Круглый стол «ВК»: Дошкольное образование в эпоху перемен


«Жить в эпоху перемен», как известно, китайцы желали своим недругам. В последние годы наше дошкольное образование вступило в очередную эпоху перемен.
«Жить в эпоху перемен», как известно, китайцы желали своим недругам. В последние годы наше дошкольное образование вступило в очередную эпоху перемен. И немалой категории наших граждан приходится не только в ней жить, но и работать.

За «круглым столом» в пресс-центре газеты «Вольная Кубань» собрались представители частного сектора дошкольного образования, министерства образования края и города, ЗСК и Роспотребнадзора. Они обсуждали новые подходы к организации работы с детьми: чем привычные «занятия» отличаются от «непосредственной образовательной деятельности; новые образовательные стандарты, которые грядут в будущем году, и систему оплаты труда педагогов, которая будет складываться из нормативов подушевого финансирования и многие другие вопросы.

Частный подход
Начальник управления общего и дошкольного образования министра образования и науки края Елена Воробьева отметила, что проблема дефицита мест в дошкольных учреждениях есть в нашем крае, да и в других регионах Российской Федерации. Сейчас идет активное строительство новых детских садов, реконструируются и расширяются уже имеющиеся. На эти цели правительство выделило только в этом году беспрецедентные средства — 50 миллиардов рублей для всей страны. Для Кубани — два миллиарда. 

В новом законе «Об образовании», который начал действовать с сентября 2013 года четко прописано, что основные критерии образования — доступность и качество. Этим критериям будут способствовать и новые образовательные стандарты, которые находятся в стадии окончательного рассмотрения. Процесс перехода на стандартизацию будет проходить поэтапно, так как в крае 1489 детских садов, из них 27 частных. С принятием стандартов, с 2014 года все муниципальные и частные детские сады, имеющие лицензии, перейдут на подушевую систему финансирования. То есть они будут полностью уравнены в правах. Кроме того, немаловажен и то факт, что такое финансирование позволит уменьшить плату за малышей в частном секторе дошкольного образования. 

В новом законе также четко разграничены образовательная часть в системе дошкольного образования и присмотр и уход за малышами от трех до семи лет. Елена Викторовна подчеркнула, что частные предприниматели, занимающиеся присмотром и уходом за детьми и не ведущие образовательную деятельность, не подлежат лицензированию, а значит, не смогут получать господдержку. Но это не означает, что краевая власть не заинтересована в расширении всей палитры детских садов. 

Предприниматели, не имеющие лицензии на образовательную деятельность, высказали сомнения в правильности такой градации:

— У нас такие же профессиональные педагоги, и занимаются они с ребятами по традиционным методикам. Мы не просто няньки. Считаю, что очень сложно разграничить присмотр и образовательную деятельность. Для трехлетнего малыша эти две позиции неразрывны. Так почему же одни педагоги, которые работают в лицензированных образовательных учреждениях, получат государственное финансирование, а другие — нет?

Ольга Шадрина, учредитель ЧДОУДС «Счастливое детство», член рабочей группы при Минэкономразвития РФ (АСИ), обрисовала проблему: почему большинство дошкольных учреждений не может лицензироваться? Да потому, что они находятся в частных жилых домах. Существующие санитарные нормы регламентируют работу только в нежилых помещениях. Современный СанПиН остается достаточно «тяжелым» документом. Конечно, сложно сравнивать муниципальные сады, где 200 детей, и частные, где 20 ребятишек, а то и меньше. Либерализация норм для первых, может повлечь достаточно серьезные последствия, а для вторых это является жизненной необходимостью. Необходимо все-таки адаптировать нормы и правила к новым условиям, сложившимся в стране. 

