Кубань аграрная. Животноводство - о мраморном мясе приходится только мечтать
Самая большая доля в общих объемах легла на бройлеров — 287,1 тысячи тонн, или 62 процента. И, заканчивая подсчеты, назовем еще несколько цифр. На душу населения края (в том числе и младенцев) приходится 62,4 килограмма мяса (в том числе 21,8 — говядины).Мало? Очень мало. А если учесть, что к говядине мы относим и выбракованных старых коров, то вообще получится мизер. В чем же причина того, что холдинги, сельхозпредприятия, фермерские и личные подсобные хозяйства неохотно занимаются откормом бычков и, что очень важно, разведением скота мясных пород? Попытаемся разобраться, опираясь на опыт лучших коллективов, мнение
Колорадо? Нам не надо!
Вначале немного истории. В
После реализации бычков на мясокомбинат каждому хозяйству, сдавшему их на откорм, засчитывались привесы. План удавалось выполнять почти всем. Существовала тогда хорошая льгота: за сдачу бычков до двухлетнего возраста весом более 400 килограммов полагалась хорошая денежная надбавка — до 50 процентов.
Стране нужно было много мяса. Поэтому даже при сахарных заводах создавались откормплощадки и в рационе скота преобладал в основном свекловичный жом, считавшийся тогда отходами производства и стоивший копейки.
С изменением экономических условий, форм собственности значение межхозяйственных комплексов снизилось, отдельные из них вообще закрылись. И если в 1990 году край производил 228 тысяч тонн говядины, то в провальном
В самом начале XXI века проявились некоторые подвижки. Год
В итоге за восемь последующих лет (2006–2013) кубанские хозяйства завезли
География поставок была широчайшая. В Динском районе и Горячем Ключе появились шароле. Отрадненский и Мостовский отдали предпочтение герефордам и абердин-ангусам. Успенцы, белореченцы, темрючане полюбили неприхотливую калмыцкую породу скота.
Ставились грандиозные задачи: досыта накормить кубанцев мраморным мясом, взяв на вооружение опыт штата Колорадо, где побывала представительная делегация наших животноводов и чиновников крайсельхоздепартамента с целью изучения опыта американских фермеров. Но грандиозного прорыва не произошло, чему есть несколько объективных и субъективных причин.
Без господдержки не обойтись
Поскольку деньги давало правительство через Минсельхоз, то и план он сверстывал. Согласно указанию из центра Краснодарский край к 2012 году должен был довести численность мясного скота до 42 тысяч голов — в 3,6 раза больше, чем его насчитывалось в
А затем, в связи с тем что наш край не выполнил индикаторов программы, провалил задание, Кубань была исключена из государственной программы развития мясного скотоводства. Софинансирование из федерального бюджета приостановили. Спустя некоторое время и краевой денежный источник практически иссяк, ибо считать весомой помощью субсидию в 1,7 миллиона рублей просто некорректно.
Без помощи желающих заниматься производством говядины оказалось мало. А те, у кого остался мясной скот, несут огромные убытки. Один из крупных кубанских холдингов, к примеру, недосчитался на говядине 700 миллионов рублей в год. В целом по краю ее рентабельность в прошлом году составила минус 34 процента.
Раньше мы бы в пример поставили щербиновский СПК (колхоз) «Знамя Ленина», где председателем
Имея свыше 11 тысяч голов крупного рогатого скота, сельскохозяйственный кооператив в этом году произведет около двух тысяч тонн говядины. Но в будущем, заметил в разговоре руководитель, придется поголовье КРС сокращать, отдав предпочтение дойному стаду, насчитывающему 3400 коров.
И
Некоторые хозяйственники, правда, нашли выход из положения. Родился бычок — его 20 дней отпаивают молоком, а потом продают владельцам ЛПХ. Но это если таких телят 200–100… А в «Знамени Ленина» рождается 1700 бычков в год! Кто осмелится их купить? И потом, с каждым годом корма дорожают, и скоро на частных подворьях бычков не останется. Перейдут люди на содержание кур, уток, индеек.
В то же время ясно и другое: край ни в коем случае не должен сокращать поголовье скота, снижать производство говядины. Мы и так ее недобираем до медицинской нормы. Значит, надо искать компромиссные варианты, находить выход из положения.
Сторонники отгонного скотоводства, к которым до недавних пор относился и автор статьи, утверждают, что в предгорной зоне края на пастбищах можно получать дармовое мясо. И приводят такую цифру: сенокосы и пастбища занимают 394,3 тысячи гектаров, и на них можно содержать более 80 тысяч голов крупного рогатого скота.
Теоретически это так. А на практике добрая их часть заросла кустарником, на раскорчевку которого понадобятся десятки миллионов рублей. Денег в краевом бюджете нет. Далее.
Если
Возрождать откормплощадки на сахарных заводах? Нереально. Они сейчас свекловичный жом сушат и гонят вагонами за границу за евро и доллары. Никакой
Так что мечта о том, что кубанские сельхозпроизводители завалят нас мраморным мясом
Пусть вопрос останется риторическим. А напоследок хорошая новость из Успенского района. Давлет Псевнуков держит 180 голов мясного скота помесной
Федор БЕЗРУК.
Фото: www.interbev-lr.org