Кто «крышует» такси, или Почему в Краснодаре таксисты не могут работать "по-белому", продолжение


Журналист газеты «Вольная Кубань» продолжает разбираться в деле таксистов. 

(Окончание. Начало в номере за 3 марта).

... Идем по следу.

Лучше бы не ходили: сплошная головная боль и дуриловка. Вынужденный поход, предназначенный исключительно для принятия мер правоохранительными и прочими силовыми структурами. Но раз уж начали распутывать этот клубок…

В чудо-папочке, которую передал нам для изучения таксист Псеунок, имеются еще два интересненьких документика: «Гражданско-правовой договор» № 534 от 27 мая 2015 года и просто «Договор № 534 аренды транспортного средства с экипажем», опять же от 27 мая 2015 года по 21 июля 2016 года.

По договору № 1 (заказчик в лице директора службы доставки «Алмаз» Абраменко Весты Викторовны, исполнитель — уже известный нам Ш. М. Псеунок) исполнитесь «обязуется оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа». Цена оказываемых услуг — 5 тысяч рублей. При этом заказчик, то бишь «Алмаз», «с целью обеспечения безопасности перевозок предоставляет исполнителю услуги по выпуску на линию, обеспечивает путевой документацией» и т. д.

В реквизитах указан заказчик, но уже не «Алмаз», а ООО «КАДЕ-ЛЮКС», адрес, правда, тот же — Тахтамукайский район, пос. Яблоновский, ул. Индустриальная, 14. И подпись — Абраменко В.В.

Едем по указанному адресу. На неухоженной территории — несколько вывесок типа «Сплит-системы», «Перетяжка мягкой мебели» и — ни живой души. Нет, одну душу мы все-таки обнаружили на втором этаже довольно неказистого офиса. Руководитель ИП «Хачак» Мурат Казбекович Хачак объяснил: да вроде бы были в прошлом году, а потом ушли, куда — неизвестно…

Вот вам и весь «Договор» — с целью обеспечения безопасности! И услуги по выпуску на линию, и путевые документы… Сплошная липа!

А наутро в редакционном кабинете появился Андрей Васильевич Абрамов:

— Я представляю «Профессиональное сообщество такси Кубани», куда входят четыре объединения. В том числе наше НП СРО «МОАТП» — ООО «КАДЕ-ЛЮКС» и ООО «Марсель», таксомоторные предприятия-перевозчики. Да, «КАДЕ-ЛЮКС» зарегистрирован на Индустриальной, 14, но мы… переехали!

— Куда, если не секрет, Андрей Васильевич?

— В Энем, на Промзону-2.

Поскольку ни одного документа (впрочем как и Армен Арменович от «Везет») Андрей Васильевич не предоставил: «Они в Энеме, на Промзоне-2», мы вынуждены были попросить его ознакомить нас с документацией, да и вообще со всем их таксомоторным предприятием-перевозчиком, так сказать, на месте, чего последний явно не ожидал.

Договорились: через час встречаемся в Энеме.

Промзону-2 мы с редакционным водителем, фотокором и Сергеем Гвоздыком искали коллективно, включая заместителя главы администрации МО Энемское городское поселение Аслана Сихаджока.

— Нет у нас такой улицы, Промзона-2, да вы сами посмотрите, — Аслан Даутович подводит нас к карте поселения. — Убедились? Промзона как таковая имеется, это в районе улицы Северной. Юридический адрес должен быть четко привязан к фактическому адресу! Это у нас бич — фирмы-однодневки, и особенно таксисты…

Опять и снова — липа?!

Созваниваемся с А. В. Абрамовым. Он подъезжает к нам и… мы отправляемся в очередное путешествие… В конце концов оказались на очередном подворье. Поднимаемся на второй этаж непонятного здания без каких-либо опознавательных знаков. Останавливаемся перед закрытой черной дверью:

— Это наш новый офис.

— Может, все-таки зайдем, Андрей Васильевич?

— А у меня ключа нет!..

— ?!

Как говорится — без комментариев.

Куда миллионные налоги уплывают?