— В сентябре 2013 года в Роспотребнадзоре РФ состоялось совещание рабочей группы АСИ, на этом совещании было принято решение расширить документ СанПиНов 2.4.4. для семейных групп, расположенных в жилых помещениях, и внести в него формулировку « и иные группы». Он пока что еще в стадии проекта, но вызвал очень положительную реакцию со стороны предпринимателей. Мы обращались с инициативой рассмотрения проекта и дальней поддержки в Законодательное собрание и в Роспотребнадзор. Объясняли наш взгляд на проблему. К сожалению, наша инициатива не получила поддержки. Роспотребнадзор РФ разослал проект по регионам и получил 400 поправок к ним. Очень жаль, если наш регион отправлял свои поправки, то они обсуждались без участия самих «иных групп» .

Также Ольга Шадрина подчеркнула, что педагоги- предприниматели открыты для конструктивного диалога. Но они не видят заинтересованности в своей деятельности. Более того, чувствуется недоверие к их деятельности в обществе. 

— Несмотря на все преграды, мы будем бороться за свои права, получать лицензии и участвовать в общем процессе. Когда появятся документы, регламентирующие работу в жилых помещениях, и многие частные детские сады выйдут из подполья, тогда можно будет говорить о едином контроле качества и равных условиях для всех садов. 

Президент саморегулируемой Межрегиональной ассоциации дошкольных организаций, председатель движения «Родители за здоровое поколение», лидер проекта «Снятие барьеров для массового развития альтернативных форм дошкольных учреждений» Марина Воронова поддержала коллегу: «Правовые препоны необходимо устранять и сохранять частный сектор, потому что живем мы в меняющемся правовом поле, правовая база пишется именно сейчас». 

Она рассказала о том, что на экспертном совете, на котором присутствовал премьер-министр страны Дмитрий Медведев, было отмечено, что все дошкольные учреждения необходимо допустить до распределения денежных средств. Это уравняет участников этой деятельности в правах и создаст конкурентную среду в этом секторе. И чиновники должны на эту задачу работать.

— И очень странно, что нам самим приходится инициировать все, что связано с предпринимательским сектором, — отметила Марина Воронова. — Те, кто сохраняет частные детские сады, — самоотверженные люди. Педагог-дошкольник — это служение любимому делу. Вкладывать свои деньги и энергию в то, что не имеет четкого правового поля — не каждый на подобное служение способен.

Далее она привела цифры. Государство выделило на строительство детских садов до 2016 года 280 миллиардов рублей. Эти средства помогут закрыть дефицит муниципальных мест только на 65 процентов от необходимого количества. Кстати, на сегодняшний день эта цифра — 48 процентов, а 10—12 процентов детей находятся в частных детских садах. А где остальные малыши от трех до семи лет? У родственников, нянек-соседок и т.д. То есть почти у 40 процентов детей отсутствует социализация. Как это отзовется через 15—20 лет? 

Кроме того, как показывают социологические и статистические исследования, в ближайшие пять-восемь лет в стране намечается демографический подъем, а это значит, что дефицит мест в детских садах останется. Поэтому необходимо развивать и всячески поддерживать частный сектор дошкольного образования. 

Дефицитный бизнес 
Уходят из детских садов те, кто пришел в эту систему еще в советские времена. А достойной смены нет. Ведь люди в этой отрасли очень специфичные. Здесь нужны определенные человеческие качества. Малышам не подсунешь кого попало. Они требуют любящих и заботливых, терпеливых и веселых. За это родители готовы платить. Поэтому очень сложно находить персонал в частные детские сады, заведующих-менеджеров. 

— Пока мы восемь лет решали проблемы с санитарными правилами и нормами, тратили энергию на всевозможные чиновничьи препоны, появилась еще одна проблема — катастрофическая нехватка кадров. Мне известны регионы, где построенные муниципальные детские сады не могут запустить по этой причине. И, естественно, стремление переманить кадры из частного бизнеса путем всяческих препон. И здесь огромное поле деятельности для тех, кому мы как кость в горле, — с негодованием высказалась Марина Воронова. 

Проблему кадров можно решать с помощью центров занятости. Там есть программа по трудоустройству инвалидов и многодетных матерей и программа — первое рабочее место. За каждое созданное рабочее место для этих категорий граждан идут субсидии. Выгодно и предпринимателям и работникам. 

