Курортный сезон 2013 года: Оптимизм… на песке.
В последних числах апреля краевой министр курортов и туризма Евгений Куделя провел пресс-конференцию, посвященную планам на предстоящий летний сезон. Он напомнил, что в прошлом году на курортах Кубани отдохнули 11 миллионов человек, и заявил, что в этом году ожидается 5-процентное увеличение этого числа. Трудно сказать, на чем был основан такой оптимизм, но буквально через несколько дней последовало его зримое опровержение.
Почему пустуют здравницы?
В первомайские выходные дни здравницы Анапы, Геленджика и Сочи за редким исключением остались пустовать, зато из всех крупных российских городов самолеты с туристами полетели на курорты Египта и Турции. Да что там другие российские регионы, сами жители Краснодарского края отнюдь не собирались проводить майские каникулы на родных курортах. Огромные автомобильные очереди выросли в порту Кавказ, через который люди ехали отдыхать в Крым, а также на контрольно-пропускном пункте Веселое, здесь народ дружно устремился в Абхазию.
Тогда же в интернете появился ехидный отклик на оптимистичное заявление министра Е.Кудели: «Мы начнем отдыхать на Кубани тогда, когда вы обеспечите цены, как в турецкой Анталии. Пребывание в пятизвездочном отеле с перелетом, при системе «Все включено», стоимость дня отдыха 2200 рублей», — написал обычный российский турист. (На Кубани день отдыха в пятизвездочном отеле обходится как минимум в 6000 рублей.)
Звонкая получилась оплеуха, ничего не скажешь…
…да дорог перевоз!
Проблемы курортного комплекса Краснодарского края сложны и многообразны. Однако есть две главные причины, из-за которых российские туристы все чаще отдают предпочтение нашим конкурентам — Абхазии, Египту, Крыму и Турции. Во-первых, перелет рейсовыми самолетами на кубанские курорты обходится дороже, чем полеты на чартерных рейсах в иностранные аэропорты. Во-вторых, стоимость обслуживания в здравницах Кубани при одинаковом сервисе оказывается гораздо выше, чем на заграничных курортах. По всей вероятности, над решением этих проблем и надо неустанно, днем и ночью, работать сотрудникам министерства курортов и туризма Краснодарского края.
Но этого, скажем прямо, не наблюдается…
Почему российские авиационные компании всегда готовы выполнять чартерные рейсы за границу, но никогда не соглашаются на такие же чартеры в аэропорты Анапы, Геленджика, Краснодара и Сочи? Потому что на наших аэродромах цены за обслуживание самолетов гораздо выше, и никаких исключений для чартеров никто не делает. А Египет и Турция? Они делают всегда! В начале каждого летнего сезона представители туристских министерств из этих стран приезжают в штаб-квартиры российских авиакомпаний, заводят разговоры о скидках, договариваются о льготах, ищут выгодные варианты организации чартерных рейсов. Мы таких попыток не делаем! Попытались один раз, но увы…
В начале 2012 года администрация Сочи в рамках программы «Открытый Юг» заключила соглашение с «Аэрофлотом»: мы обеспечиваем загрузку самолетов курортниками — вы снижаете тарифы на билеты на 20 процентов. Результаты были неплохими, хотя сразу добиться массовых перевозок по льготным тарифам не удалось. Вместо того чтобы кропотливо продолжать работать на этом направлении, его… забросили! Не нашлось упорных менеджеров ни в администрации Сочи, ни в министерстве курортов и туризма Кубани. Поскольку возиться с льготными авиаперевозками никто не стал, российские туристы вновь полетели за границу. А на кубанских направлениях число пассажиров сокращается… И вот свежий пример: авиационная компания «Донавиа» решила отложить с 20 мая на 6 июля выполнение рейсов по маршрутам Екатеринбург — Краснодар и Новосибирск — Сочи. Очень показательный и прискорбный факт!
А цены кубанские — кусаются
С самолетами понятно.