Да вот, похоже, сюда и уплывают — еще один адрес для правоохранительных органов. Но опять же — по порядку. Пришло время проанализировать второй договор под № 534 из той самой папочки водителя Ш. М. Псеунока — «Аренда транспортного средства с экипажем».

Итак, арендодатель, опять же ООО «КАДЕ-ЛЮКС» (в лице той самой Абраменко В.В., юрадрес — та же злополучная Индустриальная, 14 в поселке Яблоновском), не только передает арендатору (ООО «Марсель» в лице директора Крашкина М.И., юрадрес — Краснодар, Рашпилевская, 72) во временное владение и пользование транспортное средство х740ра01, но также «оказывает арендатору своими силами услуги по управлению автомобилем и его технической эксплуатации».

Вы, наверное, уже догадываетесь, что никакого ООО «Марсель» в Краснодаре на Рашпилевской, 72 мы не обнаружили. Да, забыли еще одну строчку договора — «Порядок расчетов»: арендная плата за пользование транспортным средством экипажа уже 10 тысяч рублей ежемесячно, за нарушение — пени за каждый день просрочки!

Кто кому платит — это уже вопросы к господину А. В. Абрамову. Но карман, похоже, один — обе эти фирмы, как объяснял он нам в редакции, относятся к некоммерческому партнерству (НП) саморегулируемой организации (СРО) «Межрегиональное объединение автотранспортных перевозчиков», где директором Абрамов А. В. Словом, нарисовали себе «саморегулируемую организацию» и — «саморегулируют»!

— А чему вы удивляетесь? — улыбается командир автодружины ОГИБДД УВД по Краснодару Игорь Ушмаров, к которому мы обратились за консультацией. — Когда в 2007-м вступил в силу краевой закон о такси, 30 с лишним фирм-перевозчиков ушли в Адыгею, а там доходы — через счета — по карманам. Руководитель предприятия-перевозчика только тогда имеет право на выпуск машины на линию, если имеются устав, договор, лицензия на медицинское обслуживание, сертификат и лицензия на техническое обслуживание.

А здесь, сами видите, сплошные подпольные схемы. Эти люди заточены на фальшивку, на то, как уйти от налогов в бюджет. А теперь прикиньте: у «Везет» приблизительно 900 машин, у «Сатурна» — 500, у «Алмаза» — 300–400… И с каждым днем их все больше и больше!

Чтобы завершить наш вынужденный эксперимент, снова отправляемся в Адыгею, в межрайонную налоговую инспекцию, где руководителем Зарема Чермит.

— Да, ООО «КАДЕ-ЛЮКС» у нас на учете, — подтверждает Зарема Аслановна. — Но на расчетном счете за 2015-й поступлений не имеется, нулевая декларация.

Позже, уже после всех наших злоключений в Адыгее, мы еще раз заглянули в налоговую, но беседовали уже с заместителем Муратом Гусаруком.

— Некоммерческое партнерство, где руководителем Абрамов, у нас на учете с 11 июля 2011 года, — объясняет Мурат Русланович. — Они тоже на упрощенке, и тоже нет движения на расчетном счете. Еще имеется «Трансавторесурс» — с 13.03.2010, там тоже руководителем Абрамов, юридический адрес — Энем, Промзона-2. Они тоже на упрощенке…

Похоже, Адыгее, как и родной Кубани, с налогоплательщиками от такси пока что катастрофически не везет…

Агрегаторы или аллигаторы?

На сегодня это на самом деле новая и очень серьезная точка напряжения — появление наглых, прожорливых, ни за что не отвечающих посреднических компаний, или сетевых диспетчерских, — так называемых агрегаторов. При этом диспетчеру, простите, до полной фени, кому он отдает заказ — нелегалу, преступнику, психически больному, — лишь бы свой процент поиметь.

В краевом центре, по данным, которые приводит в официальном письме губернатору Вениамину Кондратьеву генеральный директор некоммерческого партнерства автоперевозчиков «Единство» Сергей ГВОЗДЫК, из 28000 тысяч такси разрешение на осуществление пассажирских перевозок легковыми таксомоторами имеют только около 3000 автомобилей — из десяти один! При этом в казну края каждый год недоплачивается 6–7 миллиардов рублей.

