Круглый стол «Вольной Кубани»: От героики подвигов к героизму будней
Слово — ветеранам
— Мы проводим «круглый стол» в условиях трагедии на Украине, в условиях беспрецедентного давления Запада на Россию и попыток иных европейских и американских политиканов переписать нашу с вами историю, исказить и принизить роль нашего народа в победе над фашизмом. Что мы должны делать в таких условиях, надо ли что-то менять в военно-патриотическом воспитании молодежи?
Александр ЖУКОВ, заместитель председателя Новороссийского городского совета ветеранов, председатель комитета ветеранов военной службы, подполковник запаса:
— У нас в стране, в отличие от Украины, проводится патриотическая политика. Если наши соседи воспитывают свою молодежь на отрицании совместной истории, общих побед и достижений, то внутренняя политика нашего президента, нашей страны объединяет, консолидирует народ, в том числе и молодежь, на положительных примерах. Один из самых ярких — победа отцов и дедов в Великой Отечественной войне. Вторая сторона вопроса — как долго это будет продолжаться. Патриотизм — это здорово, но, если будет ухудшаться экономическое положение в стране, это будет сказываться на россиянах, на проявлениях так называемой пятой колонны. Поэтому происходящие события надо держать в центре внимания.
Если оценивать то, что делается в этом плане в Новороссийске, могу только позитивно отозваться, поскольку владею ситуацией. В рамках краевых программ обмениваемся делегациями с муниципальными образованиями Кубани, повсюду общаемся с молодежью. Один из показателей — первое место нашей ветеранской организации в краевом рейтинге. А ведь мы в основном как раз занимаемся военно-патриотическим воспитанием молодежи. Даже социальная защита ветеранов у нас стоит после этой важной работы.
Исторические даты в нашем городе отмечаются на должном уровне. Ту же «Бескозырку» очень высоко оценивают не только новороссийцы, но и гости из многих регионов края, а также делегации из городов-героев. Я лично побывал во многих школьных музеях и был приятно удивлен. Замечательно подобраны экспонаты, разработана военно-патриотическая тематика. Просто диву даешься! А ведь это имеет очень большое воздействие на молодежь. Она настроена патриотически, уважает старших, интересуется нашим героическим прошлым и гордится им. Менять что-то в патриотическом воспитании молодежи в нынешних условиях, думаю, нет необходимости. Надо продолжать ту работу, которую мы ежедневно ведем, и не останавливаться.
Смена караула
— К сожалению, старшее поколение уходит от нас, редеют ряды ветеранов. Кто придет на смену участникам Великой Отечественной? Кто продолжит их дело патриотического воспитания молодежи?
Юрий АНДРИЕВСКИЙ, депутат городской Думы, председатель Новороссийской городской общественной организации ветеранов и инвалидов войн в Афганистане и Чечне «Боевое содружество»:
— В нашей организации состоит сегодня 550 «афганцев» и около двух тысяч участников боевых действий в «горячих точках». И мы не только готовы прийти на смену ветеранам Великой Отечественной войны, но и делаем это. В частности активно участвуем в краевом месячнике оборонно-массовой и военно-патриотической работы. Члены нашей организации в рамках краевых и городских программ патриотического воспитания молодежи регулярно встречаются со школьниками и студентами. Причем наши ребята закреплены за ветеранами Великой Отечественной, вместе с которыми проводят такие встречи, где рассказывают подросткам о нашем героическом прошлом.
Отмечая День вывода советских войск из Афганистана, в обязательном порядке приглашаем на наши торжества новороссийскую детвору. Всегда участвуют в наших мероприятиях учащиеся кадетского казачьего корпуса. Около полутора тысяч человек собираются у памятника павшим воинам-интернационалистам в парке имени Фрунзе. Возлагаем цветы, устраиваем солдатский привал, на котором из походно-полевой кухни угощаем молодежь гречневой кашей с тушенкой, чаем.
Кроме того, наши ребята регулярно выезжают на проведение военно-спортивной игры «Зарница».
