«Круглый стол ЗСК»: Серьезный разговор о проблеме, пахнущей нефтью


Этот серьезный разговор надо было начинать давно. Утверждение, что Кубань — территория, имеющая сильную природу, которая перемелет издержки любого индустриального вторжения, сегодня уже не успокаивает и попросту несостоятельно. Сразу оговоримся, что экологической катастрофы в крае нет. Но есть болевые точки, очаги, новые и застарелые, что не добавляет красок Кубани как житнице и здравнице, как территории для комфортного проживания местного населения, а как раз наоборот.
Попросту наступил тот момент, когда ситуация упирается в некий предел, который можно определить банальным: так жить нельзя. За ним, еще раз повторяемся, не техногенная беспросветность. Но если сейчас, на этом этапе, не предпринять мер по оздоровлению нашей земли, ситуация может усугубиться, и уж тогда сложнее будет оторвать ее от точки невозврата.

Понимание этого и стало побуждающим мотивом для проведения предметного разговора за «круглым столом». Инициировал его и открыл председатель Законодательного собрания края Владимир БЕКЕТОВ.

— Сегодня в зале собрались те люди, от которых зависит экологическая безопасность региона и вместе с тем его политическая и социальная стабильность, — вот на такую высоту поднял проблему председатель ЗСК во вступительном слове. — Потому как отсутствие понимания того, что экологией надо серьезно заниматься, ставит под угрозу политическую систему государства. Еще раз хочу напомнить о вашей величайшей ответственности за состояние окружающей среды и спокойную социальную обстановку.

Кому было предложено разделить ответственность за экологию, мы сейчас скажем. На этот передний край от ЗСК были отряжены сразу три комитета — по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности, по вопросам ТЭК, транспорта и связи, по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма, они были подкреплены представителями краевой администрации. 

Условно вторую сторону представляли структуры, стоящие на страже экологической безопасности, — это формирования МЧС, надзирающие и контролирующие структуры. 

Третья категория участников — представители предприятий, ведущих хозяйственную деятельность на территории края. 

Четвертая — это когорта кубанских ученых, занимающихся экологической проблематикой. Представляется, что именно такое содружество, дойди дело до практики, как раз и способно дать результат. 

Иначе говоря, союз власти, хозяйствующих в нефтяной и газовой сфере предприятий, контрольных органов, науки способен и поставить цели, и двинуться к ним.

Сейчас же задача состояла, прежде всего, в том, чтобы, во-первых, обозначить все слагаемые проблемы, во-вторых, выяснить, что мы имеем для текущего обеспечения экологической безопасности и что в этом направлении делается, в-третьих, дать ясную картину проблемы, в-четвертых, обозначить на законодательном и организационном уровне векторы движения. 

Общую картину представили первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Андрей ПОПОВ, первый замминистра краевого министерства ГО, ЧС и региональной безопасности Сергей КАПУСТИН. Понятно, что если на территории края работают с нефтью и нефтепродуктами около трехсот предприятий, то риск загрязнения окружающей среды велик. На управляемом уровне его могут держать только новые технологии, постоянный надзор, точное следование природоохранному законодательству. Насколько это соблюдено, мы можем судить по факту, который был приведен во время беседы: на половине предприятий проверками зафиксированы нарушения экологических требований.

Заметим: это не старые грехи нефтяников с заброшенными, выработавшими ресурс скважинами или кое-как припорошенными почвой складами отходов нефтедобычи, а новые нарушения и современные угрозы. С этим Законодательное собрание мириться не согласно. Владимир Бекетов поручил комитетам ЗСК исследовать проблему обеспечения экологической безопасности и вынести вопрос на сессию. 

Конечно, надо понимать, что при добыче нефти, ее переработке и транспортировке экологические издержки неизбежны. Но, по словам председателя ЗСК, у всех должно быть понимание ответственности за сохранение природы в чистоте. Тут установка «любой ценой» не подходит.

Между тем планка ответственности, в том числе на федеральном законодательном уровне, снижается. Скажем, в 2013 году в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» были внесены поправки, которыми нефтебазам с объемом хранения до тысячи тонн нефтепродуктов не присваивается класс опасности. 

Пользуясь этим положением, такие предприятия не разрабатывают программы предупреждения разлива нефтепродуктов, следовательно, экономят на штате, на технологическом оборудовании. Некоторые же, чтобы уйти от опасной категории, на бумаге снижают объемы, дробят склады. И таких законодательных прорех много. Потому задачей «круглого стола» было установление этой истины, чтобы потом выйти к федеральному законодателю, в правительство, чтобы поставить все на место.

