Из юристов в плотники – это тенденция
Согласно статистике более 70 процентов выпускников вузов, колледжей находят работу не по специальности. Кризис, приведший к дисбалансу системы образования и рынка труда, начался еще с 1990-х годов. С тех пор и по сей день абитуриенты и студенты-выпускники продолжают считать престижной работу в офисе, желательно в сфере управления.
О том, как сделать выпускников вузов, ссузов, колледжей востребованными, рассуждали чиновники, представители учебных заведений, работодатели, эксперты в области рынка труда, сами студенты и выпускники, которые собрались в «Вольной Кубани» за круглым столом.
Банкир, юрист, экономист — на передовой
Накануне круглого стола мы задали пользователям сети, которые посещают наш портал, несколько вопросов. На них ответили около трех тысяч человек. По их мнению, самая модная профессия — дизайнер. В лидерах — специалисты по IT-технологиям и чиновники. Далее — профессии банкира, юриста, артиста, системного администратора, журналиста, врача и инженера. Больше всех зарабатывают, уверены наши пользователи — банкиры. Но втором месте — чиновники. На третьем — юристы. Что касается самых востребованных профессий, то таковыми посетители сайта назвали «айтишников».
В крае сегодня насчитывается порядка двух с половиной миллионов экономически активного населения. Характеризуя ситуацию на рынке труда, власти говорят о ее стабильности, в то время, как некоторые работодатели заявляют о дефиците кадров.
Так как же обстоит сегодня ситуация на рынке труда в крае, в краевом центре? Какие специальности наиболее востребованы, а какие нет?
Если обратиться к рейтингу востребованных профессий в нашем крае, то на 1 января 2014 год наибольшей популярностью пользуются врачи, учителя и инженеры. Это из категории «Специалисты и служащие», а из рабочих профессий самой нужной на Кубани является профессия водителя, далее слесарь, горничная, продавец, бетонщик. В крае официально зарегистрировано всего 18 тысяч безработных. По состоянию на 1 марта уровень регистрируемой безработицы составил 0,7 процента.
— Если рассматривать в соотношении рабочих профессий и профессий, где требуется квалифицированный труд, так называемые ИТРовские профессии, — отметил директор центра занятости населения Краснодара Игорь Прошунин, — то на учете в центре занятости последних в разы больше. В процентном отношении: 70 процентов на 30. Если рассмотреть в разрезе вакансий, то ситуация с точностью наоборот. В последние годы в нашем крае остро ощущался дефицит строительных рабочих специальностей. За высококвалифицированными рабочими сейчас идет настоящая охота: высокий спрос на все рабочие профессии в целом держится последние годы и не спадает. Заработная плата в этом секторе напрямую зависит от конкретных навыков специалиста и задач компании. Это могут быть очень крупные суммы.
Как правило, без работы чаще остаются люди старших возрастов. Большинство из них закончили учебные заведения до 90-х годов и больше практически нигде не учились, не получали вторую профессию и не повышали образование. Мы стараемся повысить их конкурентную способность за счет переподготовки и повышения квалификации. Молодых, а тем более выпускников вузов у нас очень мало стоит на учете.
Руководитель компании «СВАМИ» — Федеральная Академия Бизнеса г. Новосибирск (агентство тренинга и рекрутинга) Елена Реентова отмечает, что сейчас современный рынок труда России пожинает плоды советского времени. Профессиональная ориентация детей в семье осталась той же, что была в советский период, — ориентация собственно не на профессию, а на образ жизни. В соответствии с этим большинство родителей ориентируют своих детей на высшее образование по любой профессии. В системе ценностей родителей образ рабочего практически отсутствует.
Основной критерий выбора родителями профессии для детей — ее престижность, высокая оплата. В будущем родители хотят видеть своих детей прежде всего работником с высшим образованием. Если не получается поступить самим, детям «покупают» высшее образование. На выходе — они не могут трудоустроиться по профессии и пополняют ряды сотрудников крупных торговых сетей. Падает мотивация, падает популярность высшего образования. Вырастает поколение с потребительским мышлением. Молодые люди приходят к работодателям, говорят: я окончил вуз, дайте мне, пожалуйста, оклад побольше, рабочий день покороче, водитель с машиной тоже не помешает. Это тенденция. Наши чудесные молодые ребята хотят все и сразу. Это начинается в школах, продолжается в вузах, с этим выпускники и выходят на рынок труда. Их не прельщает нива предпринимательства, где постоянно нужно что-то преодолевать, продвигать, тратить массу сил и энергии. Выход: в свое время семидесятилетие было потрачено на то, чтобы возвысить людей рабочих специальностей. Должна быть государственная пропаганда, которая бы вновь подняла рабочие специальности на должный уровень. Также Елена Реентова рассказала с какими требованиями к кандидатам обращаются работодатели. Важно наличие хорошей теоретической базы знаний и высокого уровня обучаемости. Большое внимание уделяется и личностным качествам кандидата.
