Леонид КОРЖИНЕК: Проблема хищений из казны не теряет своей остроты


Коррупцию сравнивают с «социальной чумой», эпидемии которой подвержены все современные государства — большие и малые, богатые и бедные. Острые формы эта опасная болезнь приняла в России.
Коррупция становится механизмом формирования государственного аппарата, политической системы, распределения средств государственного бюджета, угрожает здоровью нации, деморализует общество. 

Руководство страны заговорило о том, что коррупция — «враг номер один», одно из самых серьезных препятствий на пути модернизации нашей страны.

На вопросы «Вольной Кубани» накануне Дня борьбы против коррупции ответил прокурор края Леонид КОРЖИНЕК.

— Коррупционная деятельность очень многогранна. Это и бытовая коррупция, с которой наши граждане просто свыклись, как говорится, «не подмажешь — не поедешь», это и злоупотребление своим служебным положением, административное давление, «откаты», «крышевание»… Отдельной строкой идут преступления, связанные с распоряжением госсобственностью, земельными ресурсами, расходованием средств казны, осуществление различного рода разрешительных процедур. В этом году какой коррупции было больше? Приведите конкретные примеры.

— Действительно, коррупция сегодня, впрочем, как и раньше, является одной из самых серьезных проблем государственности и мирового сообщества в целом. И наш край, к сожалению, не является исключением. В регионе еще предостаточно чиновников, которые используют свои властные полномочия исключительно в угоду собственным имущественным интересам либо для «частного бюджета» аффилированных лиц.

Из-за скрытого характера коррупционной преступности однозначно оценить ее структуру весьма сложно. 

Но с учетом официальных данных можно сказать, что наибольший удельный вес коррупционных деяний пришелся на факты взяточничества (320), должностных хищений (236) и злоупотреблений (45), служебного подлога (102). Средний размер взятки составил около 166 тысяч рублей, максимальный — девять миллионов рублей.

Если говорить о сферах, то практически половина преступлений (свыше 330) была связана с разрешительными процедурами, расходованием средств казны, распоряжением имущества, принадлежащего государству и муниципалитетам. При этом нечистыми на руку оставались и правоохранители, и врачи с учителями.

К примеру, по материалам прокурорских проверок в текущем году возбуждены дела за злоупотребление либо превышение должностных полномочий на бывших глав Новокубанского района (Романа Архипова), Тимашевского городского поселения (Анатолия Нестерова), Горячего Ключа (Николая Шварцмана). Первым из них в пользу сожительницы и ее матери в обход норм земельного законодательства выделено более гектара земли, вторым — коллеге по работе (заместителю главы районной администрации) согласовано отчуждение земельного участка завышенной площадью под разрушенными объектами банкротного предприятия, третьим — в угоду аффилированной коммерческой структуре незаконно предоставлено в собственность 20 гектаров земли сельхозназначения. Общий ущерб от их действий превысил 11 миллионов рублей.

В Славянском районе возбудили уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество) в отношении замдиректора образовательного учреждения. Она похитила более 400 тысяч рублей по подложным зарплатным ведомостям, в Анапе и Кущевском районе — по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) на директора федерального детского центра, неправомерно распорядившегося госимуществом, а также судебного пристава-исполнителя, который самостоятельно определил стоимость арестованного автомобиля Huyndai Sonata и продал его за 27 тысяч рублей.

 Подобных примеров множество. Всего за 11 месяцев текущего года в крае всеми органами правопорядка выявлено 753 коррупционных преступления, в том числе 137 в крупном и особо крупном размерах.

— Почему цифра выявления коррупционных фактов значительно превосходит число реальных уголовных дел? Вот, например, в прошлом году коррупционных фактов вскрыли семь тысяч, а уголовных дел по этим фактам возбудили около пятидесяти?

— Уголовное преследование не является единственным и универсальным инструментарием борьбы с коррупцией. Такая юридическая оценка дается только за самые серьезные правонарушения, подпадающие под действие Уголовного кодекса.