О многодетных мамах и говорить нечего — это самые лучшие воспитатели и помощники воспитателей. У них колоссальный жизненный опыт. А вот о девчонках, окончивших колледж или университет, отдельный разговор. Они приходят на работу летом на два месяца, на период отпусков постоянных сотрудников. Кстати, дети их очень любят за то, что они ближе им по возрасту. Кроме того, они еще не «выгоревшие». Придумывают интересные новые игры, рассказывают малышам современные сказки. Одним словом, говорят с ними на одном языке. За два месяца девушки получают опыт работы, а когда в августе начинают формироваться группы в детских садах, они идут на постоянную работу. 

Этот вариант очень понравился участникам «круглого стола», прибывшим на встречу с Черноморского побережья. Они взяли его на вооружение, так как количество ребят в их детских садах носит сезонный характер. Летом оно возрастает в три-четыре раза из-за того, что именно летом в курортном бизнесе заняты их родители. 

Далее педагоги делились опытом в привлечении средств на развитие частных детских садов. 

— Мы — представители негосударственного сектора, а значит, предприниматели. И должны пользоваться поддержкой малого и среднего бизнеса. Здесь есть много программ, обеспеченных денежными средствами. Надо анализировать все направления. Частное дошкольное образование — это социальное предпринимательство. Напомню, что средняя стоимость одного места в таком учреждении около 10 тысяч рублей. Что это такое? Берем молодую семью, у родителей зарплаты по 20 тысяч рублей и они должны четверть отдать за детский сад. Это нереально. А таких семей, где маленькие дети, большинство. И, конечно, надо их поддерживать. Поэтому возможно финансирование таких родителей из программ по поддержке молодых семей. А вот пример субсидирования по поддержке предпринимательства в вашей сфере. Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 апреля 2013 г. № 220, по которому выделялось 10 миллионов рублей на строительство и открытие детского сада. Вы даже не знали об этой программе? А она действовала не один год, — удивилась Марина Воронова и отметила, что предприниматели, работающие в этом поле, должны заниматься самообразованием, проявлять активность.
 
Елена Воробьева рассказала о том, что в Туапсинском районе центры занятости обучают малому предпринимательству. Необходимо только зарегистрироваться там как безработный. Может быть, нужно и в других районах края идти по этому пути, чтобы не находиться в информационном вакууме. Для этого необходимо совместно с центрами разработать программы, адаптированные именно к дошкольному образованию. 

Новые федеральные программы и законы появляются каждый день, но не вовремя доходят до регионов. 

— Я индивидуальный предприниматель. До сих пор нет положения о лицензировании нашей деятельности. А уже скоро новый год, — с тревогой напомнила о проблеме руководитель студии «ЭЛИС» Лариса Казимирова.

— Да, наша государственная система работает медленно и неповоротливо. Я призываю индивидуальных предпринимателей, которые работают в арендованных помещениях, переходить в конструктивное русло. Вы можете вступить в СРО для дошкольных организаций и получить некоторый карт-бланш, — предложила Марина Воронова. — Объясню, как это работает. Вы сдаете все документы, которые отправляются в федеральный Росреестр, и получаете сертификат — допуск к работе. Во все контрольно-надзорные органы будут направлены уведомления о том, что вы вошли в СРО. Да, к вам могут нагрянуть с проверкой, но в соответствии с законом, известив руководство СРО и предупредив за 24 часа. К тому же только 10 процентов членов СРО могут быть подвергнуты внешним проверкам. Остальные 90 процентов саморегулируемая организация проверяет сама. Этот механизм способен поддержать предпринимателей в период, когда санкции уже можно применять, а легальность еще не регламентирована законом.

СРО — общественная организация. Она демократична, открыта, прозрачна. Занимается переподготовкой, стандартизацией, аттестацией, рейтингами, отчетностью, контролем за деятельностью членов организации. СРО берет ответственность за своих членов и в экстренных случаях оказывает помощь пострадавшим из фонда, сформированного из взносов. 