Теория с практикой
Стопроцентный настрой на высшее образование после одиннадцатого класса подтвердил помощник начальника Краснодарского университета МВД полковник полиции Николай Цимбал, который ведет еще и уроки профориентации в краснодарской школе № 8.
— К сожалению, ни один выпускник не рассматривает себя в будущем рабочим, — отметил он, — но разве нужно в этом винить молодых людей? Где наши заводы, фабрики, промышленные предприятия? Их нет... После девятого класса многие поступают в колледжи, ПТУ, боясь «завалить» ЕГЭ. Те же, кто пришел в одиннадцатый класс, нацелены только на вуз. Цель — только поступить. А дальше: сможет ли он работать по этой специальности, не сможет — это следующий этап для преодоления. В этом отношении наш вуз отличается от гражданских. К нам редко поступают случайные люди, которые вдруг, спохватившись, решают уйти. Тем более сейчас, после того, как повысили зарплату сотрудникам внутренних дел, повысился статус и престижность профессии, а также желание учиться.
Действительно, сейчас выпускники не опираются на потребности рынка труда, не представляют, где и кем они будут работать в дальнейшем, а опираются на советы родителей, которые тоже не всегда компетентны в этих вопросах, и на моду. Также имеют значение проходные баллы ЕГЭ. Но все это мало связано с будущей специальностью и возможностью в дальнейшем найти работу.
На глаза попались графики, на которых обозначены причины увольнения выпускников вузов с первого рабочего места. Первая — он не умеет применять теоретические знания к практической работе в фирме. Вторая — завышенная самооценка. Третья — нехватка навыков социального поведения и неспособность к интеграции на фирме. Очень часто работнику, часто молодому человеку, только устроившемуся на предприятие, говорят: теперь, дорогой, забудь чему тебя учили в учебном заведении, и учись заново. И, действительно, приходится тратить немало времени, усилий, чтобы адаптировать новичка к работе. Многие вузы, учебные заведения, мониторят ситуацию, меняют программы, чтобы максимально приблизить выпускников к практике.
Очень интересный опыт в этом деле достиг Краснодарский университет МВД. Они максимально приблизили теорию к практике. На каждом факультете есть учебный полигон, где курсанты оттачивают профессиональные навыки. Будущие инспекторы ГИБДД знакомятся с техническими новинками, которые только поступят на службу в полиции. В помощь криминалистам — новейшие лаборатории. Создаются внештатные, нестандартные ситуации, которые тут же разбираются. На выходе — курсанты вуза готовы приступить к работе в первый же день.
Выпускники Майкопского государственного технологического университета, по утверждению руководителя центра содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников МГТУ Татьяны Хачатуровой, не испытывают трудностей с трудоустройством по специальности. В прошлом году были трудоустроены около 89 процентов, а в этом цель — трудоустроить сто процентов выпускников вуза. Сегодня МГТУ — это единственное в республике Адыгея образовательное учреждение, которое готовит специалистов с высшим образованием в области строительства, геодезии и землеустройства, транспортных средств, лесного дела и ландшафтной архитектуры, сельского хозяйства, разведки и разработки полезных ископаемых, технологии продовольственных продуктов, природообустройства и защиты окружающей среды, здравоохранения. Популярность этих специальностей в вузе сохраняется уже несколько лет подряд. Выпускники прошлых лет с дипломами этой направленности работают в крупных организациях региона и за его пределами, в органах внутренних дел, министерствах республики, банках, администрациях муниципальных районов республики, учреждениях здравоохранения.
Востребованы выпускники Адыгеи и в соседних регионах, например, инженеры трудоустраиваются в ЗАО АПК «Геленджик», ООО АПК «Мильстрим-Черноморские вина», ученые агрономы — в ООО «Юг-Агро», технологи сельскохозяйственного производства — в ОАО Маслоэкстракционный завод «Белореченский».
