«Казачий авангард»: книга, вошедшая в историю
Написать книгу — дело непростое
Замысел ее родился сразу после воссоединения Республики Крым и Севастополя с Россией.
— После возвращения казаков из Крыма, где они блестяще справились с боевой задачей, я встретился с атаманом войска Николаем Долудой — другом нашей газеты. И предложил увековечить их подвиг в книге. «Вольная Кубань», старейшая газета края, с первых дней поддерживала возрождение казачества. Ни в одной краевой газете нет должности заместителя главного редактора по делам казачества. У нас эту должность занимает казак — хорунжий Сергей Капрелов.
Поэтому кому, как не нам, подобная ответственная задача была по плечу, — рассказал Виктор Ламейкин. — Но тогда атаман войска, с присущей ему скромностью, решил повременить. В прошлом году, после поездки в Крым на годовщину событий, он все же пришел к выводу о необходимости создания книги. Мы разработали план, структуру книги, взяв за основу наиболее важные события февраля — марта 2014 года.
Совместно с Долудой мы определились по составу творческой группы. Решили: книга будет готовиться под общей редакцией атамана Кубанского казачьего войска. Первой задачей стал сбор информации. Сергей Капрелов и Александра Щербакова объехали все отделы войска, встречались с участниками крымских событий, записывали их воспоминания, затем собранная информация ложилась на бумагу.
— Над книгой трудился практически весь коллектив газеты, поскольку от текущей работы никто не был освобожден. Внес свой вклад в ее создание и профессор, юрист, автор нескольких книг Сергей Платонов, — отметил Виктор Ламейкин. — Когда подошло время сдавать готовый материал в ростовское издательство «Книга», возникли проблемы с финансированием. «Вольная Кубань» вложила часть собственных средств, хотя мы газета независимая, деньги зарабатываем сами, из бюджета не дотируемся. Было весьма непросто…
Тираж — две тысячи экземпляров — доставили в Краснодар 21 апреля, за день до парада Кубанского войска, посвященного принятию Закона о реабилитации репрессированных народов.
Они были первыми
Первый заместитель войскового атамана Николай Перваков поделился с журналистами воспоминаниями. Он и два офицера штаба Кубанского войска первыми отправились в Крым на рекогносцировку.
— Двадцать пятого февраля мы собрались у губернатора Александра Ткачева, где атаман войска доложил: пять тысяч
Дальше события развивались как снежный ком. Поступила новая задача — выдвинуться на перешейки, соединяющие полуостров с Украиной. Чонгар, Перекоп и Турецкий вал остались без защиты, и по ним боевики «Правого сектора» могли просочиться в Крым, устроить и здесь Майдан. Посты ДПС защищала горстка бойцов «Беркута», вырвавшихся из охваченного майданным безумием Киева.
— Со стороны Харькова и Киева к административной границе Крыма двинулись сотни вооруженных бандеровцев. Беркутовцев бы смяли в течение 15–20 минут, — говорит Перваков. — Войсковой атаман приказал отправить казаков на границу с Украиной, оборудовать оборону, получить оружие и не дать возможности боевикам из «Правого сектора» проникнуть на территорию Республики Крым. Как только заходила речь об оружии, командование флота не решалось выдать его казакам. Мы ведь не военнослужащие, а общественная организация. Я доложил о ситуации войсковому атаману. Долуда связался со штабом флота. Вопрос с оружием был решен.
Заслонили собой…
— Но в первые два дня мы перекрывали дорогу на Чонгаре живым щитом. Иного выхода не было, — поделился воспоминаниями атаман Екатеринодарского отдела Виктор Светличный. — Когда нам доставили оружие, прибыли два бронетранспортера и взвод морской пехоты, стало чуть спокойнее. Бандеровцы то и дело устраивали провокации, рассчитывая, что
Также Светличный рассказал о попытке проехать в Крым представителей ОБСЕ, военных атташе, генералов НАТО. Под предлогом отсутствия разрешения от властей Крыма казаки заблокировали проезд. Противостояние длилось несколько часов. В конечном итоге автобусы с натовцами и евродепутатами развернулись обратно.
Спасибо вам, кубанцы!
Очень помогли местные жители. Узнав о кубанцах, прибывших им на помощь, везли продукты питания, сало, дрова, одежду, матрасы и постельное белье
Начальник общего отдела правления ККВ Петр Петренко, как говорится, держал руку на пульсе:
— Каждые 12 часов я докладывал в штабе самообороны, где и сколько находится казаков, какие задачи они выполняют. Ежедневно докладывал атаману войска об оперативной ситуации. Дважды нам пришлось проводить перегруппировку сил, усиливая оборону в тех местах, где это требовалось.
Передислоцировать около тысячи человек в условиях, приближенных к боевым, да еще и при нехватке транспорта, — задача очень сложная. Благодаря четкому управлению казаки действовали оперативно и слаженно: круглосуточно охраняли Верховный Совет и Дом правительства, Центризбирком, железнодорожные вокзалы, блокировали украинские воинские части.
…Поделился своими впечатлениями и заместитель главного редактора «ВК» Сергей Капрелов:
— В Крыму в то время мне побывать не пришлось, но, беседуя с казаками, как будто находился вместе с ними. Слушая рассказы, поражался их мужеству и стойкости. Некоторые были внутренне готовы погибнуть, но не отступить. Причем говорили о готовности к самопожертвованию без бравады, не рисуясь, без пафоса, обычными словами. Конечно, писать было очень сложно. Пришлось прослушать десятки часов диктофонных записей, обработать воспоминания участников крымских событий литературным языком. Работа была сложной, но интересной.
Книга «Казачий авангард» будет интересна широкой читательской аудитории не только в России, но и в тех странах, где существуют казачьи организации, где живут потомки кубанских казаков.