Импортозамещение в Краснодаре: Кролик в яблоках
Свое вместо заморского
Сначала о кроликах. Краснодарцы, в семьях которых дети страдают от аллергических заболеваний (а сейчас это далеко не редкость), прекрасно знают, что буквально игрушечная баночка детского диетического пюре из кролика стоит от 50 рублей, а есть цена и под сотню. Но они, возможно, даже не догадываются, что в настоящее время в черте города развиваются хозяйства, где выращивают кроликов, причем ориентируясь именно на диетическое питание: правильные корма, определенный срок выращивания… Это — тоже отчасти импортозамещение: заморское детское питание все же должно кануть в Лету. 89 рублей за баночку с одной порцией пюре из кролика от известного зарубежного производителя и 400 рублей за тушку — разница существенная. Но обо всем по порядку.
Выездное заседание комитета начинается в
— Первое наше основное направление — производство сена. Поля засеяны люцерной, укос три раза в год. В этом году планируем организовать полив, чтобы было четыре укоса. Сенник вмещает до 25 тонн, в этом году сено закончилось в декабре!
Промежуточный вывод: для развития животноводства в частном секторе требуется обеспеченность сеном. Хотя кто из ответственных за развитие животноводства лиц этого не знает?
— В нашем районе больше никто не занимается сеном, и его вообще негде купить, — говорит фермер.
Еще в хозяйстве — фазанарий, теплицы. Но второе крупное направление — кролиководство.
— Почему кролики?
— Хотелось заняться животноводством. Попробовали одно, другое, просмотрели все что можно в Интернете — остановились на кроликах. Из всех видов животноводства этот, на мой взгляд, наиболее рентабельный и быстрый. К тому же есть спрос на диетическое питание — мы не используем никаких препаратов. С сеном, кстати, тоже без химии работаем — только биопрепараты, гуматы.
— А сбыт? Нет проблем?
— Мясной рынок по кролику не то что не занят, он просто пустой. И чем больше мяса произведешь, тем легче его продать. У меня сейчас есть рынок сбыта на
Это КФХ начало сотрудничать с аграрным университетом, кафедрой биотехнологий. Проводятся эксперименты с удешевлением высококачественной кормовой базы — с добавлением пробиотиков, микрофлоры. Сейчас ученые производят три вида кормов, привесы — 300 граммов в неделю, это свыше килограмма в месяц. Больше можно получить только при применении препаратов, которыми здесь не кормят…
В чем проблемы?
— Мечтаем о промышленной ферме, которая будет автоматизирована, с микроклиматом. Мы заявились для участия в программе «Животноводческая семейная ферма». Если Бог даст… Думаем, что подходим для участия. Очень нужна автоматизация. К тому же кролик капризный — ему нужен микроклимат: постоянная температура, вентиляция. Добавьте хорошую кормовую базу, профилактические мероприятия и вакцинацию — больше ничего не нужно.
Надо сказать, что для участия в программе не все подходят. Но, по словам представителей управления сельского хозяйства администрации города, вероятность, что именно это КФХ войдет в число участников, есть.
— Конечно, очень хочется попробовать. Мы уже знаем, что такое кролиководство, и не боимся ответственности: если государство деньги вложит — сможем отчитаться соответствующими показателями.
Кроме производства мяса планируется также переработка (изготовление полуфабрикатов, тушенки) и, возможно, выделка меха… Будет полный цикл — возможен выход на торговые сети, нет его — остается только рынок. И еще одна проблема есть в этом КФХ: очень большие сложности с энергоресурсами. На сегодняшний день КФХ не подключено к сети энергоснабжения.
Мы подробно остановились на некоторых моментах не случайно: и ЗСК, и администрация края, и городские власти призывают жителей региона обратить внимание на сельскохозяйственную отрасль: сейчас именно здесь потенциал развития. Импортозамещение — это не просто новый термин для высоких трибун, это реальное направление в работе всего государства. И вот так, на конкретных примерах, мы видим, как идет процесс. Еще раз подчеркнем: власти выгоднее помогать развивать фермерские хозяйства, которые будут кормить население, чем платить пособие по безработице: в первом случае — продовольственная политика, занятость, налоги, благосостояние, во втором — сомнительные перспективы. Поэтому в крае и, соответственно, в городе работают несколько программ, оказываются консультационные услуги, о чем не раз говорила Лилия Цыганок. И еще очень понравилась ее фраза:
— Если приложить к делу руки (а они у нас есть) и мозги — то все получится!
