К 100-летию «Вольной Кубани». Людмила Клунная: «Доходы-расходы-прибыль! Вот твердь газеты...»


Современный главный бухгалтер — больше чем просто бухгалтер. Он должен разбираться в бизнесе, эффективно взаимодействовать с разными организациями, уметь легко и быстро получать необходимую ему информацию.
Он должен быть многопрофильным специалистом в своей области, способным предвидеть, как различные изменения в законодательстве могут повлиять на бизнес компании. И конечно, он должен уметь работать в команде. Профессия бухгалтера уже предполагает у человека определенные качества: честность, профессиональное мастерство, порядочность, ответственность.

Кроме вышеперечисленных качеств главный бухгалтер «Вольной Кубани» Людмила Клунная обладает приятной внешностью и добрым, отзывчивым характером. А еще высказывание, что «главный бухгалтер — правая рука генерального», для нашего издания очень актуально.

— Людмила Павловна, когда вы пришли в редакцию, какое она произвела впечатление?

— В редакцию меня привел мой муж в 1995 году. К тому времени я уже имела опыт работы в крупной строительной фирме главным бухгалтером. Я искала место с «плавающим» рабочим графиком или же до обеда. Муж Валерий Николаевич был знаком с Линой Ламейкиной по прошлой работе в секретном секторе крайкома партии. Их пути пересеклись, и чуть позже я оказалась на собеседовании у главного редактора. О внутренней работе газеты я не имела никакого представления. Мне тогда все было в новинку: знакомство с ведущими журналистами, вообще работа редакции. Большое впечатление произвел огромный кабинет шефа, да и сам главный редактор. Тогда он мне предложил должность бухгалтера-кассира с приличным окладом и собственный кабинет. Вот это и подкупило. А шефа устроило, что я знаю и торговлю, и строительство. Потом, через некоторое время, я стала главным бухгалтером объединенной редакции концерна «Вольная Кубань». В его состав входило несколько газет и журналов. Это было лучшее время!

— Что — лучше уже и не было?

— Каждое время запомнится по-своему, и каждая эпоха будет казаться самой лучшей тем, кто был молод в то время! Тогда мне было сорок лет. Коллектив — молодой, яркий, талантливый. Но не только поэтому лучшее. Было просто замечательное время для развития предприятия, бизнеса. Каждая газета — на самоокупаемости, все рентабельно. Хорошо шла реклама в каждом издании. В то время государство придумало льготное налогообложение. Именно за те годы у нас появилась плотная «подушка безопасности» — сбережения на депозитах. Нам платили хорошие гонорары, в отпуск отправляли с пособием размером в оклад. Именно тогда мы начали строительство на Гимназической, 51. Это целая веха в жизни коллектива и редакции.

— Расскажите подробнее…

— Когда мы только приобрели участок на Гимназической, 51, а это, как все знают, исторический центр, там были руины, ночевали бомжи. Нам поставили жесткие условия: сохранить исторический вид здания. В нем только стены должны быть в четыре кирпича. Сейчас бы мы уж точно такого подвига не совершили. Сколько было трудностей и препон! Выезжали специальные комиссии, линейками все вымеряли… Но общими усилиями мы выстояли и построили прекрасное здание. Сейчас там работает наше радио.

— А потом начался кризис в стране, сначала первый…

— Да, когда грянул первый кризис, пришлось закрыть многие издания. Реклама, которая раньше нас радовала, вдруг пропала. Пришлось затянуть пояса. И тем не менее, несмотря ни на какие кризисы, наш шеф не переставал вовремя выплачивать зарплату сотрудникам редакции. Долгов по выплате налогов тоже никогда не было. С этим строго. Еще с того времени и по сей день главное правило — сначала зарплата, все налоги, а потом и другие обязательные выплаты: покупка бумаги, арендная плата издательству, экспедирование…

— В какой-то степени главный бухгалтер — фигура публичная: ему часто приходится отвечать на вопросы представителей налоговой службы и других органов власти. Поэтому он должен быть хорошим дипломатом, обладать коммуникабельностью. Помнится случай, когда вам приходилось выступать экспертом в одном учреждении, защищать честь редакции. Не будем раскрывать все тонкости той истории… Но тогда, мне показалось, у вас было непонимание: почему я?