Ну а стоимость отдыха на Кубани почему выше, чем за границей? Главное объяснение кроется в структуре налогообложения курортных комплексов. В странах-конкурентах отелям и пансионатам всегда дают огромные налоговые льготы в общенациональных масштабах. В Египте, Крыму и Турции любую гостиницу во время проведения реконструкции вообще от налогов освобождают. Дескать, ремонтируйтесь, хорошейте, снижайте цены на услуги, делайте все что возможно, да только привозите регулярно в страну гостей из России. Они все налоговые послабления сразу с лихвой окупят, оставляя деньги в магазинах и ресторанах. Как вы понимаете, добиться такой системы в общероссийских масштабах очень сложно! Но ведь в Краснодарском крае здравницы даже от местных налогов никто и никогда не освобождает. А в этом году налоговых льгот не предоставили даже тем сочинским здравницам, которые Правительство России обязало провести реконструкцию в рамках подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года. Все работы санатории и гостиницы ведут за свой счет, попадая при этом в долговую кабалу. Не занимается министерство курортов и туризма Кубани такими проблемами, не спешит добиваться от краевого парламента налоговых послаблений для здравниц. В итоге, чтобы свести концы с концами, все кубанские санатории, отели и пансионаты, регулярно повышают цены на путевки. Что же тут удивляться, что отдыхать наши соотечественники едут не на Кубань, а в Абхазию, Египет, Крым, Турцию, там гораздо дешевле!
Эффект… на уровне плинтуса
Погодите, но ведь каждый год из краевого бюджета исправно выделяются деньги на развитие санаторно-курортного дела. Очень солидные суммы! В 2011 году — 242,9 миллиона рублей, в 2012-м — 427,0 миллионов рублей. За счет этих-то средств можно было поработать над снижением цен на авиаперевозки, над обеспечением налоговых льгот здравницам. Хотя бы тем, которые тратят деньги на свое развитие, занимаются реконструкцией корпусов, приобретают новую медицинскую технику, принимают на отдых ветеранов или семьи с детьми. Этого, увы, не происходит! Основные направления использования средств, выделяемых курортам, — проведение туристских выставок и ярмарок, выезды кубанских представителей на такие же выставки и ярмарки за рубеж и в различные регионы России, проведение массовых фестивалей, которые должны обеспечивать привлекательный имидж территории, организация рекламных кампаний. Большой от этого получается эффект? Как говорит молодежь, на уровне плинтуса!
Профессионалы туристского бизнеса, даже малоопытные новички, уже отлично поняли, что выставки-ярмарки туристских путевок себя просто изжили. Внешне все выглядит красиво — направляем себя любимых в составе делегации в Прагу, Минск или Уфу (это реальные адреса последних поездок), ведем там переговоры, отлично проводим время, возвращаемся с кипой договоров о намерениях, которые никогда не претворятся в жизнь! При этом хорошо знаем, что система рекламы курортных услуг в интернете и социальных сетях на корню уничтожила необходимость участия в таких туристских выставках-ярмарках, это бесполезная трата средств. Разумеется, если не считать собственных выгод. А они есть! В 2010 году руководители и специалисты министерства курортов и туризма Краснодарского края побывали в 14 заграничных командировках, в 2011 году — в 32 командировках, в первой половине 2012 года — в 25 командировках. До тех пор ездили, пока аудиторы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края не сделали по этому поводу серьезного замечания!
Для привлечения туристов курортные территории всего мира стремятся проводить большие и красивые фестивали. В Каннах — международный кинофестиваль, в Карловых Варах — праздник классической музыки, в Юрмале — фестиваль юмора. Чем при этом прославился Краснодарский край? Печально знаменитыми молодежными шабашами, в Темрюкском районе — KUBANA, в Ейском районе — SIRENA. Они проходили под девизом «Море, секс, рок». Секса было много, отборный мат летел прямо со сцен, на глазах у многочисленной публики заезжие гастролеры стягивали с себя трусы. Красота! А сейчас держитесь за стулья, уважаемые кубанские налогоплательщики — все это проводилось за ваш счет! На фестиваль KUBANA истратили восемь миллионов рублей, на фестиваль SIRENA — 22 миллиона рублей. При этом организаторы еще и билеты умудрялись продавать, пополняя деньгами уже свои собственные карманы. Не удивительно, что обе эти истории стали предметом обсуждения в краевом парламенте, депутаты с негодованием запретили тратить бюджетные деньги на подобное непотребство!
Ау, реклама!