Чтобы выжить, мы должны объединиться
Сегодня стоимость образовательного времени в детском саду колеблется в регионах от тысячи до четырех тысяч рублей в месяц. И лицензирование — битва за эти государственные деньги. А это не только деньги, но и попадание в реестр всех плановых проверок.
— В Москве 12 миллионов жителей и 24 лицензированных частных детских сада. В Красноярске 276 негосударственных дошкольных учреждений, из которых только два лицензированных. Но никто от этого не страдает. Рыночные отношения сами регулируют процесс. Нужно доверять открытому бизнесу, — подчеркнула Марина Воронова. — Все участники процесса должны быть на равных условиях. Другое дело — теневые гувернеры, педагоги-репетиторы, няни. Такого не должно быть, потому что эти люди оттягивают ваших клиентов у бизнеса и не платят налогов государству. 

Пока нормативная база пишется, пока поверяющие разбираются, что им проверять, пока прокуратура выясняет, паразиты ли мы на теле детей или сокровище, а Роспотребнадзор беспокоится по поводу условий, в которых находятся дети, мы должны активнее заявлять о себе. Общество успокоится, когда узнает о нас больше и поймет, что в частных детсадах оказывают качественные услуги. 

Не секрет, что частные услуги всегда гибче государственных. Предприниматели ищут новые формы, подходы, вовлекают родителей в образовательный процесс. Отец и мать должны четко знать: что до пяти лет заложили в их чадо, с тем он и пойдет по жизни. Они должны стать помощниками педагогов. Их необходимо знакомить с образовательной методикой. Только тогда рейтинги частного бизнеса вырастут и плата за частный детский сад не покажется чрезмерной. Повышается родительская компетенция, а значит, возрастает качество образования. И результат будет превосходным.

Для достижения успеха также необходима доступная информация о каждом частном детском саде. Оказывается, для этого в некоторых регионах при поддержке власти созданы специальные независимые диспетчерские службы. Но чтобы добиться этого, необходимо идти на взаимодействие со всеми ветвями власти, заявлять о себе, отстаивать свою позицию. Участвовать в государственных торгах, целевых программах. 
— Очень хорошо, что появляется такое тесное сотрудничество представителей исполнительных органов края и Краснодара, ЗСК, Роспотребнадзора с кубанскими педагогами-предпринимателями. Оно позволяет правильно расставлять приоритеты и решать проблемы. Хочется, чтобы частный бизнес был настоящей конкурентной, качественной, доступной, легальной силой и палитрой вариативности. А родители проголосуют рублем за частный или муниципальный детский сад. 

Вариант качества
Елена Воробьева рассказала о том, что уже несколько лет Кубань вместе с еще 16 регионами Российской Федерации участвует в пилотном проекте по разработке новых образовательных форм и содержания дошкольного образования. В нем заняты 20 детских садов из 10 муниципалитетов края. Особенно ярким примером этой работы, полезным для бизнесменов, можно считать усть-лабинский эксперимент. Там реализован нестандартный вариант взаимодействия родителей, частного и муниципального детских садов. На площади предпринимателя осуществляется присмотр и уход за детьми, а образовательная линия проходит в муниципальном саду, где квалифицированные педагоги дают малышам необходимый объем знаний и навыков по установленным методикам. 

Этот пример приемлем для предпринимателей, которые по тем или иным причинам не могут пройти лицензирование, а значит, не могут вести образовательную деятельность. А ведь для родителей очень важна и эта составляющая. 

Далее Елена Викторовна отметила, что новые стандарты ставят определенные цели, и главная из них не подготовка ребят к школе, а определенный уровень социализации, адаптации в обществе. У нас в стране вариативная система дошкольного образования. То есть существуют группы кратковременного пребывания, куда родители приводят своих малышей, чтобы они пообщались со сверстниками. Им не нужно, чтобы их сын или дочь находились в детском дошкольном учреждении с утра до вечера. Одним словом, время диктует нам новую систему дошкольного образования и воспитания. 

Еще одна форма — семейные группы, где родители осуществляют присмотр и уход, а образовательные услуги оказывает детский сад. 

