Как поддерживают многодетные семьи в Гулькевическом районе


Семья Пуховых, где на сегодняшний день девять сыновей и четыре дочери (от 18 лет до годика) проживает на 33 квадратных метрах жилой площади (общая — 52,7 квадрата). Поначалу еще как-то справлялись, пристроили спальню и кухню, но теперь уже край. Весь заработок главы большого семейства Сергея Николаевича уходит на текущие житейские расходы, налоги (Сергей — индивидуальный предприниматель), коммунальные платежи, одежду, учебники, питание… Пуховы не раз обращались в различные органы власти, но никто в решении наболевшего жилищного вопроса не помог.

В прошедший четверг, 28 ноября, под рубрикой «Внимание, власти и люди!» мы опубликовали письмо из села Отрадо-Кубанского Гулькевичского района «Кто поможет 13-детным Пуховым?».


Семья Пуховых, где на сегодняшний день девять сыновей и четыре дочери (от 18 лет до годика) проживает на 33 квадратных метрах жилой площади (общая — 52,7 квадрата). Поначалу еще как-то справлялись, пристроили спальню и кухню, но теперь уже край. Весь заработок главы большого семейства Сергея Николаевича уходит на текущие житейские расходы, налоги (Сергей — индивидуальный предприниматель), коммунальные платежи, одежду, учебники, питание…


Пуховы не раз обращались в различные органы власти, но никто в решении наболевшего жилищного вопроса не помог. Семья Пуховых до сих пор не использовала положенный материнский капитал в надежде, что с помощью властей они все-таки вступят в одну из социальных программ по жилью, но их в Гулькевичском районе никто так и не поддержал.


Как мы уже сообщали, в командировку по этому весьма тревожному письму в Гулькевичский район выехали наши специальные корреспонденты.


Отрадо-Кубанское, ул. Кооперативная, 78

Эту хатку рождения 50-х годов прошлого столетия Сергей и Елена приобрели в далеком 1994-м, аккурат после свадьбы. Здесь (кроме кухни и небольшой прихожки) было две комнатки — три на три и три на четыре. Со временем спальню пристроили (три на четыре).


Им — по 39. Елена — местная, отрадо-кубанская, родилась здесь. Двадцатилетний Сережа, приехав в гости к двоюродной сестре, увидел однажды светловолосую голубоглазую красавишну — и все…


Мы — в гостях у Пуховых. Сидим, беседуем. А справа, слева, сверху, снизу они — тринадцать (или почти тринадцать — кое-кто в школе). Голубоглазые, светловолосые, улыбчивые, доброжелательные, рассудительные… Не только я, похоже, купаюсь в волнах какого-то абсолютно светлого семейного счастья. Наш фотокор двадцатилетняя Элеонора порхает от одного малыша к другому, а обычно невозмутимый редакционный водитель Николай Петрович так заразительно смеется на кухне со старшими пацанами…


Это по сколько квадратов здесь получается на каждого из девяти сыночков, четырех доченек и папули с мамусиком? 33 разделить на 15 — ровно по 2,2 метра. Интересно, кровать на двух метрах умещается?


— Да у нас тут одни кровати, — разводит руками Елена. — Уроки делают у бабули, хорошо, что она живет в пяти минутах ходьбы. Наша бабушка-выручалочка! Младшие именно у нее домашние задания выполняют, остальные — где придется.


Старшему, Ивану, 18 лет в июне исполнилось, на втором курсе в зооветеринарном техникуме. Работящий, заботливый, ответственный. Сейчас комиссию проходит, скоро получит права.


Аннушка на год младше, тоже на втором курсе техникума — страховое дело. Хорошо училась и учится, главная мамина помощница на кухне.


Даниил — в девятом классе, тоже собирается в техникум, только строительный. Самый из всех уравновешенный и терпеливый. Даже если что-то болит, пока родители сами не обнаружат — молчит.


Тимофею и Володе — соответственно 14 и 13, но оба в седьмом:


— Стараемся вдвоем отправлять — так попроще, присмотрят друг за другом. Тима тянется к электрике, к машинам — никто в семье так не сделает, как он. Вот мопед б/у купили — долго с ним возился, но добился своего, завелся-таки!


Илье — 11, Сергею — 10.

— Сереже трудно математика дается, но он настолько старательный и исполнительный… Видим, что ну совсем ему чего-то там не хочется, однако пойдет и сделает. И других заставит: «Ты слышишь, что мама тебе сказала?». Дашенька во втором, хорошо учится, у нас вообще девочки лучше пацанов занимаются. Владик на год младше, Даша учит его читать. Олесе пять — шустрая, быстрая, огонь девчонка. Хочет всем помочь, даже если не получается. Всем всегда все расскажет, со всеми найдет общий язык. Лиля на год младше — очень ласковая, всех обнимет, поцелует. Вас вот первый раз видит, а уже — на руках… Елисей — самый пухленький, весной ему будет три. Олежке — год и три месяца, но уже всех строит, всеми командует.