Еще одно важное направление в нашей работе — тесное взаимодействие со спортивными секциями и федерациями города. Форм работы по военно-патриотическому воспитанию много, всех не перечислишь. Но хочу отметить, что в советские времена идеологическая работа была поставлена очень хорошо, а в 90-е годы вместе с развалом Союза она была загублена. Из нас по примеру американцев, у которых жизнь крутится вокруг доллара, старались сделать общество потребления. Было упущено одно поколение. Поэтому же мы упустили и Украину, и Грузию, и Прибалтику. Чтобы не потерять и нашу нынешнюю молодежь, мы просто обязаны воспитывать ее на примерах мужества и героизма не только ветеранов Великой Отечественной, но и последних войн и конфликтов, в которых россияне тоже совершали подвиги.
Лучше один раз увидеть
— Одной из очень действенных форм военно-патриотического воспитания во все времена были экскурсии школьников по местам боевой славы. В одном только Новороссийске есть несколько таких экскурсионных маршрутов. Почему бы не сделать обязательным их посещение не только новороссийскими детьми, но и учащимися со всей Кубани? Ведь лучше один раз увидеть и прикоснуться к подвигу предков, чем сто раз услышать о нем. Справится ли город с большим объемом экскурсантов?
Лариса КОЛБАСИНА, директор Новороссийского исторического музея-заповедника:
— Недавно я вернулась из Санкт-Петербурга. Здесь под эгидой Министерства культуры России проходила конференция, посвященная разработке специально для школьников маршрутов Победы. Мы побывали на одном из них — от Питера до Ладожского озера, где проходила Дорога жизни. И Министерство культуры будет выделять каждому федеральному округу квоты на экскурсионные поездки детей по таким маршрутам.
У нас в Краснодарском крае разрабатывается трехдневный маршрут по местам боевых действий на Кубани в годы Великой Отечественной войны, куда, конечно же, включен и Новороссийск. Наш музей предложил для показа четыре объекта: экспозиция «Новороссийск в годы Великой Отечественной войны», мемориальный комплекс на Малой земле памятник «Взрыв» в Долине смерти, а завершается экскурсия на площади Героев.
Думаю, этот маршрут начнет действовать в канун 70-летия Победы. И мы готовы принять любое количество экскурсионных групп со всего края. Но мы не ждем, когда начнет работу этот маршрут. Сотрудники музея проводят для школьников огромное количество экскурсий на разные темы — от древней истории нашего города до современности. Но основное внимание уделяется юбилею Великой Победы. Особенно школьников всех возрастов привлекает наш диорамный триптих о боях за Новороссийск. Что касается экскурсий в учебных школьных планах, то нам надо вспомнить советские времена, когда весь май, а затем и сентябрь, на который приходится и день рождения Новороссийска, и день разгрома у его стен немецко-фашистских полчищ, были посвящены краеведческой работе в учебных заведениях.
К сожалению, ЕГЭ нарушил эту работу, особенно в мае, когда старшеклассники усиленно готовятся к экзаменам. Но тем не менее, проведя анализ нашей работы в течение прошлого года, мы знаем, что в городе нет ни одной школы, ученики которой не побывала бы в нашем музее с экскурсиями. Всего экскурсии провели на наших экспозициях более 300 классов. А всего за год у нас побывало 160 тысяч посетителей, из которых 60 тысяч — школьники. Конечно, хотелось бы, чтобы музей обязательно посещали все без исключения юные новороссийцы. Где, как не в музее, прививать молодежи патриотизм? И не только военный, но и во всех его проявлениях. Чтобы ребята больше знали и о трудовых свершениях своих отцов и дедов, гордились ими и брали с них пример.
Твоя малая родина
— Новороссийцы сетуют на то, что в школьных учебниках кубановедения городу-герою отведена всего одна страничка. При всем уважении к традициям и подвигам казачества, наверное, это не совсем верно. Тем более что Победа в Великой Отечественной войне — это заслуга всего нашего многонационального народа. Как исправить такой недочет хотя бы на уровне Новороссийска?
