Каждый должен заниматься своим делом
Чтобы помидоры не гнили на полях
Одна из главнейших проблем — овощеводство. Казалось бы, в условиях эмбарго, огромного спроса на витаминную продукцию благодатная Кубань должна завалить всю Россию огурцами и помидорами, луком, перцем, морковью. Ничего подобного не происходит! Поздней осенью, зимой, ранней весной покупаем в основном турецкие овощи. Летом, в период массовых заготовок, консервные комбинаты для закруток завозят их из Волгоградской, Астраханской, Ростовской областей. У них, выходит, выгодно, а у нас — нет? В чем причина таких качелей? Кондратьев попросил компетентных специалистов в этой отрасли поделиться своими соображениями.
По мнению предпринимателя из Крымска Сергея Колтаевского (в свое время возглавлял крайсельхоздепартамент. — Ф.Б.), камнем преткновения
Пока же никому они не нужны. В прошлые годы до 60 процентов помидоров пропадало на полях. Пытались главы КФХ пробить в минсельхозе и ЗСК вопрос строительства в Крымском, исконно овощеводческом районе логистического центра — идею не поддержали. В крае нет таких средств. У фермеров — тоже.
— Я вас услышал. Но кто будет нести ответственность за всю цепь овощного конвейера, а не только за производство? — задал вопрос Вениамин Кондратьев оратору и, не получив ответа, обратился за подсказкой к залу и президиуму совещания.
Председатель ЗСК Владимир Бекетов уверен, что нам необходимо активнее использовать ту базу, которая есть. Это касается прежде всего консервных заводов и комбинатов. Хватит раскладывать по банкам индийские соленые огурцы и
Комбинаты могли бы снабжать ЛПХ и КФХ семенами, средствами защиты, удобрениями, оборудованием под капельное орошение, а те, работая под заказ, поставляли бы овощи на переработку.
Как всегда, эмоционален и конкретен был председатель щербиновского СПК «Знамя Ленина» Юрий Хараман, затронувший в своем выступлении такие больные темы, как молочное животноводство, социальное переустройство села и, естественно, тему овощей.
— Давайте зададимся вопросом: почему большинство хозяйств и фермеров не хотят заниматься овощеводством и развивать садоводство? — обратился он к залу. — Да потому, прежде всего, что есть культуры, которые дают 100–150 процентов рентабельности. Будут ли те, кто привык к большим прибылям, выращивать копеечные овощи? Сомневаюсь, ибо здесь все построено на ручном труде.
Вот в нашем хозяйстве есть два гектара теплиц. В прошлом году собрали огурцы и помидоры. И, не поверите, заплатили с каждого гектара по 762 тысячи рублей налогов в различные уровни! Ведь в теплицах все делается руками: надо вырастить рассаду, распикировать ее, проводить пасынкование, подвязку, обработки, сбор урожая. Поэтому нужно перед Правительством России ставить вопрос: в тех отраслях, где много ручного труда, а это прежде всего овощеводство и садоводство, нельзя вводить социальный налог. Экономисты подсчитали: после его выплаты производитель имеет рентабельность овощей в
Руководитель обязан думать о людях
Касаясь вопросов сбыта продукции, Юрий Хараман сослался на собственный опыт. Значительную часть произведенных овощей, плодов, молока и мяса в натуральном и переработанном виде СПК продает в своем Щербиновском и соседнем Ейском районах, где имеет торговые точки.
— Руководитель прежде всего должен думать о людях, об их трудоустройстве, о населенном пункте, где базируется сельхозпредприятие, — продолжил разговор председатель СПК. — На селе не должно быть безработных. Это мое глубокое убеждение. И занять сельчан полезным трудом как раз и позволяют овощеводство и плодоводство.
Поэтому главы муниципальных образований, занимаясь вплотную проблемами АПК, в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы накормить местной качественной
Что касается городов, то поставки из хозяйств туда овощей и фруктов должны строиться на основании договора. Эту идею Юрий Гаврилович высказал уже после совещания корреспонденту «Вольной Кубани». Нужна система контрактов, по которой Запад давно работает.
В них четко прописываются сроки, объемы поставок, цены. Нарушил условия договора производитель, не поставил овощи совсем — будешь подвергнут штрафным санкциям на весь объем. И такие правила игры устроят, скорее всего, обе стороны.
Поднимались на совещании очень остро и вопросы сохранности выращенной продукции. Нам нужны мощные холодильные камеры, овощефруктохранилища. Ждать, пока построят в крае семь логистических центров? Наивно только на них надеяться. Поэтому неоднократно всплывала тема реанимации заготконтор и потребительских закупочных кооперативов.