 При этом не менее важны и профилактические мероприятия, позволяющие упредить произвольные действия нерадивых чиновников, и меры административного и дисциплинарного воздействия, способные вовремя остановить коррупционеров, не допустив более весомых последствий, и гражданско-правовые механизмы, призванные минимизировать либо ликвидировать ущерб от актов коррупции.

В связи с этим мы в текущем году, как и прежде, предпринимали усилия по пресечению коррупционных проявлений по всем направлениям. Надзорная работа здесь проделана немалая. За неполный год прокуроры выявили 7,6 тысячи нарушений в сфере противодействия коррупции, опротестовано 1,3 тысячи незаконных правовых актов, в дисциплинарном и административном порядке наказано более 1,5 тысячи должностных лиц, инициировано 62 уголовных дела, в суды направлено 339 исков.

В рамках правового поля приходилось отслеживать доходы и расходы чиновников, реагировать на факты закрытости сведений об их имущественном положении, информацию о деятельности органов власти и местного самоуправления, пресекать коррупционные проявления при осуществлении закупочных и иных разрешительных процедур, принимать меры к возврату незаконно нажитых активов, ликвидации административных барьеров, обеспечению порядка прохождения государственной и муниципальной службы и другие.

И, поверьте, неукоснительно соблюдать нормы антикоррупционного законодательства желают далеко не все. Поэтому в случаях, когда чиновники допускали конфликт интересов, явно игнорировали требования антикоррупционных стандартов, пришлось жестко спрашивать за подобное поведение, вплоть до их увольнения. 

В общей сложности в результате прокурорского вмешательства оставили свои посты 11 должностных лиц различного звена, в том числе по утрате доверия. 

Например, в Горячем Ключе, Тимашевске, Новокубанском районе досрочно сложили свои полномочия вышеупомянутые главы муниципальных образований, уличенные в махинациях с землей, в Северском районе — глава Новодмитровского сельского поселения, неправомерно присвоившая премиальные выплаты подчиненных сотрудников, в Красноармейском и Отрадненском районах — муниципальные служащие, трудоустроенные в местные администрации по принципу семейственности и родства.

— Больше всего волнуют граждан так называемые спецсубъекты и двойные стандарты в ведении таких дел. Пример: дело о «зайчиках» закрыли, выяснили, что нет состава преступления, дело о томографах «парится» на доследовании уже несколько лет… На федеральном уровне тоже можно вспомнить всем известные лица… Примеры можно продолжить. Почему такая избирательность? В чем трудность поддержания обвинения таких дел в суде?

— Усложненный порядок уголовного судопроизводства в отношении отдельной категории лиц (так называемые спецсубъекты) является не их личной привилегией, а гарантией более эффективного и независимого выполнения соответствующих публично-правовых функций и профессиональных обязанностей. При этом, как правило, их действия не укладываются в рамки простого способа совершения преступления, а зачастую маскируются как правомерные. И в ходе уголовного преследования они оказывают активное противодействие расследованию, направленное на разрушение доказательственной базы обвинения.

Между тем наделение подобным «иммунитетом» не препятствует привлечению их к уголовной ответственности и не создает для них безнаказанности. 

За 11 месяцев текущего года в крае выявили 31 коррупционное преступление, которые совершили люди, обладающие специальным правовым статусом (главы и депутаты муниципальных образований, адвокаты, следователи). Более 50 процентов из них уже расследовали и направили в суд с обвинительным заключением (10 уголовных дел по 16 преступлениям).

Например, в Ейске приговорена к 7 годам и 1 месяцу лишения свободы в колонии общего режима со штрафом в размере 12 миллионов рублей Наталья Перетятько. Она, будучи главой Камышеватского сельского поселения, получила 200 тысяч рублей за организацию победы в аукционе по продаже муниципального имущества. В Краснодаре к семи годам лишения свободы с отсрочкой приговора и штрафу в размере 60 миллионов рублей осуждена следователь отдела полиции Анна Пачерская, которой передали взятку в размере одного миллиона рублей за увод лица от уголовной ответственности.