Елена МЕЛЬНИК, учитель истории, обществознания и кубановедения новороссийской гимназии № 1:
— К сожалению, подвигу Новороссийска в Великой Отечественной войне уделено мало места не только в учебниках кубановедения, но и в учебниках отечественной истории. Например, о значимости куниковского десанта нет ни единого слова, хотя в тех же учебниках рассказывается о десантных операциях даже на Дальнем Востоке. Выход из этой ситуации мы нашли. Во-первых, в уроках мужества, на которых наши гимназисты встречаются с защитниками города, и, во-вторых, в создании школьного музея, который в буквальном смысле слова стал кладезем для патриотического воспитания детей. Формирование нашего музея идет через призму многонациональности нашего города, Кубани, всей России. Есть экспозиция, посвященная герою-летчику из Ставропольского края Севрюкову, именем которого названа улица, где расположен филиал гимназии. Затем открыли еще одну экспозицию, посвященную карачаевцу Гусейнову, отдавшему жизнь при обороне Новороссийска. Сейчас открыли зал, посвященный славному сыну армянского народа Аветисяну, повторившему подвиг Матросова при обороне Новороссийска. А основу музея составляет экспозиция «Письма 1941 года», где гимназисты, представляющие практически все национальные диаспоры нашего города, готовят рассказы в виде солдатских треугольников о своих предках, воевавших в годы Великой Отечественной. Там рядом с защитником Брестской крепости чеченцем Темиевым — украинский партизан Гайка. На таких примерах мы и стараемся воспитывать наших детей. У нас живой музей, где каждый ребенок память о подвиге своих близких пропускает через себя. Важно отметить, что такой же подход есть во всех школах нашего города-героя.
Александр СОБОЛЕВ, председатель новороссийского исторического молодежного объединения «Клио»:
— Есть много учебников по истории края разных авторов, а вот учебного пособия по истории Новороссийска нет. Но сейчас городское историческое общество готовит такое пособие, которое мы хотим подарить новороссийцам в юбилейном году Победы ко Дню города. Мы получили поддержку от главы города Владимира Ильича Синяговского и соответствующее финансирование. Это будет своего рода дополнением к кубановедению.
И еще одно издание готовится Новороссийским историческим обществом — двухтомник о руководителях города с момента его основания до наших дней. Первый том должен выйти уже в этом году. Без таких пособий сложно дать детям знания по истории родного города. Мы это видим, когда проводим олимпиады среди школьников. Бывают достаточно сложные вопросы, уровень ответов на которые, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если о подвиге города-героя более или менее школьники знают, то, к примеру, о периоде Черноморской губернии почти ничего не ведают.
Важна каждая деталь
— Всё ли мы учитываем в патриотическом воспитании молодежи? Нужны ли новые формы или следует улучшать уже сложившиеся традиции?
Сергей ЦЫМБАЛ, председатель Общественной палаты при главе города-героя Новороссийска:
— В патриотическом воспитании молодежи мелочей не должно быть, важна каждая деталь. Прежде на въездах в Новороссийск стояли памятные знаки, которые вызывали гордость. А сегодня такого ощущения нет, потому что эти знаки стали невзрачными. То же самое с символикой, с сувенирной продукцией Новороссийска. Нет ничего нового. Я уж не говорю о том, что попросту негде купить книгу о нашем городе, разве что в музее, но не все приезжие гости знают об этом. Считаю, что крайне необходимо улучшить эту ситуацию, для чего активизировать работу городского управления культуры, совета по культуре при главе, национальные общества, все общественные организации Новороссийска.
Гордость нашего города — Пост № 1. Но там после ухода многолетнего руководителя Виталия Андреевича Лесика назрели изменения. Нужно закупать новую форму, новые бескозырки, привести в порядок оружие, поскольку все уже обветшало. Также нам, жителям приморского города, где расположен крупнейший порт страны, где расположена стратегическая военно-морская база и бригада морских пограничников, жизненно необходимо прививать молодежи морские традиции.
В средней школе № 12 мы организовали несколько морских кадетских классов, но этого недостаточно. Наряду с кадетским казачьим корпусом у нас просто обязан быть и морской кадетский корпус. И я верю, что он у нас будет! Потому что большинство выпускников наших школ выбирают морские профессии. Общественность должна участвовать в присвоении звания почетного гражданина города-героя. Этот вопрос не должен решаться в узком кругу избранных. Иначе девальвируется звание, присуждаемое случайным людям.
Также не кулуарно, а с привлечением широких кругов общественности должны присваиваться имена и названия новым улицам. Иначе вся наша патриотическая работа пойдет насмарку. Ведь молодежь у нас грамотная, мимо нее не проходят ошибочные шаги взрослых. И не должно быть расхождения между тем, что мы говорим юным горожанам и что делаем. Нужны качественные российские кинокартины о Великой Отечественной войне, о сегодняшних трудовых буднях нашей страны, которые привлекали бы молодежь.