Проблема эффективной занятости молодых специалистов в Майкопском государственном технологическом университете решается комплексом мероприятий, включающих осуществление мониторинга трудоустройства выпускников, ведение базы данных предприятий-работодателей, банка вакансий, поступающих в Центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников вуза, резюме студентов и выпускников. В вузе сложилась система взаимодействия с работодателями, которая включает их участие в практической подготовке студентов, привлечение опытных работников-практиков для реализации программ подготовки специалистов, проведение учебных занятий на базе предприятий, выполнение студентами выпускных квалификационных работ по заявкам предприятий и на базе предприятий-заказчиков и др.
Таким образом, подготовка специалистов и бакалавров в Майкопском государственном технологическом университете учитывает не только существующие потребности на рынке труда в настоящий момент, но и перспективные потребности потенциальных работодателей, что обеспечивает выпускнику востребованность в изменяющихся условиях рынка труда.
Как отметил проректор по воспитательной работе и социальным вопросам КубГУ Виктор Юрченко, в Краснодарском государственном университете 98 процентов выпускников трудоустроены. С 2003 года в структуре КубГУ создан и успешно функционирует отдел содействия трудоустройству и занятости студентов, который оказывает консультацию выпускникам по вопросам трудоустройства, ведет постоянное сотрудничество с потенциальными работодателями (в базе около 700 работодателей, 750 договоров и соглашений о практике, стажировке, совместном сотрудничестве), собирает статистику по вопросам трудоустройства. В КубГУ практикуется постоянное привлечение работодателей к выбору тем курсовых и дипломных работ.
КубГУ заключил 175 договоров и соглашений с различными управлениями и предприятиями Краснодарского края о совместной подготовке кадров, о предоставлении мест практик и стажировок, о преимущественном приеме на работу. Чаще всего в отдел обращаются на третьем курсе, но последнее время стали захаживать и второкурсники.
— Но главное — работа должна быть любимой, — отметил Виктор Юрченко, — любимая работа — та, которую не можешь не делать хорошо потому, что нравится сам процесс и результат работы. Слагаемые счастья и успеха — это заниматься любимым делом, которое получается хорошо, и знать, что оно приносит пользу другим людям. Человек, любящий свое дело, не мучается им. Отсюда и главная проблема — качество профориентации наших школьников. Порой старшеклассник остается один на один перед выбором. Эта работа ведется не должным образом. Нельзя рассчитывать на школы, на классных руководителей, представители вузов, колледжей, ПТУ должны еще в среднем звене школы рассказать о преимуществах той или иной профессии, специальности. Кто расскажет о профессии лучше всех? Лишь тот, кто безмерно ее любит. Именно он поможет ученику, будущему абитуриенту в выборе. У нас в университете руководители кафедр выезжают в школы и рассказывают о своих факультетах, проводятся дни открытых дверей, где любой желающий может встретиться с руководителями факультетов и получить ответы на интересующие вопросы. Вторая проблема: качество подготовки в высшей школе. Нужно направлять студентов к самостоятельной добычи знаний и адаптироваться к любой ситуации. Плюс — современным информационным технологиям. К сожалению, далеко не все вузы уделяют этому должное внимание.
Ему возразил Игорь Прошунин:
— Обидно слышать, что якобы профориентации уделяется мало внимания. Да у нас только на апрель запланировано 13 выездов мобильного центра занятости в школы города. До мая мы охватываем все городские школы. Сам лично приезжаю в школы на родительские собрания для бесед. Ежегодно проходят ярмарки вакансий, акции. Например, «Первый шаг в твоей карьере». Парадокс: к нам молодежь не доходит. А если и приходят, то в течение десяти дней находят работу. Беда нынешних выпускников, как правильно было замечено, завышенная самооценка и инфантилизм. Так давайте же сообща будем им помогать. А по большому счету: их нужно только привести за руку в наш центр занятости.
После вуза — в ПТУ
В то же самое время престиж профессии очень важен. И он очень часто зависит от зарплаты. Например, повысили значительно зарплату полиции — пошли туда люди и выполняют свой долг.
Вопрос престижа профессии затронул Сергей Даниленко, заместитель председателя Краснодарской краевой организации профсоюза работников образования и науки.
Несмотря на то, что в отрасли образования существует масса вакансий, выпускники педвузов не торопятся идти в школы. В прошлом году лишь триста человек пришли работать после выпуска. На начало учебного года было 908 вакансий в учреждениях образования. Существует еще одна проблема в отрасли — старение кадров. В крае всего около шести процентов молодых специалистов (со стажем работы до двух лет). Кроме того, мужчины-педагоги также не жалуют отрасль (в крае всего 14 процентов мужчин-педагогов).