Не могу не спросить:

— Ну а рожала-то как?..

— Всех — сама, без кесарева. Хотя немаленькие они у нас…

И перечислила: Иван — 3050, Аня — 3500, Данил — 3500, Тима — 3600, Вова — 4500, Илюша — 3400, Сережа — 3800, Даша — 3200, Владик и Олег — по 3900, Лиля — 4300, Елисей — 4150, Олежка — 4200…

Ух, кажется, все… На сегодняшний день.


Так и живем…

Когда в прошедший недавно праздник — День матери — я поздравляла дорогих сердцу женщин, наверное, каждой рассказывала о Пуховых. Понятно, все удивлялись, восхищались, а потом спрашивали: а как они справляются, на что живут?


Интересная такая жизнь у наших многодетных получается. Пишу о них уж скоро тридцать лет как, и каждый раз, как бы тяжело ни приходилось очередным «многодеткам», с которыми сталкивает судьба, слышу приблизительно одно: сложно поначалу, когда двое-трое, а после третьего… В общем-то, наверное, логично: подрастают помощники, родственники помогают… Но ведь еда-одежда все равно необходимы каждый божий день.


— У нас железная дорога в ста метрах — тут тоже проблема. Когда мы купили дом, сразу подлили фундамент — чтобы не рухнула хата в одночасье. Но все равно с годами все трещит, садится… Только забьешь, подштукатуришь — опять. Так и живем. Думали ванную и котельную подлепить, но это не спасет. Все говорят: стройте новое!


Стройтесь-то стройтесь — а на что? Сергей работал в колхозной стройбригаде, в газовой службе… И вот уже шесть лет занимается ритуальными услугами:


— Большой конкуренции нет. Я ведь не делаю памятники — принимаю заказы, слежу за их исполнением, привожу и сам устанавливаю — песок, цемент… Купили транспорт — микроавтобус за 150 тысяч, не слишком дорогой, но в работе необходимый.


Пытались завести хозяйство — держали свиней, поросят, индоуток… Когда в колхозе работал и получал зерно, еще можно было выкрутиться. Сейчас корм дорогой, свинина «золотая» выходит — так что мясо покупают на рынке. Куры остались — без птицы никак. Сейчас обновляют сад — посадили айву, алычу, яблони, груши… Приличных размеров огород с овощами. Картофель сажают в поле, если неурожай — докупают.


— Дети частенько работают летом у арендаторов — на помидорах, арбузах. В меру возможностей, конечно. С одеждой проблем особых нет — малыши передают свое обмундирование по наследству, чаще с обувью: месяц-два — и развалилась. Зимой, конечно, тяжелее.


Так и живут. Небогато, но счастливо (тьфу-тьфу…)! Как говорится, в тесноте да не в обиде. Хотя…


Обида

Обида, конечно, имеет место быть. Сугубо жилищного толка. Попытаемся разобраться, что здесь к чему.


К сожалению, ни с главой Отрадо-Кубанского поселения, ни с его заместителем мы не встретились — командировки, отпуска. Временно исполняет обязанности главы специалист первой категории Ирина Пантюхина. Нам повезло, что именно Ирина Михайловна занимается в поселении с июня прошлого года делами жилищными, а точнее — ведет «Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях». Здесь все четко расписано: дата подачи заявления, время (часы, минуты…). Только вот Пуховых среди 31 нуждающегося в жилье отрадокубанца мы почему-то не обнаружили.


— У нас нуждающиеся не стоят на очереди — своего-то жилья в поселении нет, — рассказывает Ирина Пантюхина. — Стараются им помочь в районе — через краевые программы «Жилище», «Социальное развитие села». Многие получили.


— А семьи Пуховых почему среди нуждающихся нет? Ведь постановление по этому поводу имеется в вашей поселенческой администрации…


— Не может такого быть — тогда они были бы в списке!


Как выяснилось, очень даже может. Мы попросили поднять архив и отыскали-таки постановление администрации Отрадо-Кубанского сельского поселения Гулькевичского района от 21 декабря 2010 года под № 85 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», которым семья Пуховых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Отметим: от 201-го, или три года назад.


Как выяснилось, и пачку документов тогда собрали Пуховы по этой самой программе, и глава поселения приезжал с комиссией к ним в дом… Непонятно только, почему в архиве все это оказалось? Кто постарался?


— Знаете, чем больше семья и беднее, тем больше тупик, — попыталась объяснить Ирина Михайловна.


Это уж точно! Об этом нам говорили и многие краснодарские семьи, только сегодня речь о жилье для Пуховых из Отрадо-Кубанского. Не быстро ли опустили лапки от бессилия местные чиновники? Отправили постановление в архив — и дело с концом?!