Мы с членами Общественной палаты изучили нынешний репертуар в городских кинотеатрах и еще раз убедились, что его основу составляют американские фильмы, которые ничего не дают ни уму, ни сердцу. Так что, по большому счету, нужно начинать с возрождения нашей культуры, нашего искусства, самым массовым из которых, как известно, является кино.
Вот недавно состоялась премьера отечественного фильма «22 минуты», который снят на основе реальных событий с захватом судна с российским экипажем, возглавляемым капитаном из Новороссийска Юрием Тульчинским. Моряки мужественно противостояли бандитам, за что капитан был награжден орденом, а члены команды — медалями. Но кто из нашей молодежи знает имя этого капитана, кто знает об этом подвиге? Значит, надо проводить встречи Тульчинского с учащейся молодежью, а киноленту обязательно должны посмотреть все школьники и студенты. На наше счастье, глава города Владимир Синяговский не просто прислушивается к мнению общественности, но слышит наш голос и всегда идет навстречу благим пожеланиям.
Служить бы рад
— Наверное, один из главных показателей успешности проводимой работы по военно-патриотическому воспитанию — желание молодежи выполнить свой долг служения Родине. Насколько сегодня актуальна проблема с призывом в Вооруженные Силы Российской Федерации?
Тамара ПЯТАК, председатель совета родителей военнослужащих Южного федерального округа:
— Проблема действительно существует. Но указ президента о том, что выпускник вуза не сможет устроиться на работу в государственных органах и учреждениях, если не служил в армии, подстегнул многих. И сегодня каждый молодой человек старается пройти воинскую службу.
Но возникла другая проблема. Согласно статистике, сейчас до 15 процентов пришедших служить — это реально больные ребята. Среди новобранцев распространены сколиоз и сердечно-сосудистые заболевания. В результате мучаются командиры воинских частей.
Например, в тех же воздушно-десантных войсках должны служить только хорошо физически подготовленные юноши, а не те, кто не занимался не только спортом, но даже зарядкой и глубоко за полночь просиживал перед монитором компьютера. И начинаются сложности на службе, начинаются звонки с жалобами маме. Часто с этим сталкиваюсь, когда разбираюсь с заявлениями солдатских матерей. Поэтому считаю, что в военно-патриотической работе надо особое внимание уделить развитию массового физкультурно-спортивного движения среди молодежи.
Обратила внимание, что в Новороссийске нет ни одного действительно броского, яркого плаката, ни одного рекламного щита, который бы призывал молодежь заниматься спортом. И большое количество хорошо оборудованных спортивных площадок, которые за последние годы появились в городе, практически пустуют, там некому заниматься с молодежью. Как мастер спорта СССР скажу прямо, что в наше время спортом активно занимался практически каждый второй ребенок, независимо от уровня достатка в семье. Хотя не было в те послевоенные времена ни приличных залов, ни даже спортивной формы. Но мы занимались!
Мы знали: надо вести здоровый образ жизни, что пригодится нам в любом возрасте.
Что необходимо сделать. Во-первых, как я уже сказала, развивать физкультурно-массовую работу среди молодежи. Поддерживать, в том числе материально, тренеров-энтузиастов. Во-вторых, в рейдовых мероприятиях, особенно в дневное время, необходимо больше задействовать молодежь. Ребята, а не родители должны стыдить своих сверстников, которые проявляют хулиганские действия, подвержены алкоголизму, наркомании. Посмотрите, что творится на спортивных площадках, сколько там собирается наркоманов! Рядом с моим домом есть спортивная площадка, на которой часто играют малыши. Так они придумали новую игру: кто больше соберет шприцев. Представляете, до чего дошло?!
Даже в армию проникают курительные смеси, всякого рода спайсы. И одним офицерским составом тот негатив, который приносят с собой из гражданской жизни новобранцы, не изживешь. Надо подниматься всей общественности. И наш совет родителей военнослужащих уже ведет такую работу с привлечением ветеранов Великой Отечественной, воинов-«афганцев». В воинских частях мы проводим отдельные встречи с командованием, новобранцами, со всем личным составом, на которых ведем не назидательную беседу, а разговор, что называется, по душам — о патриотической преемственности поколений. Я всегда говорю солдатам: «Ребята, мы уйдем из жизни, и вам после нас строить нашу страну. А какими будете вы, такой будет и Россия».