Единого мнения на этот счет нет и быть не может. Одни считают заготконторы вчерашним днем. Возродим — опять там начнут гноить продукцию. К тому же крайпотребсоюз, в ведении которого раньше находились заготовительные конторы, посчитал: на их возрождение понадобятся средства в размере одного миллиарда рублей. А лишних денег, как известно, в краевом бюджете нет.
Чтобы внести свой вклад в решение архиактуальной проблемы и до конца прояснить ситуацию, «Вольная Кубань» решила сослаться на опыт Славянской заготконторы.
Заготконторы надо возродить!
Потребительское общество «Заготконтора Славянского райпо» со времен развала Союза не прекратило своей деятельности.
Бывало, авансировали своих поставщиков деньгами на покупку пленки, средств защиты растений. В прошлом году в счет будущих поставок выделили 10 тонн семенного картофеля.
Имея семь единиц транспорта, заготавливают сырье по четырем районам, заключают договоры. Готовят на зиму на засолку: огурцы, помидоры, капусту трех видов, баклажаны — всего до десятка наименований, мочат яблоки, арбузы, виноград. Закупают у населения до 900 тонн овощей и свыше тысячи тонн картофеля!
Поставляют продукцию в свежем и готовом виде в детсады Славянского района, Новороссийска и Геленджика, в пять санаториев Анапы, в четыре больницы краевого центра. Работу дали для 100 человек со средней зарплатой под 20 тысяч рублей. Заплатили только за прошлый год 13 миллионов рублей налогов!
Это — при старенькой базе. А если бы дать им дешевые кредиты на развитие? Помочь и имеющемуся холодильнику на 50 тонн еще парочку добавить? Частники и фермеры только бы спасибо сказали.
Заканчивая тему овощеводства, хотелось бы отметить еще вот что. На наш взгляд, надо пересмотреть систему учета производимых овощей в крае. До сих пор у нас ведется среднепотолочный подсчет. Ибо точно узнать, сколько хуторские бабушки вырастили на огороде морковки и свеклы, помидоров и огурцов, крайне сложно. Да и нужно ли? Все равно они их если не съедят, так понадкусывают. На рынок малая толика овощей из ЛПХ попадает. А мы рисуем воздушные цифры. И получается, что Кубань ежегодно производит до 750 тысяч тонн (!) овощей. Вы их видели?
Есть также мнение, что основными поставщиками овощной продукции должны стать специализированные предприятия, в том числе и фермерские. А это значит, что в их руках будут лучшие семена, поливные земли, капельное орошение, специальная техника, профессиональные кадры. То есть каждый должен заниматься своим делом.
Куда денежки ушли?
Не может удовлетворить краевые власти и положение дел в животноводстве. Продолжается массовый сброс поголовья скота. Только за прошлый год, напомнил аграриям Вениамин Кондратьев, под нож пущено почти 13 тысяч коров. В чем первопричина сбоев?
Их несколько. Молочная отрасль очень трудозатратна, требует огромных финансовых вливаний. Прибыль построенная ферма в лучшем случае начинает давать на
В крае ощущается нехватка племенных телок и нетелей. Существующие племзаводы в лучшем случае себя могут обеспечить ремонтным поголовьем. Приходится в ряде хозяйств держать буренок с продуктивностью в 3,5–5,2 тысячи килограммов молока, в то время как в целом Кубань вплотную приблизилась к отметке в 6400.
Пытались было поправить положение путем завоза молочного скота из США и Канады, Германии и Франции, Голландии и Австралии. Не получилось. И климат у нас не тот. И корма не такие. И ума, будем прямо говорить, у специалистов не хватило. Одна часть коров передохла, другую на мясокомбинат отправили, и только несколько сотен голов из более чем 15 тысяч оправдали завоз.