— Да, с уходом «благих времен» редакции пришлось ужаться. Остались самые-самые. Раньше у меня были две помощницы. Сейчас я одна за всех. Раньше я и знать не знала, кто там работает в администрации края. Сейчас веду переговоры и с районными, и с краевыми, и с федеральными структурами. Раньше я думала, что бухгалтерский и налоговый учет — это мой потолок. Но время диктует свои правила, выросли профессиональные требования. Да, в той ситуации присутствовало небольшое непонимание, а потом, позже, я подумала: ну, а кто, если не я, лучше знает этот участок работы? Я думаю, что современному главному бухгалтеру необходимо постоянно повышать свою квалификацию, причем не только в своей профессии. Главный бухгалтер должен безупречно знать свой круг дел, иначе он просто не сможет правильно организовать бухгалтерский и налоговый учет в компании, чтобы исключить риск возникновения неблагоприятных налоговых последствий, а также управленческий учет. По сути, он должен быть аналитиком, предвидеть все риски. За двадцать один год работы в редакции я выросла и профессионально и личностно.

— А что за история с высшей наградой бухгалтеров?

— Это как раз связано с квалификационными курсами в 2003 году, которые я успешно окончила и получила аттестат. С того времени на электронную почту посыпались приглашения на различные семинары, курсы… Однажды пришло приглашение на семинар в Москве. Эту поездку я запомнила на всю жизнь. В Кремлевском Дворце съездов мне вручили медаль и Почетную грамоту Луки Пачоли — основателя бухгалтерского дела. Побывать в сердце столицы — в Кремлевском дворце — мечтала с молодости. Перед нами читали лекции светила бухгалтерского дела и налогообложения, а потом состоялся прекрасный концерт.

— Главбух — второе лицо в компании, то есть правая рука руководителя. Гуляет масса анекдотов про «черную бухгалтерию», про «одну лодку» и прочее… У нас в редакции такого в принципе быть не может. Но все же были какие-то щекотливые моменты?

— За все годы работы наш руководитель ни на секунду не дал усомниться в своей порядочности и честности. Я уже рассказывала, что были времена, когда мы вели строительство, закупали дорогую аппаратуру, но ни разу не переступили «красную линию». И это не фигуральное пафосное красное словцо. У нас все прозрачно: вся бухгалтерия, все финансовые операции.

— И все же наша с вами беседа имеет определенное направление — «Газета в моей судьбе». Вопрос немного риторический: что значит для вас работа здесь?

— «Вольная Кубань» для меня — это второй дом. Это, наверное, про меня говорят: утром с радостью на работу и вечером с радостью — домой. Я очень люблю свою семью: детей, внуков. Но и коллеги — это вторая семья. Со многими мы трудимся бок о бок долгие годы. Работа есть работа — ответственная, трудная. Бывали в жизни тяжелые моменты. Но никогда шеф не оставался в стороне от моих проблем. Всегда чувствовалась его поддержка. В 2014-м, когда заболела мама, хотела уйти, но Виктор Александрович предложил не спешить, взять отпуск. И всегда, когда требовалось, отпускал к маме без промедления. После смерти родного человека думала: точно уйду. Но странное дело, после двухнедельного отпуска, после выходных — скучаешь по работе, по коллективу. Тогда тихо себе говоришь: «Какое счастье — завтра на работу». Так что работа - это моя жизнь. Коллектив «Вольной Кубани» — это все профессионалы в своем деле, которые постоянно совершенствуются. Каждый — алмаз в дорогой оправе, проверенный временем и делами. 

* * *
Вот такая она — наш главный бухгалтер. Но близость к деньгам, как, увы, иногда случается, не подменила в ней чуткого, внимательного человека. Для любого сотрудника она найдет добрые и искренние слова, подскажет, посоветует.
Есть еще одно определение такому человеку — «сердечный».
И этим все сказано.

Записала И. Васильева.