Да, отмечалось в выступлениях, край обладает серьезной системой как для предотвращения катастроф, так и для локализации последствий аварий. Кстати, в союзе с такими же силами ответственно работающих нефтяников. Это не раз доказывалось на практике. И все же необходимы дополнительные меры как регионального, так и федерального уровня. 

Какие? Вот мнение директора института нефти, газа и энергетики Кубанского технологического университета Дмитрия АНТОНИАДИ, с которым мы побеседовали в перерыве:

— Первое и главное, о чем сказал сегодня Владимир Андреевич Бекетов: состояние окружающей среды не техническая проблема, а проблема политическая и экономическая. Нужно заставить всех разработать реальные программы экологической безопасности, чтобы мы знали потенциальные источники загрязнения, имели систему предотвращения и устранения последствий. Тут масса работы как на нормативном уровне, которая под силу нашему ЗСК, так и на организационном. Для чего это нужно? В частности — и для того, чтобы определить финансовую ответственность. Делать это надо, нефтянка работает на страну, следовательно, и участвовать в этом федеральный уровень обязан. Тут надо понимать вот что. Президент Путин, скажем, верно говорит о развитии здравоохранения и здоровье нации. Но никакое здравоохранение не поможет, если, с одной стороны, будем лечить, а с другой — подвергать людей экологическому риску: дышать испорченным воздухом, пить зараженную воду, если мы будем выращивать скот и растить продукты на испорченных нефтепродуктами почвах. Это работа не только на нас, но и на наших внуков. Чем хорошая власть отличается от плохой? Тем, что плохая думает только о сегодняшнем дне, а хорошая — смотрит в перспективу.

Д.Антониади затронул еще одну проблему, которая остро поднималась и во время беседы. Речь вот о чем. В принципе, призвать и даже заставить современные нефтяные производства серьезно заниматься экологической составляющей можно — трудно ли, легко ли, но можно. Между тем на территории края нефть добывается промышленным способом почти полторы сотни лет. Кто не знает этого, так слушайте: в Крымском районе недалеко от села Киевского есть вышка «Бабушка», своеобразный памятник. Скважину здесь пробурил полковник Новосильцев, тем самым положив начало истории нефтедобычи в России. Здесь забил первый в стране (но главное — на Кубани) нефтяной фонтан. Вот вы можете себе представить, сколько «нафонтанировало» за эти годы и ушло в почву нефти, грязной воды, сколько в неприспособленных хранилищах скрыто загрязненного нефтью шлама там, где в нашем крае добываются нефть и газ!
И если современному предприятию можно поставить в вину неаккуратную работу и выставить требования, то вот такие проблемы, в том числе и брошенные, выработавшие ресурс скважины, — они как бы ничьи! Но вот парадокс: ничьи-то ничьи в плане ведомственной принадлежности, но они как проблема краевые! Значит, нужен перечень старых очагов загрязнения. Это прежде всего. А затем шаги по устранению. И для реализации такой программы энтузиазма мало. Попросту нужны деньги. Большие деньги и очень большие, которых в краевой казне не хватит. Вот тоже задача, которую надо ставить перед центром.

Что же пока есть? Оказывается, много чего. Как мы уже отметили, в «круглом столе» приняли участие и ученые-экологи. Их наработки надо разделить на несколько частей. Во-первых, они знают, где у нас грязно, так как проводят исследования. Во-вторых, знают, что надо делать и как убрать эти пятна. В-третьих, есть наработки в плане технологии рекультивации. И так далее. Вопрос состоит в том, чтобы их изыскания были востребованы. А для этого и программы нужны, и финансирование, и воля государства.

Председатель комитета ЗСК Владимир ЧЕПЕЛЬ это как раз и подчеркнул:

— Есть у нас специалисты, которые знают, что и как выполнять на воде и суше, чтобы не допустить беды. Отдельное внимание мы хотим уделить вопросу консервации старых, еще довоенных нефтескважин, которых довольно много на Кубани, их нужно обязательно утилизировать.

И эта установка, и многие другие вошли в рекомендации «круглого стола». Понятно, что рекомендации — это не закон. Но, зная практику нашего Законодательного собрания, можно быть уверенным в том, что решению проблемы уже задано движение. Будут и законы, и постановления, и обращения в федеральные органы власти. Будет и контроль. Уже даже сам откровенный разговор о наболевшем побуждает к объединению усилий многих. А еще «круглый стол» показал, что есть заинтересованность всех сторон в том, чтобы Кубань оставалась и житницей и здравницей. А отдавая богатства своих недр на благо людей, получала бы взамен заботливое отношение.

Александр САХНОВСКИЙ.
Фото: fedpress.ru