— За импортное поголовье заплачены сумасшедшие средства, выданы на него огромные субсидии из краевого бюджета. И сегодня мы вправе с ряда руководителей спросить: почему так преступно халатно отнеслись к государственным деньгам? — резко поставил вопрос в своем выступлении Владимир Бекетов. — При поддержке краевого же бюджета
было проведено строительство и реконструкция 13 мегаферм. Из них ни одна до сих пор не работает на полную мощность. Разве это
Тех, кто серьезно занимается молочным животноводством, в крае немного. Но и они обеспокоены будущим отрасли. Большую озабоченность вызывают пляшущие цены на сырье, заметил генеральный директор агрохолдинга «Кубань»
Сказки про белого бычка
Коллегу поддержал и Юрий Хараман. Самое парадоксальное другое. Производителям платят за молоко на
Юрий Гаврилович считает несправедливым и то, что в хозяйствах фирмы и комбинаты молоко закупают по 22 рубля, а в магазинах литровый пакет уже стоит 40. И
Жалуются хозяйственники и на то, что слишком высокие банковские проценты приходится платить за кредиты. Сейчас меньше чем под 19–21 процент их не получишь. Но тут аграриев успокоил
Действующий механизм субсидирования предусматривает, что производитель сначала выплачивает кредит и проценты и только потом получает субсидию из бюджета. Причем процесс этот может длиться целый год. Минсельхоз России внес в правительство проект поправок к закону, в котором предложено ставку субсидирования краткосрочных кредитов — 14,68 процента, а также по инвесткредитам из федерального бюджета погашать на 100 процентов. Деньги эти для предприятий АПК будут перечисляться авансом. То есть не надо будет отвлекать свои оборотные средства. Оплатил только несубсидированную часть (
Есть уверенность, заявил Андрей Коробка, что закон будет принят Госдумой и новая схема заработает со следующего года.
Есть проблемы и в мясном животноводстве. Сегодня становится невыгодным откорм скота, заявил на совещании директор племзавода «Победа» Каневского района Виктор Тормашев. Теленок родился, и через неделю бычка продают владельцам ЛПХ. Потому что себестоимость килограмма привесов вылезает за 140 рублей, а продать удается за 120. В целом по краю рентабельность производства говядины по прошлому году составила 34 процента. С минусом. Кто захочет работать себе в убыток?
Словно бы оппонируя каневскому руководителю, председатель ЗСК предложил посмотреть на проблему в другой плоскости.
— Хватит нам рассказывать сказки про белого бычка и высокую себестоимость привесов, — заметил Владимир Бекетов. — Невыгодно, большие затраты. В Дании, где многие из нас были, фермер одной десятой процента прибыли рад. А если откорм и дает убыток, он оптимистично смотрит на вещи, поскольку в прошлом году сработал лучше. Сегодня закупочная цена на говядину 120 рублей. Кажется мало. Поднимется до 150 — скажете, что у вас себестоимость 160 рублей. Не этим надо гордиться, а тем, что и в трудных условиях ваше производство остается прибыльным.
Председатель ЗСК, говоря о мясной проблеме, предложил вернуться к изучению вопроса о закреплении мясокомбинатов за сырьевыми зонами. Кроме того, можно было бы помочь переработчикам в закупке технологического транспорта для перевозки скота.
Желающих поплакаться в жилетку много
Перед началом совещания Вениамин Кондратьев успел побывать в фирме «Калория» и племзаводе «Победа». В хозяйстве ему пожаловались на то, что в крае, мол, нет «серьезной» лаборатории по оценке качества кормов. И
Врио губернатора сигнал услышал. И принародно, на совещании спросил министра сельского хозяйства: сколько времени понадобится на решение вопроса? Андрей Коробка, готовый, похоже, к такому повороту дел, доложил, что с конкретными предложениями по поставкам суперсовременного импортного оборудования для новой лаборатории минсельхоз готов выйти через неделю. Еще полгода понадобится на то, чтобы объект полностью вступил в строй, — и можно будет получить первые анализы.
— Ловлю вас на слове, — заметил при этом Вениамин Кондратьев, пообещав изыскать 150–200 миллионов рублей на строительство суперлаборатории.
Тех, кто знает ситуацию в крае, это удивило. Но они промолчали, не сказали о том, что нам сегодня не до жиру, что есть на Кубани лаборатории с новейшим оборудованием и в Кубанском госагроуниверситете, и в ФГБУ САС «Краснодарская», и в СКНИИЖ. Добавлю от себя: и в Тимашевском
В «Премиксе» лаборатория даже лучше, чем в Подмосковье. Так что, извините за каламбур, не сошелся на Клине свет клином… А деньги эти, 150 миллионов, ох как нужны сейчас животноводам: на них на условиях софинасирования можно было бы привлечь из центра еще 300 миллионов рублей и таким образом выдать сельхозпредприятиям субсидии за молоко, которых с нетерпением ждут на местах.
Это мы к тому, что не всегда и не всем надо верить на слово. Не секрет: есть у нас и такие кадры, для которых нет ничего важнее, чем решить свои узкоотраслевые вопросы. Таких хлебом не корми, дай возможность поплакаться в жилетку министру, а еще лучше — губернатору. Хотя правды и необходимости в решении поставленных вопросов будет на грош. Авось да прокатит.
