Как превратить количество в качество? Сессия ЗСК


Как мы уже сообщали, состоялась очередная 40-я сессия Законодательного собрания края. Вел заседание председатель ЗСК Владимир Бекетов. В работе депутатов приняли участие губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, его заместители, министры и главы департаментов краевой администрации, руководители структур и ведомств.
Кадры

Начали депутаты с торжественных минут. Председатель комитета ЗСК по финансово-бюджетной и налоговой политике Иван Артеменко за заслуги в развитии агропромышленного комплекса и многолетний добросовестный труд награжден орденом Дружбы. Вручение этого государственного отличия было встречено коллегами аплодисментами. Достойная реакция на достойную работу человека. 

Впрочем, слово «достоин» можно применить и к другому участнику сессии — Федору Янишогло: так определили избиратели Солнечного одномандатного избирательного округа № 39, избрав его депутатом ЗСК. В начале заседания новому депутату вручили удостоверение. 

Кроме того, на сессии утвердили нового председателя комитета по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности Андрея Булдина вместо перешедшего в Совет Федерации Алексея Кондратенко. До этого Булдин был на должности заместителя председателя комитета по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма.

Мы, конечно, отвлеклись от повестки дня, но не сказать об этом нельзя хотя бы потому, что на сессии в той или иной плоскости не раз обращались к проблеме кадров, к качеству их работы. А в самой повестке было почти шестьдесят вопросов. 

Первым значились изменения в структуре краевой администрации. Нет, пока это не глобальные структурные и кадровые перемены, которые ожидаются, а всего лишь упразднение исполнившего свою роль подразделения. В свое время, не самое простое для Абхазии, когда требовалась помощь края непризнанной республике и координация взаимодействия, там было учреждено представительство Краснодарского края. Теперь взаимоотношения Абхазии и России, равно как и Кубани, вышли на новый уровень. Представительство стало просто ненужным, функции его оказались исчерпанными, вот его и решено было сократить. Чтобы в том числе и сэкономить расходы. Депутаты поддержали главу краевой администрации. И это можно расценивать как начало процесса оптимизации состава исполнительной власти.

Бюджет

В краевой бюджет на текущий год снова пришлось вносить поправки. Но они приятные уже тем, что доходная часть казны пополнилась за счет межбюджетных трансфертов. Из федерального бюджета поступило 2,055 миллиарда рублей. Есть и другие пополнения, сообщил министр финансов Кубани Иван Перонко. Набралось дополнительно 2 миллиарда 115 миллионов рублей. Это и надо было зафиксировать в законе о бюджете. Но важно было изменить строки, касающиеся затрат. В основном, сказал министр финансов, дополнительные средства предлагается потратить на реализацию госпрограмм. Это госпрограмма по развитию здравоохранения — на нее выделено дополнительно 815 миллионов. Деньги пойдут на лекарства больным, в том числе и тем, кто имеет право на социальную помощь.

Сельское хозяйство получает почти 600 миллионов рублей. Системе образования предусмотрен дополнительно 81 миллион рублей. А вот города и районы для реконструкции и капительного ремонта детских садов получат 307 миллионов. Дополнительно будут профинансированы программы «Казачество Кубани», сфера культуры, а также программа, касающаяся строительства, архитектуры и дорожного хозяйства. Есть в структуре дополнительных расходов и многие социальные направления. Депутаты приняли предложения краевой администрации, правда не без вопросов. Но в итоге бюджет 2015 года в результате правок был сбалансирован по доходам и расходам.

Задачи

Как мы уже сказали, в работе сессии принял участие избранный чуть больше двух недель назад губернатор края. В первую очередь он пришел к депутатам, чтобы сказать спасибо и им, и людям за поддержку. А затем начал говорить о том, чего, собственно, ждут не только в ЗСК, но и во всем крае, — о том, как будем жить дальше.

— Мои приоритеты после выборов не изменились, — сказал Вениамин Кондратьев. — Основной и главный — качество жизни людей, а также прозрачность деятельности власти, высокая роль экономики нашего края, рост благосостояния жителей, улучшение социально-бытового обслуживания. Немаловажно и то, чтобы наш край на самом деле был комфортным для бизнеса, и препоны, которые есть на всех уровнях, необходимо устранить.

Задачи, честно говоря, не новые, десятки, если не сотни раз озвученные. Хорошо, что приоритеты не меняются, но вот перемен в системе реализации следует ждать, если мы хотим двигаться по этому пути. И тут Кондратьев прямо признал: не хватает системного подхода, ежедневной работы в решении проблем и строгого контроля над исполнением уже принятых решений. А еще путает все карты коррупция. В качестве мер была названа и задача оптимизации в органах управления и власти, чтобы количество чиновников перерастало в качество.

— Если люди привыкают к плохому и считают, что это норма, — это начало обрушения не только экономики, но и нравственности. «Не подмажешь — не поедешь» — эта фраза в определенных моментах, определенных сферах и отраслях считается основным принципом решения проблем. Сегодня правоохранительные органы максимально сосредоточены на борьбе с коррупцией. И эта работа необходима, в противном случае ни о каком росте экономики края, благосостоянии жителей речь вести не придется, — сказал губернатор.

