Куда расширяется медиапространство?


Медиапространство будущего: каким ему быть? Что придет на смену традиционным СМИ? Кто будет править в этом мире — профессиональные журналисты или популярные блогеры? Дискуссия на эту тему развернулась на прошедшей неделе в Краснодаре. В столь серьезном разговоре экспертом стал депутат Государственной Думы РФ, член Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Роберт ШЛЕГЕЛЬ.

Медиапространство будущего: каким ему быть? Что придет на смену традиционным СМИ? Кто будет править в этом мире — профессиональные журналисты или популярные блогеры?
Дискуссия на эту тему развернулась на прошедшей неделе в Краснодаре. В столь серьезном разговоре экспертом стал депутат Государственной Думы РФ, член Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Роберт ШЛЕГЕЛЬ. Традиционно в краснодарском кафе «Министерство» собрались представители законодательной и исполнительной властей края, региональных отделений политических партий и общественных объединений, ученые, педагоги, молодежь. Организовали мероприятие управление по взаимодействию с общественными объединениями и религиозными организациями департамента внутренней политики администрации Краснодарского края и региональное отделение «Молодой гвардии «Единой России». Разговор вышел интересный, насыщенный и полезный. Роберт Шлегель рассказал о развитии рунета, о собственном «необъективном, предвзятом, местами глупом и ни на что не претендующем» проекте «Политический хит-парад», пользующемся большой популярностью в сети, о работе комиссии по внесению дополнений и изменений в закон о СМИ и о том, какие новшества предвидятся в законодательстве, учитывая новый закон о защите детей от вредной информации… Сегодня мы находимся в эпицентре медиареволюции. В нашей стране зарегистрировано более восьмидесяти тысяч СМИ, большая часть из них так или иначе приходит в сеть. Все больше распространяется доступ к широкополосному (высокоскоростному) интернету. И если в начале 2000-х имело место мнение, что интернет — совершенно закрытая, непонятная и неконтролируемая зона, то теперь мы видим, что это не так. Мы работаем в среде IP V4, и пока предметы быта не завязаны в эту сеть и не могут «общаться» между собой. Но не за горами время, когда появится протокол IP V6. Что это такое? Представьте себе, что автомобиль, плита, холодильник, микроволновая печь, другая бытовая техника смогут появиться в общей сети. Представили? Нет-нет, вряд ли наступит очередной конец света и техника будет управлять людьми, а не наоборот…
Но логично предположить, что в разы возрастет уровень преступлений (при таком-то проникновении интернета в инфраструктуру). Поэтому уже сейчас необходимо приучать наших правоохранителей к контролю преступлений и в сети.
— В нормальной жизни, в offline, мы ходим с паспортом, ведем себя по определенным правилам… — заметил Шлегель. — В online же существует множество способов позволить себе больше. Я уверен, что ответственность авторов перед аудиторией должна быть выше, чем сейчас. Но контролировать блогосферу не нужно, да и невозможно. Необходимо просто иметь точки доступа.
К примеру, пока неизвестно, кто несет ответственность за размещение информации экстремистской направленности.
— Сколько раз я ни обращался к руководству YouTube с просьбой убрать ролики с обращениями Доку Умарова, понимания так и не нашел, — делится депутат.
Еще один пример — трагедия в Крымске. Участники дискуссии вспомнили, сколько слухов витало вокруг нее, а возникали они по большей части именно в интернете… От глупости спасенья нет…
Подняли вопрос и о будущем общественного телевидения и маркировке передач для детей. Сейчас, когда у нас в стране только федеральных каналов шестнадцать (не считая региональных), борьба среди них идет за распространение и время, которое готов потратить пользователь на интересующий его контент (от англ. content — содержание, информационное наполнение). Поэтому судьба этого проекта довольно неопределенна, если не сказать туманна…

Сегодня все мы — свидетели наступления эпохи цифрового телевидения. Первый мультиплекс будет развиваться уже в 2016 году. В него войдут порядка тридцати каналов. Дальше — больше… Аналоговое вещание и вовсе будет отменено. Да и в цифровом телевидении, считает Роберт, нужды нет — есть интернет.
Все чаще мы слышим о так называемом Smart TV («умном телевидении»). Это не просто телевизор: здесь есть и обратная связь, и возможность интеграции соцсетей, скайпа, браузера… С помощью этой технологии мы можем смотреть то, что хотим — исчезает зависимость от времени и программы передач. А если и дальше технологии будут развиваться такими темпами, то в будущем нас ждут тысячи, сотни тысяч всевозможных контентов. И контролировать процесс становится все труднее. Чем дальше интернет проникает в нашу жизнь, тем опаснее это становится для человека.
Изменения в инфопотоке, в его безопасности мы видим уже сейчас. Появились ограничения: маркировка программ, позволяющая родителю формировать то, что смотрит ребенок. А в закон о СМИ внесены поправки, касающиеся сетевых СМИ (интернет-изданий). Они теперь обязаны нести ответственность за информацию, которую выдают, как и любые другие. Но, к сожалению, острой и нерешенной остается проблема ответственности за комментарии пользователей…
А по мере того как у зрителя появляется возможность получать все больше информации из сети, происходит и перераспределение приоритетов СМИ. Так, сегодня аудитория «Яндекса» превышает суточную аудиторию Первого канала. Ведь борьба идет не за время, а за объем информации, необходимой человеку. Поэтому ведущие телеканалы (тот же Первый) уже формируют множество отдельных, узконаправленных каналов, предвидя будущее.
В современном мире каждый может быть источником недорогого контента, но именно от его содержания зависит, будет ли он востребован. И зачастую мы видим, что все больше блогеров порой становятся даже популярнее некоторых СМИ. Однако блогеры не несут никакой ответственности за написанное.
Так неужели скоро неподконтрольные блогеры полностью заменят журналистов?
— У профессиональной журналистики я вижу самое лучшее будущее, — уверен Роберт. — Просто сейчас такой период, когда блогеры выигрывают у журналистов. Но чем больше будет развиваться медиапространство, тем больше человек будет нуждаться в качественной информации. А дать ее может только профессионал.
Говорили и о Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», о конце света и мошенниках. Но интернет ведь сам по себе не станет источником гражданской войны или революции… Корни online-преступности всегда лежат в offline.
Так куда же расширяется медиапространство и чего нам ждать? Доверие к интернету падает (на примере интернет-торговли), поэтому для улучшения безопасности в сети необходимо сообщать о нарушениях в правоохранительные органы и структуры, регулирующие этот процесс. К слову, во время дискуссии прозвучало предложение, что нужно дать возможность подачи заявлений в правоохранительные органы через интернет.
Интернет — среда, которая поглотит все: по прогнозам специалистов, уже к 2020 году он войдет в жизнь каждого человека. И нужно думать, как сделать эту среду безопасной. Поэтому в ближайшее время неизбежно принятие законодательства, регулирующего эту сферу. И уже к весне 2013 года нас ждет представление большого законопроекта по сети.

Инна Волкова.