Она также не согласилась с точкой зрения, что приоритет отдается муниципальным детским садам:

— Хочу отметить, что не все ниши в дошкольном образовании полностью заняты, поэтому государство и краевые власти приветствует предпринимателей, идущих в этом направлении, — подчеркнула представитель министерства образования и науки края.

Кроме того, муниципалитеты являются учредителями своих детских садов и, естественно, ведут себя как участники этого дела. А родителям все равно. Для них важно, чтобы учреждение было в шаговой доступности, имело хорошую репутацию, давало качественное образование.

Однако родители чаще выбирают муниципальные сады, хотя в частных и ребят поменьше, и уход за ними, естественно, лучше, и образовательные программы передовые. Почему? Муниципальные — дешевле.

Но не все измеряется деньгами. Родители хотят, чтобы дети выросли всесторонне развитыми, и не жалеют на это ни времени, ни средств. Одним словом, выбор остается за ними. 

Заместитель начальника правового управления Законодательного собрания края Елена Кашигина рассказала о том, что до конца года парламентарии Кубани примут закон о финансировании детских дошкольных учреждений. С 2014 года все дошкольные лицензированные образовательные учреждения края будут финансироваться по единым нормативам. То есть будет осуществляться подушевое финансирование. Ориентировочно городские детские сады будут получать чуть более 3700 рублей на одного ребенка в месяц, сельские — более 3773. Из этих сумм будет формироваться заработная плата всех работников детских дошкольных учреждений, приобретаться игрушки и другое образовательное оборудование. 

Таким образом, уравниваются права и возможности всех участников дошкольного образовательного процесса.

Последнее слово за родителями
Итак, участники «круглого стола» договорились, что впредь такие конструктивные встречи будут проводиться регулярно, необходимо только разработать стратегический план этих мероприятий. Одним словом, совместно работать в одном направлении. 

Ольга Шадрина напомнила, что первый «круглый стол», проведенный по инициативе «Вольной Кубани» в мае этого года, оказался очень полезным. Впервые о проблемах частного сектора дошкольного образования узнали и заговорили в обществе. А это уже огромное достижение. Не секрет, что очень сложно объединять руководителей частных детских садов. Все они яркие личности, и к каждому нужен индивидуальный подход. Но газете это удалось! 

И нельзя стоять на месте. И дальше нужны профессиональные семинары, директорские конференции. Нужно обсуждение практических наработок, которые можно обогатить и использовать.

Ольга Владимировна отметила, что сегодня предпринимателям в первую очередь нужна адаптация новых нормативных актов и законов применимо к частному сектору. Ее поддержали участники «круглого стола», руководители частных образовательных учреждений Юрий Спица, Людмила Чернышкова, Лариса Казимирова, Элла Шайдуллина, Валерия Пужай, Наталья Селиванова, Оксана Яковенко, Наталья Каталевская и Юлия Грачева.

Все они подчеркнули, что положительного результата можно добиться лишь при взаимодействии власти, контролирующих организаций, предпринимателей и родительского сообщества. 

Кстати, на прошлой встрече в редакции шел разговор и об общественном контроле, то есть о создании родительского комитета — автономного, ни от кого не зависящего. 

В свою очередь представители министерства образования края Елена Воробьева и департамента образования Краснодара Татьяна Храмцова отметили, что заинтересованы в развитии этого сектора дошкольного образования и будут всячески поддерживать предпринимателей, которые оказывают качественные услуги:

— Ваш героизм заключается в том, что вы вошли в это поле, теперь вам нужно выжить и качественно развиваться. Новые стандарты все расставят на свои места. И будет не важно, работаешь ты в частном или муниципальном учреждении.

…В завершение работы «круглого стола» участники подчеркнули необходимость привлечения на будущие встречи родителей, ведь это главные действующие лица в дошкольном образовании. Именно они оценивают работу детских садов и голосуют рублем за тот или иной детский сад. Так что следующий «круглый стол» в редакции «Вольной Кубани» будет посвящен именно их позиции.

Татьяна Щеглова