В 2011 году главный редактор «Вольной Кубани» Виктор Ламейкин подготовил и издал книгу «Судьба моя — газета»: документально-публицистическое повествование, в котором отразил свой путь в журналистике от литературного сотрудника районки до главреда ведущей кубанской газеты.
Именно тогда и родилась мысль: а почему бы и другим сотрудникам газеты, за плечами которых многие годы работы в печати, не поделиться своими воспоминаниями? У каждого свой путь в журналистике, свое понимание этого призвания, свои достижения на этом трудном и ответственном поприще. И в 2012 году, накануне
95-летия «Вольной Кубани», появилась на ее страницах рубрика «Газета в моей судьбе». Сотрудники редакции делились не только своими воспоминаниями, но и богатейшим опытом, накопленным за годы работы в СМИ края. Те публикации вызвали широкий общественный резонанс, и не только у коллег, но и у наших читателей.
И вот спустя пять лет, накануне 100-летия «Вольной Кубани», мы возобновляем эту рубрику. Жизнь, как говорится, не стоит на месте: в редакцию пришли молодые, уже заявившие о себе журналисты, да и другим сотрудникам газеты есть что сказать о работе в «Вольной Кубани». Кстати, уже практически подготовлено юбилейное издание книги «Вольная Кубань». На рубеже веков». Она выйдет в свет к 5 мая — столетию нашей газеты.
А сегодня рубрику продолжает Наталья Кулакова, директор информационного агентства «ВК Пресс», уже заявившая о себе публикациями и в «Вольной Кубани», и в Интернете, ставшая лауреатом конкурса Общероссийского народного фронта.
Меня часто спрашивают: «О, у тебя фирменные часы?». Да. Фирменные. От «Вольной Кубани». На циферблате это и обозначено. Честно говоря, не помню, по какому случаю вручил их главный редактор, — но совершенно точно запомнила ощущение: «Приняли!».
Может быть, если бы знала, как все пойдет и как придется осваивать Интернет, каких шишек, ошибок, переживаний это будет стоить, то и не решилась бы никогда в жизни браться за это неизвестное дело, да еще на таком уровне… Да, точно не решилась бы. Но тогда сразу (это-то точно помню) надела часы, положив красивую коробочку-упаковку просто рядом. Так и пошло оно для меня — время «Вольной Кубани»!
«ВК» не сравнить ни с чем
Сложное, но такое динамичное, постоянно двигающее вперед, заставляющее быть в тонусе. И когда пытаешься что-то сформулировать, переводя ощущения в словесную оболочку, и когда ищешь заголовок, и когда выстраиваешь текст — стоит подпереть голову левой рукой — вот оно, это знакомое тихое тиканье. Такое соотношение со временем как реальной, реальнейшей категорией, оно… нет, не подстегивает — оно подчеркивает: это — ВРЕМЯ.
Секунды дня, дни и годы твоей жизни, десятилетия жизней очень многих талантливых людей, век жизни газеты, которая помогает, советует, дает надежду, предупреждает, газеты, которой искренне верят — даже сейчас, когда верить СМИ — не в тренде…
Да, вот так просто подпираешь голову рукой — и слышишь отсчет времени, которое длится уже век. Это время, которое стало и твоим.
По значимости влияния и опыта, который приобретен здесь, часто — впервые, «ВК» не сравнится ни с одним другим изданием. Первый опыт собкорства, первый опыт работы в Интернете — все же это переформатирование в каком-то смысле, первый опыт ответственности за СМИ, первый опыт победы на федеральном уровне. Достаточно ярко идет время «ВК». Это очень большая школа!
Собкор — полпред газеты
Что такое работа собкора? Все же это особая форма организации труда — звучит кондово, но эмоции вызывает до сих пор. Восточная зона края, норма строк, равная обычной нагрузке сотрудников редакции, и общие вводные: что, как, в течение какого времени сдавать материалы. И все: возможность проявить себя — полнейшая. Задания поступают не каждый день, остальное — инициатива.
Отрабатывать надо как официальные заседания в своей зоне, так и творческие темы, раскрыть которые можешь как только пожелаешь. Это действительно универсальная работа: здесь нет деления на «свои» и «чужие» темы. Выездное заседание прокуратуры — работа на заседании, губернатор приезжает — тоже, о женщинах в казачьих станицах написать — вперед, с песней. Работа собкором «ВК» дала очень много: расширение кругозора и знакомство со спецификой территории. А это очень интересно! Есть масштабные люди, есть уникальные предприятия, есть очень разные ситуации, о которых с одобрения редакции пыталась писать, причем максимально честно. Появился журналистский опыт участия в судебных заседаниях (в попытке разобраться, не ущемлены ли интересы приемных детей).