«Отрасль такси сегодня пущена на самотек, а руководители фирм в подавляющем большинстве — это жирные коты, которые снимают сливки с перевозок, — читаем дальше в письме С. Г. Гвоздыка. — Совершенно нет института инженеров по организации и безопасности дорожного движения. Нет стоянок такси — все старые оборудованы под платные парковки. Проверяют только легальные такси, а нелегалов с белыми шашечками на крыше вообще не останавливают — нет законных оснований».

К слову, в письме губернатору в качестве показательного примера приводится уже знакомая нам фирма «Везет»:

«…В службе заказа такси „Везет“, если верить присваиваемым водителям позывным, более 10000 машин. Оплата наличными в офисах по Репина, 10 и Парусной, 6 — 30 рублей с заказа, безлимит — 1400 рублей в неделю. Выпуск транспорта на линию не осуществляется. Служба заказа такси „Везет“ — это фирма „Лидер-К“, зарегистрированная в Петербурге, в Краснодарском регионе у нее нет филиала, то есть она существует нелегально».

Что касается самих водителей, то они не оформлены на предприятиях как работники. Многие работают без водительских медицинских справок либо с ограничениями — без права работы по найму. Даже после инсультов возят людей, хотя им запрещено управление транспортом, не исключаются наркотики… Уже не говоря о том, как они одеты — шлепанцы, шорты, майки — о какой культуре услуги может идти речь? Водители грубят, курят в салоне автомобиля — никто их не контролирует. Приехали, купили пачку путевых листов и уехали «бомбить» город…

Есть у «Единства» и конкретные предложения для улучшения работы легковых такси. Вот только некоторые: предусмотреть наказание, персональную ответственность руководителей за недобросовестное оказание услуг такси; возложить функцию по контролю за работой легковых таксомоторов на одно подразделение — МВД — ГИБДД, предоставив ему все права по контролю; ввести общественный контроль; организовать школы по подготовке водителей и диспетчеров такси; ввести на каждом предприятии институт инженеров по безопасности дорожного движения; навести порядок в аэропортах, на вокзалах; ужесточить штрафы за нелегальный извоз; нужно возвращать и муниципальное такси — ведь в Советском Союзе такси даже дотировало другие неприбыльные перевозки…

Полностью согласны с «Единством» — нужно стимулировать развитие бизнеса в этой сфере, чтобы в городе появлялись настоящие (не мифические, теневые, криминогенные!) таксомоторные предприятия с собственным парком машин. Только такие перевозчики способны раз в три года обновлять автопарк, каждые полгода делать ТО, содержать штат механиков, инженеров БДД и квалифицированных диспетчеров!

И еще. Такому крупному краевому центру, как Краснодар, просто необходима единая диспетчерская служба — только так можно избавиться от диспетчерских-аллигаторов. Впрочем, опыт такой имеется. Например, в криминальных сводках не увидишь сообщений, в которых бы фигурировали минские такси. Власти и перевозчики сумели общими силами навести порядок — принимает и фиксирует заказы на поездки всей белорусской столицы общая диспетчерская служба. Стоимость проезда указывают сразу же, подают машину уже через пять минут. Последние нововведения — после поездки выдают чеки, расплачиваться можно карточкой. Некоторые перевозчики (по аналогии с торговыми сетями) заводят для постоянных клиентов накопительные пластиковые карты, куда зачисляют бонусы и премиальные.

В Белоруссии с таксистами-нелегалами очень жестко обходится прежде всего налоговая инспекция — сотрудники выезжают в рейды, ловят «на живца». Штрафы огромные — до 10 миллионов белорусских рублей (36 тысяч российских). При повторном нарушении могут по суду конфисковать авто. И результат: в последнее время «бомбил» в Минске стало заметно меньше — с ними начали бороться на уровне исполнительной власти!

Напоминаем, что это — совсем не про наш благодатный Краснодарский край. Конечно, сервис «на уровне» стоит денег и времени — на телефонные счета, на людей, которые занимаются разбором жалоб и контролем за водителями… Собственно, из всего этого и складываются нормальные тарифы тех, кто работает «по-белому».