Опять же, к сожалению, мы не смогли встретиться, но уже в администрации Гулькевичского района, с главным специалистом управления сельского хозяйства Дмитрием Еловенковым — тоже в командировке, на олимпийских объектах в Сочи… Именно он беседовал с Пуховым (еще в 2011 году) и насчитал неподъемный для семьи Пуховых миллион. Считали Пухову так: исходя из численного состава семьи (14 человек) и учетной нормы для признания граждан нуждающимися в Отрадо-Кубанском сельском поселении (10 кв. м), семье необходимо приобрести жилье общей площадью в 140 кв. м, 70 процентов от стоимости жилья — соцвыплата, 30 процентов — собственные средства. Посчитали-то посчитали, ну а дальше что? Что посоветовали, предложили, чем помогли? Понятно, что статистами быть проще, чем аналитиками. Но — не честнее.


Вообще-то (в теории) федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», предусматривающая выделение социальных выплат в размере 70 процентов от расчетной фактической стоимости жилья, — дело нужное и хорошее. Только по всему выходит — именно в теории, потому как в действительности больше всего на сей момент нуждающиеся в жилье Пуховы (к слову, это самая большая многодетная семья не только в Отрадо-Кубанском поселении, но и во всем Гулькевичском районе) пролетают. Для чего и для кого, интересно, тогда все эти программы принимаются? Ведь в будущем именно им, Пуховым и детям из других многодетных семей, это самое село развивать!


А что по этому поводу думают гулькевичская и краевая власти? Смогут ли они помочь с жильем Пуховым? Или пускай так и пылится постановление № 85 от 21 декабря 2010 года о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в чиновничьих архивах?


Теперь вспомним, что писали Пуховы губернатору края еще в августе 2007-го: «…Неоднократно мы обращались в администрацию нашего района, но не смогли даже записаться на прием к главе, так как нас пересылали в различные кабинеты ответственных по жилью. Нам предлагали ипотечное кредитование и постановку на учет на жилье, которое еще даже не финансируется Москвой! Если мы войдем в кредит по жилью, то нам нечего будет кушать, а если будем стоять в общей очереди на жилье, то дети наши вырастут.

Уважаемый Александр Николаевич, нам некуда и не к кому больше обращаться за помощью. Мы будем вам очень благодарны, если вы расположитесь и включите нас в большую социальную программу о многодетных семьях».


Лучшие инициативы и добрые начинания?

О том, что Кубань сегодня поддерживает лучшие инициативы и добрые начинания, шла речь с трибуны прошедшего в сентябре в Краснодаре краевого форума «За веру, Кубань и Отечество».


Одна из таких инициатив — поддержка семейных ценностей и возрождение многодетных семей.

— Я часто говорю: все начинается с семьи. И очень рад, что сегодня мы смогли возродить веру в семейные ценности, — сказал в своем выступлении губернатор Александр Ткачев. — Нужно вернуться к нашим истокам, к традициям многодетных семей.


Понятно, что главный стимул роста рождаемости — это социальная стабильность, но, как было отмечено на форуме, край ввел собственные меры поддержки многодетных семей. При рождении третьего и/или последующих детей из регионального бюджета семьям выплачивается ежемесячное пособие — около 7 тысяч рублей. Также выдается региональный материнский капитал в размере 100 тысяч рублей и земельный участок для строительства дома.


Эти цифры — семь тысяч и сто — мы взяли из официального отчета пресс-службы губернатора, появившегося в краевых газетах по итогам форума. Так и писано белым по черному: 7-тысячное пособие «выплачивается», а материнский капитал — «выдается»…


Спрашиваем у Пуховых: вам выдавали-выплачивали? Вот Елисей родился в 2011-м, Олег — в 2013-м… Не выплачивали!


Смотрим документы. А похоже, никому ничего пока и не выплачивали. Закон Краснодарского края от 4 октября 2011 г. № 2344-КЗ о краевом материнском капитале собираются реализовывать с 1 января 2014 года. А что торопиться, куда спешить? Закон от 1 августа 2012 года № 2568-КЗ о тех самых дополнительных 7 тысячах вроде бы и вступил в силу 1 января 2013 года, но касается, если мы правильно поняли, детей, родившихся после 31 декабря 2013 года. То есть — еще не родившихся?..


Посмотрим, как реализуются для семьи Пуховых другие виды социальной поддержки, предусмотренные для многодетных семей на Кубани.


У Пуховых шестеро школьников. Им положено льготное питание. Получают? Не получают!


Вот что объяснила по этому поводу заместитель директора школы, где учатся пуховские дети, Елена Васильевна Копачевская:

— Списки на льготное питание мы подавали в район еще летом — у нас 35 многодетных семей, где около 130 детей. Пока — молчание.


