженным технологическим циклом для работы в печатной графике — литографии, офорте, специально для работы на камне, металле, дереве, линолеуме.

Тогда попасть в такие творческие дома можно было запросто и бесплатно. Художнику создавались все условия, только бы он творил. Во многих городах России в результате активной деятельности «Челюскинской» сложились свои художественные графические школы.

— Я был там дважды. И это поистине счастливые моменты в моей жизни, — вспоминает художник. — Обустроенная комната, питание — все бесплатно. Дом расположен в красивейших местах Подмосковья, 40 километров от столицы. И сейчас творческая дача тоже существует. Но разве туда попадешь бесплатно? Надо платить немыслимые деньги. А ведь это творческие встречи, молодежь получает маститых наставников… Для меня, например, судьбоносной была встреча с известными художниками-графиками В.Горяевым и М.Фейгиным. Все это ушло безвозвратно.

В Куйбышеве он жил и работал 17 лет. К этому периоду как раз и относятся представленные на выставке работы. А потом сменил Волгу на Кубань.

— Почему? Вы знаете, я глубоко верующий человек. Бог меня привел на Кубань, это первое, а второе — с практической точки зрения. Я же родился в Ташкенте, тепло люблю. В Куйбышеве работать на этюдах можно три, от силы четыре месяца, а в Краснодаре — все девять месяцев. Потом меня заворожила здешняя природа, а главное — люди, казаки. Их быт, традиции, песни, танцы пленили меня. И я хотел быть причастным к этому.

С 1978 года Константин Печуричко живет в Краснодаре и написал сотни картин о казаках, кубанских станицах, краевой столице. В основном работал в живописи, а к графике практически не возвращался. Года два назад он выставлял свои работы в этнографическом музее «Атамань». После выставки все 25 работ подарил этой казачьей станице. Сейчас они находятся в каждом курене Атамани.

Кроме того, художник занимается благотворительностью. Он с радостью откликается на все проекты руководителя Краснодарского краевого общественного движения по защите прав и интересов инвалидов «Содружество» Павла Снаксарева. Художник проводит мастер-классы для детей-инвалидов. Выезжает с ними на пленэр. Некоторые из ребятишек уже решили связать свою жизнь с рисованием. Этим летом посетил детей одной из смен Всероссийского лагеря «Орленок»: провел мастер-классы, пообщался с ребятами.

— Я признаю любую форму искусства, — отмечает Константин Печуричко, — импрессионизм, авангардизм… Но то, что сейчас иногда творят якобы художники, даже меня, лояльного ко многим вещам человека, ввергает в ступор. Творят невообразимое… Меня же всегда радует, когда возвращаются к реализму.

— Что бы пожелали молодым художникам?

— Работать, работать и еще раз работать. Бывало, приходили ко мне молодые ребята: «Хочу быть художником» — я им говорю: «Нужно каждый день обязательно что-то писать: набросок, рисунок… А потом с этими наработками приходите через год». Ни один не пришел. Все хотят сразу и всё. Но так не бывает. Надо ходить в музеи, следить за тенденциями в искусстве, накапливать опыт своего понимания изобразительного искусства. И еще раз много работать.

Главная тема графических работ на выставке в галерее «Сантал» — человек труда, человек творческий. Любимые жанры художника — портрет и тематическая композиция, реже — пейзаж. Образы, созданные им, — выразительные, динамичные, отображают дух недавней эпохи. Например, работа «Станкостроители», которая создана как раз во времена работы в Куйбышеве. На переднем плане рабочий с оголенным торсом с инструментами. Мышцы его напряжены, но на лице улыбка. Работа ему в радость. По бокам офорта — сюжеты из жизни завода в различных цехах и отделах: конструкторское бюро, сталелитейный цех… Зрителям передается героика тех трудовых будней.

А вот портреты руководителей графических потоков на «Челюскинской», известных мастеров того времени — М.Фейгина, В.Горяева. В офортах 1974 года «Шахматы» и «Этюд с натуры» мы видим бытовые сцены повседневной жизни людей. Офорт «Совещание рационализаторов» того же года интересен своими композиционными находками, идущими от авангарда и появившимися в графических техниках в 1960–1980-х годах.

Краснодарцам и гостям краевой столицы будет интересно открыть для себя творчество Константина Печуричко с новой стороны — как художника-графика, а еще узнать как личность, способную на благородный поступок, человеческий и гражданский.

Выставка работает без выходных. Вход свободный. Тел. для справок 267-11-37; 267-11-57 www.santalcompany.ru

Инна МОЧАЛОВА.

Фото: artfanagoria.ru