При этом не всегда путь от возбуждения уголовного дела до вынесения обвинительного приговора является быстрым и легким. К сожалению, еще не искоренены факты затягивания сроков возбуждения уголовных дел при их очевидности, волокиты при расследовании. Например, еще в 2012–2013 годах в подразделения СУ СК России по краю поступило несколько материалов о незаконном распоряжении главой Горячего Ключа Николаем Шварцманом четырьмя земельными участками площадью порядка три гектара для жилищного строительства своему сыну и его супруге. Однако окончательные процессуальные решения по ним были приняты лишь в августе этого года, когда истекли сроки давности уголовного преследования. А до суда с вынесением обвинительного приговора дошло только одно уголовное дело, о котором я упоминал выше, возбужденное в связи с неправомерным выделением 20 га земли сельхозназначения в угоду аффилированной коммерческой структуре.

Всего же за неполный год в крае осуждено более 260 коррупционеров, из них свыше 60 пришлось на служащих органов власти и местного самоуправления, а также работников правоохранительных структур, примерно столько же — на сотрудников образования и здравоохранения.

— Несколько лет помогают бороться с коррупцией нормы законов о декларировании сведений об имуществе и доходах. Недавно проштрафились сотрудники краевого Росимущества. Кто еще по-прежнему предпочитает утаивать такую информацию?

— Вопросам публичности и открытости деятельности органов власти и местного самоуправления, достоверности сведений чиновников об их имущественном положении прокурорами уделяется серьезное внимание. Ведь не всегда это просто процедурные нарушения. 

Практика показывает, что в ряде случаев «забывчивости» в ходе отчетных кампаний способствуют факты неправомерного обогащения как самих сотрудников властных структур, так и членов их семей.

И с законностью здесь не все в порядке. 

В текущем году мы выявили более 180 объектов недвижимости, в том числе земельных участков площадью свыше 50 гектаров, 22 автомобиля, доходы в размере более 40 миллионов рублей, не учтенные в декларациях. Допущены эти нарушения 289 служащими различных уровней, как федерального и регионального, так и муниципального.

Отдельно мы следили за применением на практике механизма контроля за крупными расходами. Напомню, если раньше чиновник должен был обеспечить прозрачность имеющихся доходов и имущества, то с 2013 года на представителей власти возложена обязанность отчитаться и о расходах, которые превышают трехгодичный семейный бюджет. Такие нарушения выявлены у семи должностных лиц, которые приобрели пять жилых помещений, земельный участок, два автомобиля на общую сумму, превышающую 25 миллионов рублей.

Кроме того, в июле этого года мною в суд направлено исковое заявление об обращении в доход государства объектов недвижимости стоимостью более шести миллионов рублей. Работник службы судебных приставов не представил сведения об их приобретении на законные средства (сейчас гражданское дело еще рассматривается судом). По сути, эта работа только начата, но обязательно будет продолжена.

— Во время жесткой экономии бюджета некоторые чиновники через госпортал закупок буквально транжирят народные деньги. Знаем, что вы это отслеживаете. Кто из властей предержащих не хочет экономить? Озвучьте эти случаи?

— Проблема хищений из казны, ее явного расточительства из-за неумеренных аппетитов чиновников и стремления к роскоши не теряет своей остроты. При этом итоги надзорной практики убеждают, что лучше упредить данные нарушения на ранней стадии, чем потом пытаться минимизировать их негативные последствия. Поэтому мы стараемся оперативно реагировать на различные махинации в этой сфере.

Например, в текущем году благодаря прокурорскому вмешательству удалось предотвратить заключение региональной службой судебных приставов госконтракта по сносу незаконных строений в размере 25 миллионов рублей, рассчитанном путем применения завышенных расценок. Аналогичным образом предотвращено расходование бюджетных средств в размере 6,5 миллиона рублей, предназначенных на ремонт местных дорог. В Северском районе упреждено приобретение для одного из учреждений поселенческой администрации дорогостоящего автомобиля повышенной комфортности стоимостью более 900 тысяч рублей.

Помимо этого мы уделяли важное значение и реальному возмещению ущерба, причиненного должностными злоупотреблениями. В суды направили 79 исков на общую сумму порядка 90 миллионов рублей, из которых 55 на сумму более 20 миллионов рублей рассмотрены и удовлетворены.

Инна МОЧАЛОВА.
Заместитель главного редактора по правовым вопросам.