Еще одна льгота — «бесплатная выдача лекарств по рецептам врачей для детей в возрасте до 6 лет». Получают ли льготные лекарства пуховские малыши? Не получают! Просим уточнить в Отрадо-Кубанской больнице — хоть кто-то из многодетных семей в селе воспользовался этой льготой в уходящем году?

— Не могу сказать, у нас нет такой формы отчетности, — разводит руками медсестра участковой больницы Татьяна Тугаева.


Нашу беседу прерывает заведующая участковой больницей Светлана Радайкина:

— Вы поставили в известность главного врача района, что вы у нас находитесь? У нас такое положение есть!

— Не поставили, Светлана Александровна, а можно ознакомиться с положением?

— Покиньте, корреспондент, помещение!!!

Конечно, каждый из нас хоть раз да сталкивался с хамящей теткой из регистратуры или врачом «не в настроении». Но чтобы вот такое зашкаливающее все пределы профессиональное хамство из уст руководителя от медицины? А как тогда с пациентами-селянами С.А. Радайкина общается — им-то куда деваться?!


И где «открытость и доступность информации», «комфортность предоставления услуг», «доброжелательность персонала»? Исключительно — в рапортах и докладах министерства здравоохранения края?


К нему, а также контролирующим медицину органам наш следующий вопрос: чего как огня боятся отрадокубанские медики? Наверняка рыльце в пушку, если журналистов с порога чуть ли не метлой пытаются вышибить!


Помещение мы, конечно, покинули. Только станут ли после этого получать дети Отрадо-Кубанского положенные им по закону бесплатные лекарства?


На этом, впрочем, медики не успокоились. Наутро к Пуховым приехали педиатр с акушеркой: «Нам поручили проверить, как у вас дети спят, что едят. Откройте холодильник!». Вот так, без обиняков, как при обыске…


Как говорится, без комментариев.

— Ну и что они там обнаружили? — спрашиваю у Елены.

— Капусту с мясом, творог, сметану, сыр, масло…


Вот так-то… Восемь лет не было педиатра в Отрадо-Кубанском — недавно появилась, и такое громкое начало. Понятно, что молодой специалист в нашем случае выполняла указание свыше. Но хотя бы для проформы поинтересоваться здоровьем малышей — слабо?


Для непонятливых еще раз: не преследовать многодетную семью Пуховых надобно за то, что боль свою выплеснули письмом в редакцию, а — помогать. Неужели так и не поняли?


Просто — помогайте!

По данным переписи населения 2010 года в 65 процентах российских семей растет один ребенок, а на воспитание трех и более решились не более 6 процентов. Эксперты предупреждают, что если так дело пойдет, через пару десятков лет многодетная семья в нашей стране превратится в музейный экспонат.


Специалисты утверждают, что «многодетность», которая сегодня бытует на территории России, по строгим научным меркам таковой не считается. Сегодня среди семей, имеющих многодетный статус, три четверти (75 процентов) составляют те, где растут трое детей. Между тем три ребенка, по меркам демографической науки, — совсем немного, а средне — настоящая многодетность начинается после рождения пятого! Но таких семей в России (наш край — не исключение) — раз-два и обчелся.


Более того. В малодетных «славянских» регионах многодетность стала ассоциироваться с неким негативом: мол, много детей рождается исключительно в неблагополучных семьях. Пока мы беседовали с Пуховыми-старшими, наш водитель Николай Петрович вдоволь наслушался от старших детей, как часто им приходится выслушивать едко-насмешливое: «Понарожали…». Весь обратный путь из Гулькевичей до Краснодара он возмущался: «Да этим медикам и главам на руках их нужно носить, Пуховых!».


Лена вспоминала, как недавно в электричке разговорились с соседкой. Узнав, что даже подарков к Новому году достается пуховским детям в лучшем случае два-три на всех тринадцать, пожилая женщина возмутилась: «Вы горой должны стоять за своих детей!». Вышла из электрички, а на душе — поганенько. Ну не умеют Пуховы горлом брать. И детей так воспитывают.


И последнее обращение к гулькевичским властям: не надо носить на руках Пуховых!

Просто помогайте!

По закону, естественно!

И — по совести.

Чтобы малышне и ребятам постарше в этой необычной многодетной семье было уютно, надежно и тепло.

Слава Богу, в декабре ждут четырнадцатого…


Мы гордимся вами, дорогие русичи Пуховы! И готовы в случае необходимости подставить вашей семье для помощи свое журналистское плечо. Убеждены, и добрые люди в случае чего вам помогут.


Но посмотрим, что предпримут власти, именно те, кто по закону, по должности и просто по совести должен в таких случаях ДЕЙСТВОВАТЬ…

Ольга ЦВЕТКОВА.

Фото Элеоноры Марченко.

Гулькевичский район.