Собкор по нескольким районам — это постоянное движение. Пригодились навыки вождения. И если раньше опасалась ездить по междугородным трассам в ночное время одна, то ради выполнения задания с этим страхом было быстро покончено. Как сейчас помню: трехдневный краевой семинар студенческих отрядов в Армавире. Удобнее всего было выделить время в третий день работы. Звоню заранее, чтобы договориться и узнать подробности, — а на третий день запланирован уже отъезд из гостиницы. Чтобы успеть отработать тему, выезжать надо немедленно — можно успеть на вечернее, последнее заседание. Долго собираться, думать и бояться ночной трассы некогда! С каким удовольствием ехала обратно в полнейшей темноте из Армавира в Кропоткин! Любимый диск включен погромче, приятный шлейф эмоций после отличного разговора. Это к тому, что иногда считается, что собкорство — относительная… как бы сказать — свобода, возможность работать с ленцой — начальство далеко… Но нагрузка та же. А ответственность — больше.
Это точно могу сказать, сравнив на практике. Допустим, если корреспондент редакции выезжает на задание, как правило, ему не надо беспокоиться, как добраться до места — не изучает карту (обязательно должна быть в бардачке!), не думает о заправке — обычно все же выделяется автомобиль, и дорога — это забота водителя. К тому же чаще всего съемку ведет фотокорреспондент.
А собственный корреспондент работает один. Благодаря «ВК» есть такой опыт — считаю его важным и никогда не соглашусь с теми, кто считает это более легким делом, чем работа в редакции. Хотя, возможно, в других изданиях так и есть. Но что важно: ты работаешь один, однако не брошен. Тебя ведут, подсказывают, советуют, снабжают необходимой краевой информацией. Участие в творческих летучках дает чувство причастности к общему делу на равных условиях. Тебе предоставляется право высказать свое мнение о газете, вышедших материалах, дать свои оценки…
Когда я пришла, в «Вольной Кубани» работали пятеро собкоров. Это было, скажем, определенное сообщество, которое (сужу по себе) гордилось своей относительной свободой, самостоятельностью — и в то же время причастностью к такому большому, масштабному, искренне уважаемому изданию. То время (год) действительно прошло круто. Да, большая ответственность — это факт, но и свобода передвижения. Настоящие подарки судьбы — работа с людьми, которые стали друзьями — как минимум в «Фейсбуке». Конечно, особенно готовились к творческим летучкам: всегда выделяла сутки, чтобы все просмотреть, дочитать то, что не дочитано, сформулировать мнение…
Особенно помнится «круглый стол» в Кропоткине. Он стал поворотным. Для того чтобы подготовить публикацию для «Вольной Кубани», была проанализирована тема «Как избежать псевдоказачества». О том, что казачество возрождается, в том, 2013 году уже никто не спорил. А вот как это делается и что еще можно сделать — разговор до сих пор с продолжением, без поставленной точки, поскольку задевает всех очень серьезно. И кажется, в большей степени людей, далеких от исторических знаний по теме и не близких к современным процессам в этой среде. До сих пор вспоминает первый зам Владимир Колесник встречу в Кропоткине представителей казачьего войска и этнографического объединения «Старая линия». Вот после этого «стола» и озвучено было мне предложение «Вольной Кубани» перебраться в Краснодар.
Особенности независимого издания
Есть такие предложения, от которых ну никак не откажешься. Работать рядом с такими людьми, такими журналистами-профессионалами — какая ежедневная школа, какая шлифовка! Александр Гикало, Ольга Цветкова, Инна Мочалова, Сергей Капрелов — об этих журналистах спрашивали в районах и городах, просили координаты, делились впечатлениями о публикациях. Работать рядом с ними — это новая жизнь. Жизнь… Легко ориентироваться на профессиональный рост, когда ты один. А когда ты отвечаешь не только за себя, но и за детей… Понимающая и помогающая семья, внимание и поддержка редакции помогли во всем. Правда, целый год понедельник был не самым продуктивным днем из-за подъема и поездки на работу в 3.30 утра. Но потом решился жилищный вопрос… Мы с детьми в очередной раз поменяли место жительства, уклад бытия. Вот так, благодаря «Вольной Кубани», все изменилось. Было сложно. Но интересно, поступательно, вверх даже не по карьерной, а по жизненной лестнице…
Началась работа в редакции. Действительно — уровень и шлифовка. Ежедневные редактораты — да, бывает, ждешь, когда он закончится — если срочный текст, или согласование, или другой нерешенный вопрос. Но ведь это какая школа: и социально-политическая — обсуждение неоднозначных инфоповодов, их разбор — откуда «ноги растут», прогнозирование ситуации (часто — очень верное прогнозирование!), и профессиональная — оценка материалов, определение тем и задач, разбор и планирование номеров.