Отечественные. Без раздора…
Второе хозяйство — ОПХ «Центральное». Депутаты у невысоких, но уже цветущих саженцев яблони. Они явно непростые. Это одно из специализированных предприятий
— Мы не случайно остановились на этом квартале, — пояснил директор ФГБНУ СКЗНИИСиВ Евгений Егоров. — Здесь и надо вести разговор об импортозамещении. Мы демонстрировали эту технологию Правительству РФ: в августе прошлого года в Краснодаре проходило первое заседание комиссии правительства по импортозамещению. Для того чтобы быстро нарастить объем собственной продукции, нужны финансовые ресурсы. Их в настоящее время не так много в стране. Плодоводство — очень капиталоемкая отрасль. Один гектар сада стоит от 720 тысяч до двух миллионов рублей. Мы в институте создали серию подвоев СК (Северный Кавказ) и сортовые линии, которые в сочетании с подвоем подходят практически для всех
Выходные параметры при этом одни и те же: на третий год сад вступает в плодоношение, ресурс одинаковый — за 15 лет 460 тонн с гектара. По эффективности наш значительно лучше — потому что сорта районированы. Корневая часть превосходит европейские аналоги, специфический способ прививки и способ посадки с углублением дают хорошую якорность.
Ученые обратили внимание депутатов на обильное цветение саженцев высотой ниже человеческого роста: придется вручную прореживать. Уже просчитано: выйдет примерно 450–500 центнеров с гектара, это очень много для сада на третий год. Больше 60 центнеров в этом году его загружать нельзя — пятилетнему ребенку не положишь мешок с мукой на спину…
Председатель комитета Наталья Альшева подчеркнула:
— Это — единственное предприятие, которое участвует в торгах. Есть все документы, справки, разрешения. Кстати, у вас когда земляника начинается?
— С 13–15 мая.
— Нам для школьных лагерей нужна. Они откроются сразу после 25 мая…
Директор ЗАО ОПХ «Центральное» Анатолий Момот рассказал, что в хозяйстве есть холодильники на две тысячи тонн, в планах — построить еще. Продукция, сколько бы ее ни было, вся расходится.
— Проблемы?
— Пока импорт не заходит, у нас нет проблем…
С яблоками понятно — они есть и будут. А есть ли возможность обеспечить не то что в России — хотя бы на Кубани посадку не итальянских, а наших садов? Как с саженцами?
— Будут заявки — всех обеспечим! Сейчас за подвоями приезжает весь Северный Кавказ, Астрахань.
Да, когда в прошлом году мы делали репортаж из крупного успешного хозяйства, выращивающего яблоки в Адыгее, там и услышали о технологии Краснодарского НИИ и
— Есть ли возможность у простых дачников Краснодара приобрести качественные саженцы именно того сорта, который нужен? Штучно можно приобрести? Сейчас начинают возвращаться к садовым участкам, дачам, развивать частное подворье в пригороде.
— Да, конечно, — был ответ.
Так что, жители города, да и края, кто привык не на правительство пенять, а самостоятельно искать выход из сложных ситуаций: поддержите, так сказать, именно местного производителя — ему не стыдно за результаты своей работы. Это более чем логично: пусть на Кубани растут яблоневые сады именно кубанских сортов. Кстати, на дегустации яблоко сорта Прикубанское было просто выше всяких похвал: красивое, сладкое, сочное. Это в
Еще немного о кубанских сортах. Районированность — очень много значит. Саженцы уже привыкли к нашей специфической погоде, «корявым» зимам и веснам, температурам, засухам. Да и не заражены они ничем заграничным. Что там не проявляется, а у нас начинает душу (и деньги) выматывать…
Подвел итог выездного заседания заместитель председателя комитета Максим Бурлачко:
— Сегодня наш комитет в большей степени занимается практической работой. Мы читаем отчеты по сельскому хозяйству регулярно, но надо увидеть все и на практике. Поскольку, не пообщавшись с конкретными людьми, о проблемах узнать невозможно. Для этого комитет и проводит выездные заседания — чтобы найти болевые точки и пути решения проблем.
Наталья КУЛАКОВА.
Фото: lamoonvideo.ru