— Есть такая пословица: «Выпускники педвузов работают везде, иногда даже в школах», — говорит Сергей Даниленко. — Печально, когда выпускники вузов идут работать не по специальности. Молодые кадры необходимы школе. Но хотелось, чтобы это были люди, преданные делу, любящие профессию учителя. Пока же тенденция такая — многие выбирают педвуз не по призванию. Для того, чтобы привлечь в профессию — на краевом и муниципальном уровнях оказывается различная поддержка. Молодым специалистам выплачивается единовременная денежная выплата, многие поощряются грантами, реализуется программа льготного кредитования на приобретение жилья для учителей в возрасте до 35 лет. В целях социальной поддержки студентов — профактивистов краевая организация Профсоюза ежемесячно выплачивает им стипендию. Во всех 44 территориях края действуют советы молодых педагогов. Ведет активную работу Студенческий координационный совет. Надеюсь, что в скором времени, благодаря реализации Указов Президента РФ, действиям предпринимаемым на уровне региона, муниципалитетов удастся улучшить ситуацию.
Соглашусь с коллегами, что у нас существует проблема профориентации. Она должна начинаться в семье, и продолжаться в школе. С детьми должны заниматься специалисты, чтобы выявить их наклонности, а потом их развивать. Должна быть поставлена на уровень работа с родителями в этом направлении. Молодой специалист, не имеющий еще опыта работы, приходя в организацию, на предприятие нуждается в помощи, поэтому нужно мотивировать работодателей возрождать институт наставничества.
Студенты идут работать не по специальности. Причин тому много. Одни за время учебы изменили отношение к выбранной профессии, других не устраивает уровень оплаты или условия труда, третьи вовсе не могут найти работу, имея диплом на руках.
Комментирует второкурсник КубГУ Иван Пацук:
— В школе я любил химию и биологию. Хотел поступить в медицинский, но не хватило баллов ЕГЭ. Поступил в КубГУ на факультет химии высоких технологий. Я сам выбирал. Родители предоставили свободу. Но вскоре передо мной встал выбор: либо я хорошо учусь и получаю стипендию 1800 рублей, либо работаю и учусь не очень. Победил второй вариант. Я устроился в сферу услуг. Работаю официантом. Зарабатываю прилично. Что дальше? Я даже не знаю. После получения диплома бакалавра я смогу работать только лаборантом. Чтобы заниматься наукой — нужен большой интерес к этому. Я теперь задумываюсь: а нужно ли мне продолжать учиться? Нужен ли мне диплом бакалавра химии, по которому я смогу устроиться только учителем в школу. Еще раз повторюсь, мне очень нравится химия и поступал и выбирал профессию по принципу: то — что получается лучше всего, то, чем нравится заниматься. Но на деле: оказывается этого мало.
Студент КубГУ Никита Ткачев рассказал, что сейчас учится на дневном отделении КубГУ, подрабатывает репетитором английского языка, химии и математики. Эта работа окупает стоимость курсов испанского. Готов и дальше пробовать себя в различной работе.
— На самом деле, я понимаю, что сразу не буду зарабатывать большие деньги, — отметил он, — меня интересуют возможности профессионального развития. Но проблема в том, что не все работодатели хотят брать без опыта работы. Например, сейчас я бы мог трудиться в компании даже бесплатно и набираться опыта. Но должна быть видна четкая перспектива дальнейшего трудоустройства. В той же школе готов быть лаборантом в химическом кабинете. Но существуют различные препоны, в том числе и юридические. Никто не хочет возиться с молодыми.
Проблему видит еще в том, что из-за инфантильности поколения, а также завышенной самооценки, (самокритичность, однако) многие молодые люди привыкли получать разжеванную информацию на блюдечке. Из-за нехватки времени, вечной спешки некогда искать работу в газетах, Интернете. Хорошо если бы, в вузе была своя газета или просто листовки уже с отобранными вакансиями по факультетам.
В свою очередь его удивила начальник отдела труда КубГУ Людмила Водолага, сначала существованием такого отдела, а потом и тем, что в принципе такая работа уже ведется.