Губернатор призвал депутатов к совместным действиям в решении всех проблем, которые стоят перед краем. Но это как раз та аудитория, которую и уговаривать не надо. В зале собрались государственно ориентированные люди. Что и подчеркнул в своем коротком резюме председатель ЗСК Владимир Бекетов: депутаты разделяют озабоченность главы региона, они нацелены на совместную работу, готовы сделать все возможное, чтобы жители края во власти не разочаровались.

Дела

И вот в этой главке мы даем пример мобилизационной готовности депутатов ЗСК. Как известно, ежегодно в крае в целом и в каждом городе и районе выставляются маркеры социально-экономического и социального развития региона и территорий. Все это в концентрированном виде представлено в индикативном плане. Депутаты, утверждающие этот документ, периодически контролируют выполнение предначертаний. На эту сессию как раз и был вынесен контрольный вопрос на эту тему. Докладывал министр экономики Игорь Галась.

Эта часть сессии из-за обилия цифр трудно воспринимается на слух. И все бы для докладчика закончилось «принятием к сведению», если бы он выступал в другой аудитории. Здесь же — в зале — многие были в теме, и в первую очередь председатель ЗСК Владимир Бекетов. Признаем, что в крае катастрофы с исполнением намеченных рубежей нет. Но это в общем. А вот частности требуют детального изучения и вмешательства, потому что они касаются и развития производства, и, что самое главное, конкретных людей, наших крестьян. Этот вопрос и стремился прояснить Владимир Бекетов.

Как известно, приняты и исполняются решения по развитию личных подсобных хозяйств. Для увеличения производства продукции многих видов на подворьях предусмотрено материальное стимулирование, попросту — государственная помощь на развитие. Потому после доклада министра председатель ЗСК высказал свое несогласие с позицией министерства экономики в той части, где заложено средств в разы меньше, чем это предусматривалось. Понятно, что недостаточно средств в бюджете и надо поджиматься. Но там ли предлагается экономить? Потому Владимир Бекетов прямо спросил министра: «В каких объемах, по-вашему, надо поддерживать мелких товаропроизводителей?». Министр замялся, поэтому Владимир Бекетов заявил, что не надо обманывать людей и не надо имитировать господдержку. В итоге рассмотрение вопроса по предложению председателя ЗСК было приостановлено, а министру предложено вернуться в конце заседания с уже готовыми ответами на вопросы.

Потом, в ходе сессии, Владимир Бекетов особо подчеркнул, что в сложной экономической ситуации нужен и новый подход в некоторых отраслях. Хотя можно использовать уже накопленный опыт:

— Нам нужно будет возвращаться и к проведению научно-практических конференций по экономическим основам местного самоуправления. Также вместе с министерством экономики, министерством финансов, органами местного самоуправления изучать, смотреть, какие резервы есть, — сказал Владимир Бекетов.

Люди

На сессии было много вопросов социальной направленности. К примеру, депутаты внесли изменения в закон Краснодарского края «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006–2015 годы». Главное положение здесь — продлить действие и порядок предоставления льгот. Министр социального развития региона Надежда Губриева доложила, что на реализацию мер социальной поддержки по данной категории необходимо 619 миллионов рублей. Цифра большая, но она никого не смутила по простой причине — речь идет о людях, о тех, допустим, средний доход которых ниже величины прожиточного минимума.

А вот что возмутило, так это порой хамское отношение перевозчиков к льготникам.

— С этим нужно бороться, — сказал Владимир Бекетов, — ведь мы тратим на это большие деньги из бюджета. Но какие-то хамы позволяют себе перечеркивать все, что делает власть на местах и в крае. Поэтому у меня есть предложение, чтобы тех, кто нарушает эти правила, снимать с маршрутов в случае, если факт будет доказан.

Депутаты инициативу поддержали. Как и позицию по поводу заторов на дорогах к курортам. Скажем в Джубге. Мало констатировать, надо искать решение проблемы путем строительства пешеходных переходов над дорогой. Но, по словам министра Жукова, проблема в том, что поселок расположен на федеральной трассе, которая не принадлежит региону, и министерство не имеет права тратить на это деньги.
— Мы понимаем, что это — федеральная дорога. Но курорты-то это наши, критикуют водители нас. Сколько стоит один такой переход? Вы бы пришли и сказали, что возьмете на себя ответственность, выделите определенную сумму средств и построите один-два таких перехода, чтобы дать возможность людям проезжать нормально. Разве мы не пошли бы вам навстречу? Конечно, пошли бы — вот и решение задачки, по мнению Владимира Бекетова.

В этой части мы назовем темы и других социальных вопросов. Это гарантия прав на имущество и жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействие некоторым категориям граждан в улучшении жилищных условий, помощь местным бюджетам для решения социальных вопросов, денежное пособие гражданам, усыновившим ребенка, и много других.

 Подробно изложить суть законов в коротком отчете мы не можем, поэтому, если вас что-то заинтересовало, рекомендуем зайти на сайт ЗСК — там все документы есть.
Александр САХНОВСКИЙ.
Фото: img.opentown.org