Иногда думаю: как могло бы все быть, если бы пришла сюда после вуза? Конечно, это когда смотрю на молодежь в «Вольной Кубани». Никогда не скажу, что раньше не было умных и талантливых коллег, которые не учили бы журналистике: и в районке «Огни Кубани», и в газете правительства и Законодательного собрания Челябинской области «Южноуральская панорама», и в питерской «Комсомолке» подсказывали, корректировали, давали дельные практические советы, что намного важнее доступной в Интернете теории. За все очень и искренне благодарна — в журналистике важна именно практика. Но сразу попасть в издание такого уровня и профиля — шанс. Правда, чтобы воспользоваться им, нужны работоспособность, ответственность и… любовь к делу и изданию, любовь к своей работе. Чтобы не по указке. Не формально. Не ради гонорара, опыта и рекомендаций. Но, вероятно, так и должно было быть — чтобы прийти в «Вольную Кубань» все же с определенным, пусть и небольшим (13 лет), но багажом знаний и умений.
Могу сравнить: газета дает особенный опыт. Это и независимое издание, и серьезное, и самостоятельно зарабатывающее — возможность получить очень качественные наработки, что называется, оптом.
Чем особенна работа в независимом издании? Первым делом — работой с официальной информацией. Ее, бывает, очень трудно достать. Независимые издания, мягко говоря, далеко не всегда любимы чиновниками. И бывает, что представители ведомства пытаются отфутболивать журналистов, обращающихся с вопросами — ну, допустим, по тому же финансированию краевых программ.
Поскольку сейчас все бюджетное сопровождение распределяется по программам, это важная составляющая при подготовке оценки эффективности работы направлений. Особенно в динамике. Программы корректируются, дополняются, оптимизируются — иногда без помощи специалистов конечную цифру не найти. А специалисты — просто невозможно занятые люди (в отличие от журналистов, которым, конечно же, делать больше нечего — только за важными чиновниками бегать). И независимость позволяет сказать: вы не можете предоставить цифру уже второй день. Я вынуждена отразить это в материале — ваше ведомство не в состоянии сказать о финансировании отрасли, за которую отвечает. Помогает! Кстати, главный редактор в материале, подготовку которого привела здесь в пример, расставил акценты. Теперь за тем (уже бывшим) чиновником, вероятно, никто не бегает. Такое совпадение…
Попала в сети Интернета…
А работа в сети Интернет… Про становление «ВК Пресс» сказано будет отдельно, не хотелось бы повторять. Однако все же повторю: знала бы, как все пойдет, — не решилась бы. А сейчас, когда уже немного разобралась (к сожалению, слишком многое надо проходить исключительно на своем опыте — или это к счастью?), стали понятны возможности, принципы работы, особенности, технические моменты, основные риски и неотложные нужды функционирования сайта, — благодарна за то, что есть такой опыт. Это не только важно, актуально, своевременно и перспективно. Это совершенно новая сторона жизни: непередаваемое ощущение стабильной работы «движка» сайта, или двадцати тысяч просмотров публикации за час-два, или данных метрики, которые становятся со временем выше и выше. Конечно, мы работаем без излишеств, поэтому развиваться, модернизироваться очень даже есть куда. Но важно: рядом со временем «Вольной Кубани» запущено и идет время дочерних СМИ. И идет время «ВК Пресс». Та серьезная база, которая накоплена в газете, дает многое в работе с Интернетом. И прежнее скептическое отношение к сети изменилось: слишком многое завязано на этом способе распространения информации. И решение выйти онлайн — на сто, двести процентов правильное.
Первая победа на федеральном уровне — это стало возможным благодаря независимости издания. Конкурс фонда ОНФ «Правда и справедливость» поощряет журналистов, раскрывающих проблемные темы. Если взять и внимательно прочитать «Вольную Кубань» — здесь очень много как раз и про правду, и про справедливость. Если тематика конкурса расширится — а об этом велась речь — хотелось бы, чтобы газета регулярно звучала в числе победителей этого федерального проекта. Потому что и авторы, и темы, и их продолжение — действительно достойны признания и наград.
И то, что Общероссийский народный фронт не только поддерживает региональные независимые СМИ, но и при определении болевых точек в 60 процентах случаев обращается к проблемам, поднятым в этих изданиях, представляется верной стратегией. В независимой народной газете «Вольная Кубань» зачастую анализ так называемых региональных проблем раскрывает общероссийские тенденции и одновременно с этим прорабатывает их на конкретных примерах края.
P. S. Знакомое тихое тиканье наручных часов. Люблю это время. Время «Вольной Кубани». Не все просто. Но то, что дается с усилием, ценится особенно.
Время — это и есть жизнь.
А жизнь газеты — это силы, талант, вера в правое дело многих и многих, не считавших и не считающих время работы отдельным от времени своей жизни.