Воспитать гражданина
— Как есть героизм мгновения, когда в пылу боя воин бросается грудью на вражескую амбразуру, так есть и героизм будней, когда истинный патриот своей Родины ежедневно добросовестно, с полной отдачей сил и знаний выполняет свою работу. Это же можно перенести на понятие патриотизма, которое в широком смысле предполагает воспитание в молодом человеке активной гражданской позиции. А это намного сложнее, чем привить уважительное отношение к подвигам предков, отстоявших свободу и независимость нашей страны. Как воспитать гражданина?
Юрий ЛИТВИН, школьный преподаватель ОБЖ, майор запаса, бывший заместитель коменданта Новороссийского гарнизона:
— На моих уроках по основам безопасности жизнедеятельности дети учатся избегать опасности, противостоять стихийным бедствиям, техногенным катастрофам, оказывать помощь ближнему. Но главная мысль, которую я стараюсь прививать ученикам, — чтобы они постоянно задумывались над своими поступками: кто я, где я живу и зачем существую? Как уже было замечено, в вопросах патриотического воспитания мелочей не должно быть. И если ты развернул конфету, а обертку бросил под ноги, задумайся — как бы ты поступил в этом случае дома. Почему же на улице или в подъезде ты мусоришь? Потому что считаешь, что это не принадлежит тебе? Но это не так. Все это, от твоей квартиры и дома до необъятной России принадлежит тебе, как гражданину своей страны.
С этих мелочей и надо начинать воспитывать в себе гражданина. И здесь важнейшую роль играет семья, ее традиции. Чему научится ребенок от своих родителей, таким он и будет во взрослой жизни.
Александр СОБОЛЕВ:
— Я сторонник малых дел и, будем так говорить, практического патриотизма. Потому что зачастую зрелые, казалось бы, люди бьют себя в грудь — вот, мол, какой я патриот, но абсолютно ничего не делают для улучшения нашей страны. Очень невелик процент действительно активных молодых граждан и в нашем городе. Но своим примером мы привлекаем в свои ряды новых сторонников.
Каждое лето проводим экологические фестивали. Высаживаем десанты по очистке побережья озера Абрау от бытового мусора, после чего следуют конкурсы, концерты, на которые собираются сотни и тысячи людей и где мы и пропагандируем здоровый образ жизни, и призываем сограждан соблюдать чистоту и беречь природу. Это малое, но доброе дело, которое мы делаем не формально, не ради галочек в отчетах.
Но иногда, считаю, патриотизм надо прививать и из-под палки. Вновь вернусь к «Бескозырке», где большинство молодежи, судя по некоторым репликам, участвует не по доброй воле, а потому, что так было велено учителями, старшими. Однако когда они приходят на Малую землю, когда видят реконструкцию ночного десанта морских пехотинцев, идущих в атаку на вражеские позиции, у них мурашки пробегают по телу, они действительно приобщаются к подвигу.
Лариса КОЛБАСИНА:
— В нашем музее представлены экспозиции не только о героях прошлых войн, но и о нынешних новороссийцах. Знакомим молодежь с трудовыми подвигами лучших строителей и архитекторов, портовиков и цементников, моряков торгового флота и нефтяников. На судоремонтном заводе в свое время работал знаменитый кузнец, воевавший в годы Великой Отечественной партизаном, а в мирное время перевыполнявший производственный план на непостижимые тысячу процентов. Вот с таких людей молодежь и должна брать пример! И когда к нам приходят дети, которые видят в музее экспонаты о членах своих семей, у них совершенно меняется отношение к родному городу.
В воспитательной работе надо больше обращать внимания на трудовые будни горожан. И второе, на что хотелось бы обратить внимание, — это повышение уровня культуры среди молодежи. Сюда я отношу буквально все, начиная от необходимости уступать место женщинам и пожилым людям в общественном транспорте.
Сергей ЦЫМБАЛ:
— Мы действительно упускаем целые пласты в воспитательном процессе. Примером для молодежи должны служить не только герои войны, но и герои труда, матери-героини, прославленные спортсмены. Вообще знаковые люди из ныне живущих. Напоминания о таких людях должны быть по всему городу — в виде социальной рекламы. И еще один важнейший, на мой взгляд, фактор — соблюдение законов.
Пока старшее поколение не научится уважать букву закона, требовать того же от молодежи невозможно. А без этого невозможно и воспитание активной гражданской позиции у подрастающего поколения.
Евгений РОЖАНСКИЙ.
Собкор «Вольной Кубани».
Новороссийск.
Фото: www.informio.ru