Ну, а «по-черному» зарабатывают свои быстрые деньги без лишних обязательств и какой бы то ни было ответственности. Как у нас в Краснодаре.

Кто их остановит?

В уже упомянутом августовском официальном ответе департамента транспорта Краснодарского края за подписью его руководителя А. В. ВОРОНОВСКОГО (на публикацию «Почему „Везет“ плюет на клиентов») сказано:

«…Диспетчерская служба (служба заказа такси), принимающая заказ на легковое такси, обслуживаемое водителем, не являющимся индивидуальным предпринимателем, выступает в роли фрахтовщика, заключившего договор фрахтования посредством заказа, приобретает все права и обязанности фрахтовщика (судебная практика прилагается).

Однако диспетчерские службы уклоняются от выполнения обязанностей фрахтовщика, указывая на то, что они предоставляют исключительно информационные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (часть 2 статьи 1065 ГК РФ).

Как отмечено в постановлении пленума Верховного суда РФ от 18.10.2012 № 21 „О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования“, основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий (пункт 38).

Из указанного следует, что прокурор вправе в порядке гражданского судопроизводства обратиться в суд с названным исковым заявлением.

В связи с чем департаментом транспорта Краснодарского края направлено обращение прокурору города Краснодара о принятии мер прокурорского реагирования по вышеуказанной публикации в газете „Вольная Кубань“, рекомендовано организовать прокурорскую проверку деятельности службы заказа такси „Везет“, а также принять меры прокурорского реагирования к гражданам и юридическим лицам, незаконно осуществляющим предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. В том числе рассмотреть возможность обращения в суд с исковыми заявлениями о запрете (приостановлении) деятельности вышеуказанных лиц.

Департаментом транспорта Краснодарского края направлено обращение в управление Федеральной антимонопольной службы России по Краснодарскому краю о проведении в пределах компетенции, предусмотренной Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ „О защите конкуренции“, проверки деятельности диспетчерских служб, осуществляющих свою деятельность на территории Краснодарского края.

О результатах проведенных мероприятий и принятых мерах газета „Вольная Кубань“ будет проинформирована дополнительно».

Что ж, давно пора провести серьезную комплексную проверку наших беспризорных такси и их до алчности прожорливого руководства! К сожалению, до сегодняшнего дня дополнительной информации от департамента транспорта о результатах проведенных мероприятий и принятых мерах редакция не получила. А ведь уже полгода прошло!

Власть употребите!!!

На одном из октябрьских (прошлого года) совещаний, ставя задачи перед новой командой, губернатор Вениамин Кондратьев отметил: «Мне принципиально важно, чтобы в новой структуре не было лазеек для коррупционной составляющей. Коррупция — основной тормоз, который будет мешать движению края вперед».

Уже в декабре 2015-го на большом краевом совещании губернатор еще раз подчеркнул: «Коррупция сегодня — это реальная угроза всему. Коррупция — червяк всеядный. Ему все равно, где зарабатывать: на детском питании в школах, на строительстве дорог или иных проектах краевого уровня…».

Коррупция в транспортной составляющей, похоже, уже зашкаливает — наш маленький червячок на глазах превратился, как видим, в злобного и злостного аллигатора.

Еще раз — убедительно просим управление Федеральной антимонопольной службы России по Краснодарскому краю, а также управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю организовать проверки уже не только службы заказа такси «Везет», но и прочих левых фирмочек от такси, упомянутых в сегодняшней публикации.

Просим также подключиться к решению обозначенной проблемы администрацию края, депутатов ЗСК, а также ГУВД края и другие силовые структуры. Уж слишком много таксожулья самого разного ранга расплодилось на просторах родной матушки Кубани, особенно в ее столице. Свой левый бизнес они строят на пробелах в законодательстве при полном отсутствии какого-либо контроля.

А между тем лохотрон набирает обороты…

Ольга ЦВЕТКОВА.

Краснодар — Республика Адыгея — Краснодар.

Фото: news.1777.ru