— Удивительно, отдел работает уже два года, а вы не знаете о его существовании, — отметила она, — у нас существует банк вакансий, более того Виктор Михайлович Юрченко уже говорил, что мы выходим непосредственно на работодателей, на центры занятости. Работы в самом деле много. Хотелось бы обратить внимание министерства образования, что два человека в такие отделы — очень мало. Стараемся информировать все факультеты, искренне хотим помочь всем, кто обращается. Но есть проблемы в распространении информации.
Студенты тут же с радостью предложили свою помощь.
Выпускники вузов посетовали, на то, что, действительно, лишь единицы устраиваются по специальности.
— Из 46 выпускников нашего курса факультета журналистики, — рассказала Элеонора Марченко, — если десять человек и будут работать в СМИ — это хорошо. Остальные? Остальные пойдут переучиваться, других — устроят родители. В начале карьеры нужно слово, которое замолвят, где надо. Если ты не из тех счастливчиков, кому удалось трудоустроиться по чьей-то рекомендации, придется начать поиски рабочего места самому. Мне повезло. Мое любимое дело — фотография. Меня взяли в краевую, старейшую на Кубани газету «Вольная Кубань» сначала в качестве стажера, сейчас — я штатный фотокорреспондент.
Все присутствующие порадовались за выпускников колледжей и ПТУ. Они зарабатывают больше, чем специалисты с высшим образованием. Такой удивительный факт озвучила старший мастер ГБОУ НПО ПУ № 8 КК Столбова Валентина Васильевна. Ребята чаще ориентируются на то, чтобы получить рабочую специальность, потом по ней же поступают в вуз и параллельно работают. Работодателям такой подход нравится. Профессиональное училище № 8 Краснодарского края, старейшее учебное заведение города Кропоткина. В течение 70 лет училище выпускает специалистов строительного, сервисного профиля и железнодорожного транспорта (сварщик, столяр, плотник, строитель, машинист локомотива, слесарь, повар, кондитер).
— С устройством на работу у наших выпускников нет проблем, — отметила Валентина Столбова, — они востребованы на рынке труда. Ведь очень важно не только получить знания и профессию, но и уметь применить их в дальнейшей жизни. Страшилка: «Не поступишь в институт—загремишь в ПУ» — остается лишь страшилкой. Сейчас впору говорить: «После вуза — в ПУ». Оборудование у нас новейшее, специалисты опытные. Выпускников работодатели разбирают как пирожки.
Разговор получился весьма полезным и продуктивным. Многие еще долго не расходились обменивались мнениями, контактами для сотрудничества. Такие дискуссии необходимы. Для того, чтобы еще раз обозначить проблему. А она действительно острая и касается почти всех нас. Многие высказывали сожаление, что профильное министерство образования и науки Краснодарского края, к которому накопилось много вопросов у участников круглого, стола так и не смогли найти для него время.
Мы с разных сторон подошли к проблеме, которая в конечном итоге выходит на государственную политику в области воспроизводства и востребованности кадров. Нам нужно осмыслить, что произошло на рынке труда в последние 15 лет. Государство не остановило механизм воспроизводства кадрового потенциала, но самоустранилось от формирования механизма его востребованности. В итоге кадровый потенциал страны формировался независимо от потребностей общества и экономики. И сегодня существует огромный дефицит необходимого обществу профессионального опыта разного уровня и профиля, который быстро восполнить нельзя. Это касается и квалифицированных рабочих, инженеров и ученых. России нужна государственная стратегия не только воспроизводства, но и востребованности кадров.
В ходе круглого стола выработались своеобразные советы для выпускников. Если вы знаете, куда хотите прийти — вы придете. Кто раньше, кто позже. Надо только разобраться, где вы находитесь и куда идете. Цели, которые вы установите для себя, во многом определят те обстоятельства и ситуации, с которыми вы встретитесь в жизни. Добивайтесь тех целей, которые ближе вашему сердцу. Все начинается с первого шага. Но обязательно вы должны иметь всегда четкую картину, к чему стремитесь. Только помните: знать, что хотелось бы, и делать к этому шаги, — далеко не одно и то же. Именно ваши действия, а не желания, ведут вас к цели. Успешную карьеру может сделать любой, все зависит от его способности обучаться и проявить себя. Кроме того, успех человека в жизни основан на способности общаться и ладить с людьми. Это важнее даже технической компетентности. Действительно, если вы чего-то не знаете, то быстро узнаете. Вам с удовольствием придут на помощь, если вы коммуникабельны, порядочны, инициативны, если сами откликаетесь на просьбу других. Вам обязательно помогут!