Далее о рекламе. Очень большие деньги прямиком перечисляются в редакцию Первого канала российского телевидения, чтобы во время популярных передач КВН звучал призыв «Приезжайте на курорты Краснодарского края!». Дорогое удовольствие такая реклама! Но смотрят эти клоунские, уже просто вымученные игры КВН в основном молодые люди, которые к числу наших потенциальных клиентов ну никак не относятся. Не в ту передачу деньги отдаем! Не то рекламируем! Во все времена основной контингент курортов Краснодарского края составляли люди среднего возраста, которые стремились совместить морские купания с принятием медицинских процедур. Мало того что у нас подобных лечебных услуг с каждым годом становится все меньше и меньше, так мы и не рекламируем их давным-давно. Целое поколение выросло россиян, не знающих ничего о чудодейственной силе «Мацесты». А вот представители курортного департамента Кавказских Минеральных Вод недавно в редакцию «Вольной Кубани» прислали изданный в 2013 году подробнейший каталог здравниц Железноводска, Ессентуков, Кисловодска, Пятигорска. В каталоге информация о всех 108 санаториях Кавминвод, каждый раздел начинается с сообщения о том, какие болезни в здравнице лечат, от каких недугов избавляют. Конечно, это не так эффектно, как призыв в популярной программе КВН, но наверняка более эффективно — поедут люди лечиться на Кавминводы. А ведь по массовости лечебного туризма, по которой еще совсем недавно мы были «впереди планеты всей», сейчас Краснодарский край уступает уже не только Кавминводам, но и Московской области, совсем ненамного опережая Башкирию…
Кстати говоря, при изобилии отпускаемых на рекламу денег, как выясняется, держать серьезного удара на этом направлении мы не можем! В прошлом году во время страшного летнего наводнения первые сообщения информационных агентств начинались информацией не из Крымска, а из Геленджика. Там тоже пострадало несколько человек, в эфир это попало раньше! И вот эти наспех брошенные в эфир фразы серьезно подпортили Геленджику курортный сезон. От купленных путевок отказалось около 100 тысяч туристов. Целое лето безучастно наблюдали за этой ситуацией специалисты по рекламе и пиару из министерства курортов и туризма Краснодарского края, разводили руками, но… ничего не могли сделать! Налоговые поступления в краевой бюджет от курортного комплекса Геленджика сократились на 17 процентов! Куда это годится?
«Нам дороги эти позабыть нельзя…»
Однако на одном из направлений туристкой сферы курорты Краснодарского края еще сохраняют свое преимущество перед зарубежными зонами отдыха. Поскольку билеты на самолеты и поезда дорожают, многие решают ехать к морю на собственных машинах. Если делать это целой семьей, получается относительно дешево. В итоге к нам едут автомобили с туристами не только из южных регионов, но даже из Поволжья, с Урала и даже из Сибири. После Краснодара у автомобилистов начинаются мучения на перегруженных трассах Краснодар — Джубга — Туапсе и Краснодар — Крымск — Новороссийск.
Интересы туристского бизнеса всей России давно просто кричат: нужны новые автомобильные трассы к морю. Разработаны планы модернизации двух дорог неместного значения: Майкоп — Туапсе через Шаумянский перевал и Абинск — Кабардинка через станицу Шапсугскую. Эти проекты надо активно лоббировать, добиваться выделения средств на их реализацию. Поскольку такие шоссе требуются для развития курортной сферы, заниматься этим как раз и должно министерство курортов и туризма Краснодарского края. И курирующий эту сферу отраслевой вице-губернатор. Не занимаются! Если занимаются, то плохо, поскольку новых ведущих к морю автомагистралей до сих пор не строится!
Для отдыха — продуманную долгосрочную программу!
Почему же управленцы, отвечающие за развитие курортного дела и туризма в Краснодарском крае, не спешат браться за серьезные проблемы, а распыляются по мелочам? Почему не работают кропотливо над удешевлением авиаперевозок туристов, над предоставлением налоговых льгот здравницам, над лоббированием проектов новых автомобильных дорог? Но при этом направляют усилия на организацию никому не нужных туристских выставок-ярмарок, сомнительных фестивалей под лозунгом «Море, секс, рок», на финансово затратные, но малопродуктивные рекламные дела?
Не будем лукавить: интерес проявляется к тем сферам, где давно сложились многочисленные схемы «откатов», «комиссионных отчислений» и «премиальных выплат». Не случайно при первой же проверке деятельности министерства курортов и туризма в период с 2010 по первую половину 2012 года контролеры Контрольно-счетной палаты выявили многочисленный финансовые нарушения и недостатки на общую сумму 58,4 миллиона рублей. К дисциплинарной ответственности было привлечено 12 человек — четыре работника министерства курортов и туризма Краснодарского края, шесть работников государственного учреждения «Атамань», два руководителя предприятия «Кубань-Альянс».
Мало того что ответственные работники не умеют наладить дело, так еще при этом «схимичить» стремятся. И результаты налицо: все больше туристов отказываются от услуг кубанских курортов в пользу конкурентов. Да тут любые оптимистичные прогнозы на курортный сезон будут выглядеть явно необоснованными! Да и развалится наспех возведенный на зчбучем пляжном песке многоэтажный дом для отдыха. Без прочного, на долгие-долгие годы, фундамента!
Аналитический центр
независимой народной газеты «Вольная Кубань».