«Круглый стол ЗСК»: Серьезный разговор о проблеме, пахнущей нефтью
Понимание этого и стало побуждающим мотивом для проведения предметного разговора за «круглым столом». Инициировал его и открыл председатель Законодательного собрания края Владимир БЕКЕТОВ.
— Сегодня в зале собрались те люди, от которых зависит экологическая безопасность региона и вместе с тем его политическая и социальная стабильность, — вот на такую высоту поднял проблему председатель ЗСК во вступительном слове. — Потому как отсутствие понимания того, что экологией надо серьезно заниматься, ставит под угрозу политическую систему государства. Еще раз хочу напомнить о вашей величайшей ответственности за состояние окружающей среды и спокойную социальную обстановку.
Кому было предложено разделить ответственность за экологию, мы сейчас скажем. На этот передний край от ЗСК были отряжены сразу три комитета — по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности, по вопросам ТЭК, транспорта и связи, по вопросам
Сейчас же задача состояла, прежде всего, в том, чтобы,
Заметим: это не старые грехи нефтяников с заброшенными, выработавшими ресурс скважинами или
Между тем планка ответственности, в том числе на федеральном законодательном уровне, снижается. Скажем, в 2013 году в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» были внесены поправки, которыми нефтебазам с объемом хранения до тысячи тонн нефтепродуктов не присваивается класс опасности.
Да, отмечалось в выступлениях, край обладает серьезной системой как для предотвращения катастроф, так и для локализации последствий аварий. Кстати, в союзе с такими же силами ответственно работающих нефтяников. Это не раз доказывалось на практике. И все же необходимы дополнительные меры как регионального, так и федерального уровня.
— Первое и главное, о чем сказал сегодня Владимир Андреевич Бекетов: состояние окружающей среды не техническая проблема, а проблема политическая и экономическая. Нужно заставить всех разработать реальные программы экологической безопасности, чтобы мы знали потенциальные источники загрязнения, имели систему предотвращения и устранения последствий. Тут масса работы как на нормативном уровне, которая под силу нашему ЗСК, так и на организационном. Для чего это нужно? В частности — и для того, чтобы определить финансовую ответственность. Делать это надо, нефтянка работает на страну, следовательно, и участвовать в этом федеральный уровень обязан. Тут надо понимать вот что. Президент Путин, скажем, верно говорит о развитии здравоохранения и здоровье нации. Но никакое здравоохранение не поможет, если, с одной стороны, будем лечить, а с другой — подвергать людей экологическому риску: дышать испорченным воздухом, пить зараженную воду, если мы будем выращивать скот и растить продукты на испорченных нефтепродуктами почвах. Это работа не только на нас, но и на наших внуков. Чем хорошая власть отличается от плохой? Тем, что плохая думает только о сегодняшнем дне, а хорошая — смотрит в перспективу.
Д.Антониади затронул еще одну проблему, которая остро поднималась и во время беседы. Речь вот о чем. В принципе, призвать и даже заставить современные нефтяные производства серьезно заниматься экологической составляющей можно — трудно ли, легко ли, но можно. Между тем на территории края нефть добывается промышленным способом почти полторы сотни лет. Кто не знает этого, так слушайте: в Крымском районе недалеко от села Киевского есть вышка «Бабушка», своеобразный памятник. Скважину здесь пробурил полковник Новосильцев, тем самым положив начало истории нефтедобычи в России. Здесь забил первый в стране (но главное — на Кубани) нефтяной фонтан. Вот вы можете себе представить, сколько «нафонтанировало» за эти годы и ушло в почву нефти, грязной воды, сколько в неприспособленных хранилищах скрыто загрязненного нефтью шлама там, где в нашем крае добываются нефть и газ!
И если современному предприятию можно поставить в вину неаккуратную работу и выставить требования, то вот такие проблемы, в том числе и брошенные, выработавшие ресурс скважины, — они как бы ничьи! Но вот парадокс:
Что же пока есть? Оказывается, много чего. Как мы уже отметили, в «круглом столе» приняли участие и
Председатель комитета ЗСК Владимир ЧЕПЕЛЬ это как раз и подчеркнул:
— Есть у нас специалисты, которые знают, что и как выполнять на воде и суше, чтобы не допустить беды. Отдельное внимание мы хотим уделить вопросу консервации старых, еще довоенных нефтескважин, которых довольно много на Кубани, их нужно обязательно утилизировать.
И эта установка, и многие другие вошли в рекомендации «круглого стола». Понятно, что рекомендации — это не закон. Но, зная практику нашего Законодательного собрания, можно быть уверенным в том, что решению проблемы уже задано движение. Будут и законы, и постановления, и обращения в федеральные органы власти. Будет и контроль. Уже даже сам откровенный разговор о наболевшем побуждает к объединению усилий многих. А еще «круглый стол» показал, что есть заинтересованность всех сторон в том, чтобы Кубань оставалась и житницей и здравницей. А отдавая богатства своих недр на благо людей, получала бы взамен заботливое отношение.