Куда же смотрят чиновники и прокуроры?


На Кубани не должно быть самостроев.
На Кубани не должно быть самостроев.

А.Н. ТКАЧЕВ.

НА КОНТРОЛЕ «ВК». Три года назад «Вольная Кубань» выступила против незаконного строительства кафе в Краснодаре в природоохранной зоне Карасунского озера на улице Дмитриевская Дамба, 8. С тех пор папка, куда складывались многочисленные ответы из различных инстанций, выросла до приличных размеров.

Параллельно росло и… здание кафе. Начиналось строительство с нескольких свай, вбитых в дно озера. Сейчас здесь уже высится четырехэтажная бетонная коробка с террасой.

К истории вопроса

Для тех, кто не читал предыдущие публикации (а их было четыре), напомним, с чего началась эта неприглядная история. В редакцию пришло письмо от жителей, чьи дома находятся неподалеку от стройплощадки, они выражали обеспокоенность нарушениями природоохранного законодательства.

Скажем сразу: озеро Карасун — памятник природы регионального значения. Это раз! Находится оно в федеральной собственности, следовательно, местные власти не вправе что-либо строить без разрешения государственных органов. Это два! Администрацией Краснодара было выдано разрешение на строительство кафе без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Это три! Несмотря на целый букет нарушений федерального законодательства, строительство кафе медленно, но упорно продолжается.

После публикации первой статьи «Карасуны — не черные озера! или Не слишком ли велика цена комфорта?» работа на стройке замерла. Не сама по себе, конечно. После обращения в краевую прокуратуру сотрудники надзорного ведомства наложили вето, и ООО «Вазир ЛТД» — арендатор земельного участка — временно отступило.

Прошло не так уж много времени — и в редакцию пришло письмо В.М. Белогрудова. В нем, в частности, говорилось: «Год назад благодаря статье, опубликованной в вашей газете, стройка была прекращена. Однако в последнее время работы начались вновь». Как выяснилось, в прошлом году ООО «Вазир ЛТД» заключило договор аренды с Далояном В.Д. Субарендатор развил на строительной площадке бурную деятельность.

Редакция вновь обратилась в краевую прокуратуру. В конце минувшего года главе администрации В.Л. Евланову было вынесено представление об устранении нарушений закона. Мэр кубанской столицы, вняв предупреждениям надзорного ведомства, аннулировал разрешение на строительство кафе. Было издано соответствующее постановление, и, казалось бы, мэрия поставила точку в этом деле. Но…
…Если нельзя, но очень хочется, то можно?

Одна из главных причин, почему в Краснодаре (и не только в нем) расцвели самострои, — позиция судов, куда обращаются нарушители градостроительного и иных кодексов. Так же случилось и со злополучным кафе на Карасунах. Г-н Далоян пошел тем же путем, обратившись в Ленинский суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации Краснодара об отмене постановления мэрии о строительстве увеселительного заведения. Как ни парадоксально, но суд, невзирая на массу нарушений федерального законодательства, встал на сторону бизнесмена.

В решении Ленинского районного суда сказано, что нормативный акт администрации подлежит отмене в двух случаях: либо он не соответствует закону, либо нарушает права и интересы лица, обратившегося в суд. Хитро! Разрешение администрации, выданное на строительство кафе, вроде бы законно. Хотя это как еще посмотреть! Конечно, можно трактовать закон в широком смысле, старательно обходя его природоохранную составляющую. Почему суд не обратил внимания на явные нарушения именно в этой части? Вероятно, потому, что в свое время бывший руководитель краевого департамента по вопросам ГО и ЧС и водных отношений В.А. Соленов подписал разрешение на строительство кафе, хотя делать это он был не вправе.

Задавшись вопросом, на чем основывался департамент, выдавая положительное заключение на строительство кафе в природоохранной зоне, редакция в конце концов получила возможность ознакомиться с позицией этой краевой структуры власти.

Первый заместитель руководителя департамента Н.В. Захарчук утверждает следующее: «Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае его реализации с отступлением от документации. В ходе проверки установлено, что реализация объекта не соответствует проектным решениям, и как следствие — положительное заключение потеряло юридическую силу». Логично было бы предположить, что г-н Далоян, нарушивший проектные решения, должен был закрыть стройплощадку на замок. Не тут-то было! Работа на стройке продолжала кипеть. А все потому, что Прикубанский районный суд в феврале этого года отказал в удовлетворении иска министерства природных ресурсов. Суть иска — запретить какие-либо работы без получения нового положительного заключения государственной экологической экспертизы. Абсурд, но факт! Почему-то суды с завидной регулярностью отстаивают интересы не краевых властей, что само по себе случается не часто, а бизнесменов. Иски краевых и муниципальных органов власти раз за разом отклоняются. В эту схему, в принципе, логично вписываются анонимные угрозы автору этих строк: дескать, не лезь в это дело — хуже будет.

Что же дальше?


С каждым разом нарушений на стройплощадке выявляется все больше и больше. Как следует из письма прокурора Центрального округа Краснодара, государственная экспертиза проектной документации строящегося объекта не проводилась. Управлением муниципального контроля Краснодара выявлено превышение объема и этажности будущего кафе. Куда уж дальше? Строящееся кафе так и просится под нож бульдозера. В конце концов, это же не жилой дом, при сносе которого пострадают десятки семей, легкомысленно доверивших сбережения проходимцам.

Как будут развиваться события дальше? Прокуратура Центрального округа Краснодара направила материалы очередной проверки в управление Государственного строительного надзора края, параллельно сообщив редакции: поскольку строительные работы на объекте не производятся, то и меры прокурорского реагирования применить вроде не к кому.

Пока будет длиться очередной раунд переписок прокуратуры с департаментами и министерствами, а суды рассматривать иски, глядишь, на кафе появится плакат: «Мы открылись!».

Сергей Капрелов.