Кущевский фермер Василий Крошка: «Это я удачно приземлился!».
Приятно общаться с людьми, которые заняты нужным и полезным делом. А еще приятнее, когда ты сам присутствовал и наблюдал моменты становления и развития этого человека и его сельскохозяйственного детища — семейной фермы. Невольно радуешься тому, что у него все получается в такой трудоемкой отрасли, о которой судачат скептики: «Хочешь обанкротиться — займись молочным животноводством».
Однако на провал обычно обречены слабые, неопытные, не рассчитавшие своих сил. Но только не Василий Алексеевич Крошка, который фермерствует с 1996 года. Сначала занимался растениеводством, а потом сделал ставку на животноводство и… выиграл! Не последнюю роль в этом деле сыграл отдел сельского хозяйства при Кущевской районной администрации, который осуществляет консультативную и методическую помощь ЛПХ, КФХ и ИП в становлении, организации и развитии их деятельности, и… наш губернатор.
Он как-то посетовал на то, что запущенный в 2011 году уникальный проект «Семейные фермы» мало еще привлек желающих. То ли так совпало, то ли еще что, но на призыв главы региона отреагировал кущевский фермер Василий Крошка.
Составил бизнес-план, собрал всю необходимую документацию, требующуюся для участника проекта, и стал ждать. И дождался.
В конце 2012 года в качестве поддержки на развитие семейной фермы в рамках федеральной программы получил грант в размере 14 миллионов рублей.
Ох как нужен был этот грант Василию Алексеевичу, когда приобрел заброшенную МТФ, которая требовала реконструкции! И конечно, необходимо было покупать новое технологическое оборудование и сельскохозяйственных животных.
Василий Крошка всегда думает на перспективу. Самые серьезные вопросы развития, составления бизнес-плана решает на семейном совете вместе со своими помощниками — дочерью и зятем. Подумали, посчитали. Решили, что дело выгодное, надо действовать.
Полтора года назад фермер приобрел две сотни племенных телочек калмыцкой породы, неприхотливых в питании, которые впоследствии должны произвести на свет бычков с так называемым мраморным мясом. И параллельно решил, что будет еще содержать высокоудойное стадо коров голштино-фризской породы. А полученное молоко охлаждать прямо на ферме и отправлять на молкомбинаты. Кстати, за приобретенные 34 нетели Василий Алексеевич получил один миллион триста двадцать тысяч рублей в качестве субсидии — согласно программе по закупке племенного поголовья.
Крыша старая...
От Василия Алексеевича так и веет мощной энергетикой. Даже о трудных временах бизнеса, когда приходилось брать кредиты в различных банках, он вспоминает с улыбкой: «Какой же фермер без кредитов?». Да и как не улыбаться? Сегодня территория МТФ огорожена высоким добротным забором — не то что было десять месяцев назад, во время нашей первой встречи, когда «Вольная Кубань» написала о задумке животновода. Перед входом, как положено по ветнормам, барьер с соломой, пропитанной специальным дезраствором, чтобы гости или рабочие не занесли какого-нибудь вируса элитным животным.
Василий Алексеевич занят делами на ферме почти круглые сутки. Поэтому встретил нас за рулем трактора. Он еще успевает проконтролировать поля, а их 600 гектаров, где идет сев сельхозкультур, которые пополнят кормовую базу семейной фермы. Это и ячмень, и пшеница, и горох, и семечки.
Ловко выскочил из кабины и сразу начал рассказывать и показывать. А посмотреть и послушать было что.
В подсобных помещениях рабочие укладывали кафель, уже были заменены окна, вентиляция, освещение в старом здании фермы.
— Пока «офиса» с мебелью и оргтехникой нет, но будет. Будут и душевые, и уютная бытовка для обслуживающего персонала, — делится планами собеседник. — Почти все нужно менять. И крыша старая, — уверенно, со знанием дела заключил Василий Алексеевич. Надо найти деньги на установку молокопровода солидной фирмой «ДеЛаваль», специалисты которой уже побывали на ферме.
Рацион очень питательный
Когда человек приобретает животных, то он в первую очередь берет на себя заботу об их кормлении. Старая крестьянская поговорка «У коровы молоко на языке» не потеряла своей мудрости. Зайдя в корпус, мы увидели сотню крупных красавиц голштинов, которые мирно пережевывали корм. Молочные коровы особенно привередливы в его выборе.
Василий Алексеевич сообщил, что рацион очень питательный. Ведь количество и качество молока зависят прежде всего от этого.
Фермер назвал цифры надоев: в сутки от каждой из представительниц этой породы получает по 30—35 литров молока.