Вот и в ходе совещания из зала сетовали: плохо, мол, что заранее нам не сказали о такой форме общения. Мы бы Кондратьеву много проблем накидали.
Такая постановка вопроса, от которой явно попахивает иждивенчеством, возмутила Владимира Бекетова, о чем он прямо заявил:
— А почему вы их должны «накидывать»? Давайте будем исходить из того, что каждый из нас сегодня занимается делом по собственному желанию. Абсолютное большинство из вас являются собственниками производства. Вот и ведите его эффективно. А помощь мы окажем лишь тем, кто оказался в очень сложной ситуации не по своей вине.
И такая постановка вопроса спикером парламента многим пришлась по душе.
Чем закончилось «дело Архипова»
Последний блок, если его можно назвать таковым, касался проблем землепользования и возникшего, назовем его так, «дела Архипова» — главы Новокубанского района. Если сказать открыто и честно, то провинившемуся руководителю муниципального образования была устроена «показательная порка».
Вначале начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства краевой прокуратуры Олег Мединский доложил собравшимся о ситуации с использованием земли на Кубани. Легкими мазками докладчик прошелся по
Лабинскому и Тихорецкому районам, где органы местной власти не контролируют, насколько эффективно используется пашня из числа невостребованных долей. Были внесены предложения, как в целом следовало бы наводить порядок в землепользовании. А затем прокурорский работник более подробно рассказал о новокубанских делах.
— Нами проведена проверка в этом районе и выявлены существенные нарушения, которые касаются распределения земельных участков главой района аффилированным лицам путем изменения вида разрешенного использования этих участков, — рассказал он. — При предоставлении землепользователям этих участков в собственность они отдавались за денежные средства в разы меньше, чем должны стоить.
Конкретные факты приводились. Так, 10 тысяч квадратных метров земли были предоставлены под объект недвижимости менее пяти квадратов. Или земельный участок, стоивший несколько сот тысяч рублей, продан за тысячу с небольшим.
— Насколько верна ваша фактура и насколько вы убеждены в том, что ваши умозаключения основаны на конкретных фактах? — задал вопрос врио губернатора.
— Да, убежден, — последовал ответ Мединского.
— Я понимаю, о чем идет речь. Занижение стоимости не просто несоразмерно, оно преступно. И говорит о нечистоплотности, — сделал вывод Кондратьев.
Аргументированно обрисовал картину в районе и
После этого и было заявлено руководителем края новокубанскому главе:
— Предлагаю вам уйти в отставку. Я не хочу вашу грязь брать на себя.
— Есть, принято, — чуть слышно пробубнил дискредитировавший себя глава района (он как раз сидел за моей спиной во втором ряду. — Ф.Б.).
Какой можно сделать вывод из этой истории? Главам муниципальных образований дали понять: ведите себя достойно. Не пытайтесь нагреть руки. Тем, кто успел себя запятнать, но факты еще не вскрылись, лучше заранее подать прошение о сложении полномочий. Ведь если предадут их гласности, будет как с Архиповым: позорище на всю Кубань. А если ты чист, то, не сомневайся, тебя поддержат.
Если говорить откровенно (а именно к этому призывает новое руководство края), то, честное слово, думалось, что найдется смелый, который подойдет к свободному микрофону и задаст вопрос: а зачем надо было ждать три года, чтобы освободить Архипова от должности? Все же знали, что район — аутсайдер, что люди недовольны главой. «Вольная Кубань», кстати, трижды писала о безобразиях с использованием земли в Новокубанском районе. В ответ — тишина, а с Архипова — как с гуся вода. Вот так и пропадает у людей вера в справедливость.
…Много еще других проблем было поднято в ходе диалога. Даны конкретные поручения минсельхозу. Андрей Коробка пообещал, что постарается вникнуть в ситуацию во всех отраслях, побеседовав с людьми.
…Агропромышленный комплекс Кубани — сильный, мощный. Но дел еще невпроворот, и нужна реальная работа, реальная отдача от каждого сотрудника минсельхоза, краевой администрации, руководителей сельхозпредприятий, холдингов. И главным экзаменом на прочность для них станет предстоящая жатва хлебов. Она начнется очень скоро:
Федор БЕЗРУК.
Заместитель главного редактора краевой независимой газеты «Вольная Кубань» по развитию АПК
Фото: specagro.ru