Голштины занимали половину корпуса. Остальное место было оставлено для очередной сотни высокоудойных коров, которых он будет приобретать постепенно. Василий Алексеевич планирует осенью этого года купить еще голов двадцать нетелей. У него есть договоренность на их покупку у хозяйства «Большевик» Староминского района. А еще территория фермы позволяет определить коров на беспривязное содержание. Эту задумку Василий Крошка тоже собирается воплотить в жизнь. Уж очень много денег забирают транспортеры.
Отелы начались успешно
Василий Алексеевич с большим удовольствием рассказывал о начавшемся отеле. Двенадцать черно-белых теляток от матерей голштино-фризской породы заняли свои места в специальных домиках с металлическим ограждением и подстилкой из соломы. Те, которые родились раньше, бодрствовали, доверчиво вытягивали свои головки для поглаживания.
Фермер сообщил, что большинство из новорожденных были телочки, и… постучал по дереву. Почему? По его словам, в крае нелегко найти качественных животных. А эти будут уже свои, доморощенные.
У заграничных, как стало известно на практике фермерам, продолжительность жизни невелика, поскольку много сил уходит на акклиматизацию, а ветеринарное обслуживание дорогостоящее.
Кстати, как поведал Василий Алексеевич, за время организации фермы пришлось кое-какие свои приоритеты в бизнесе поменять. Например, решил он, что большую часть времени потратит на расширение молочного стада: востребованность производства и продажи молока, как оказалось, выше, чем наращивание объемов и привесов в мясном животноводстве.
Почему так получается? А потому, что мясокомбинатам все равно, какое мясо сдает производитель — «мраморную» говядину для гурманов или обычную. Цена за килограмм живого веса одна — 85 рублей.
— Маловато за качественное мясо! Хотя бы рублей по 100 принимали, — высказывает свое пожелание фермер. — Ведь столько средств нужно вложить, чтобы вырастить здоровое, полноценное животное.
Понятно, чтобы принять роды, следить за здоровьем животных, необходимы и зоотехник и ветврач. «Есть ли знающие специалисты на ферме?» — задаю вопрос. Василий Алексеевич охотно сообщил, что пока постоянного ветврача нет, но в перспективе, когда стадо достигнет 200 голов, он планирует взять на работу толкового человека.
На постоянной основе здесь трудится зоотехник. Участковый ветврач приходит для забора крови.
На ферме трудятся шесть наемных граждан: доярки, скотники, тракторист, зоотехник.
— Кстати. Сейчас некоторые безработные говорят, что трудно найти работу, а на ферму идти не торопятся. Стоят в центре занятости на учете, ждут, а сюда и полновесным рублем не заманишь. Остаются только те, кто любит животных и нелегкий труд. У нас на семейной ферме все именно так. Коллектив сложился. Работу успевают сделать вовремя, помогают друг другу. Поэтому к одиннадцати часам уже свободны — могут идти заниматься домашними делами до 16 часов, — делится Василий Алексеевич.
Гранты даром не дают
Василий Крошка считает, что семейная ферма — дело выгодное, но опыт ведения хозяйства хорошо бы передавать из поколения в поколение своим родственникам, как, например, на Западе, где существуют семейные мини-фермы. У нас пока все это в стадии наработок.
Поэтому, считает он, если новичок берется за дело, то нужно просчитать честно все свои возможности, чтобы и вернуть государству подъемные деньги, и не обанкротиться. Потому что, составляя бизнес-план, даешь обязательство его выполнить, все требования, все пункты.
— Я, например, к осени этого года предполагаю освоить его на 70—80 процентов. Считаю, что если будешь все делать по-хозяйски, как у себя дома, то все получится. Нужно любить свое дело.
Вот у меня тяга к сельскому хозяйству, к земле от отца. И с этим ничего не поделаешь, хотя я был летчиком, летал на МИГах. Летая за облаками, не подозревал, что буду заниматься молочным и мясным животноводством. Значит — судьба. Это я удачно приземлился.
Вот решить бы еще проблемы, с которыми сталкиваются фермеры, — снизить цены на корма и добавки и наладить рынки сбыта. Тогда бы еще желающие потянулись в животноводство. Быстрее бы решился вопрос с насыщением нашей землицы-матушки органическими удобрениями. И давала бы она урожаи всех культур еще выше, — размышляет Василий Крошка.
А еще он уверен, что доходная часть выше у тех фермеров, где хозяйством занимаются все без исключения родственники. Животноводство не дает быстрых результатов. Приходится ждать восемь-десять лет, когда затраты окупятся. Но, как говорят, все вовремя приходит к тому, кто умеет ждать.
Светлана Дремасова.