Александр Зубков и Алексей Воевода выиграли золотые олимпийские медали на бобах-двойках. Их восхождение на вершину — как орлов полет. Четыре заезда — четыре победы, украшенные двумя рекордами трассы.
Расстояние: версты, мили...
Нас расставили, рассадили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Расстояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили — рассорили,
Расслоили... Стена да ров.
Расселили нас, как орлов...
Александр Зубков и Алексей Воевода выиграли золотые олимпийские медали на бобах-двойках. Их восхождение на вершину — как орлов полет. Четыре заезда — четыре победы, украшенные двумя рекордами трассы. Они не могли не победить, эти два мужественных, очень талантливых парня. Потому что они сильнее. И еще потому, что они очень хотели победить, наверное, чуть-чуть больше других. Путь Александра и Алексея к олимпийской вершине был тернист и тяжел — они выстрадали, заслужили эту победу...
И еще одна важная особенность этого триумфа. Зубков и Воевода непобедимы, когда они в одной команде — в двойке или четверке. Зубкову нужен Воевода, Воеводе нужнее Зубков. Они это осознали, почувствовали всеми фибрами своей души, когда оказались разведены по разным углам...
Они, Александр и Алексей, очень разные во всем. Это легкообъяснимо. Зубков — коренной сибиряк, по гороскопу — Лев, типичный южанин Воевода — Телец. Оба — принципиальные, упорные, непримиримые — с характером, лидеры по натуре. У каждого из них свой взгляд на жизнь, на спорт, каждый из них загадка, но соединение этих двух необъяснимых загадок привело к олимпийскому триумфу...
Удивительно? Нет, скорее это уникальная закономерность...
Что их роднит, таких разных и несхожих? Огромная любовь к бобслею, преданность делу, которым они занимаются. Они крепки духом, настойчивы в достижении цели, дерзки, настырны и целеустремленны. По своей сути они — победители! Так что все очень просто...
...Александр Зубков родился и вырос в Братске. На санную трассу, что в начале 70-х прошлого столетия в рекордные полгода на горе Пихтовой построил легендарный директор «Братскгэсстроя» Герой Социалистического Труда Иван Наймушин, Саша пришел десятилетним.
— Долговязый, худощавый, не помещавшийся в детские сани, он поразил необыкновенным упорством, — вспоминает заслуженный тренер России Павел Колоедов, под началом которого Александр прошел тернистый путь от новичка до олимпийского призера. — В любую погоду — снег, ветер, стужу — Зубков шел на тренировку, нередко добираясь до трассы на перекладных. Не боялся ни тяжелых нагрузок, ни рискованных спусков. Лидер по характеру, он быстро добился признания в сборной страны — сначала среди саночников, а затем и бобслеистов...
Судьбе было угодно, чтобы летом 2002-го случай свел его с сочинским парнем Воеводой, в то время начинающим бобслеистом, но выдающимся мастером армрестлинга, неоднократным чемпионом мира.
Природа не обделила Алексея силушкой и сноровкой — наследство от деда, пальцами сгибавшего медные пятаки и норовившего обогнать первые в СССР авто.
— Я тоже довольно быстро бегал, — рассказывает Алексей, — поэтому меня усиленно зазывали в легкую атлетику. Но душа у меня не лежала к «королеве спорта», не любил наматывать круги по дорожке. Дома я нередко боролся с отцом на руках, и это мне очень нравилось, а в 1999-м оказался на соревнованиях по армрестлингу. На удивление легко победил всех соперников, а в финале одолел будущего своего тренера Константина Размадзе — победителя крупных международных турниров, чемпиона Европы. Он меня и «сосватал», пригласив в свою школу... Я стал быстро прогрессировать, побеждать на чемпионатах мира...
...Все бы хорошо, радуй Алеша победами соотечественников, прославляй родной Сочи, Кубань и Россию, которая всегда обожала богатырей, гордилась ими. Но армрестлинг, увы, не олимпийский вид, что в корне меняло дело — уж очень хотелось Алексею попасть на Олимпийские игры... Поехал в Воронеж на тестирование бобслеистов и с ходу угодил в поле их зрения. Повезло с партнером — им стал опытный и честолюбивый Зубков, с которым они выиграли летний чемпионат России.
Последующие девять сезонов их совместного труда — целая эпоха в российском бобслее. Они завоевали медали разных достоинств европейского и мирового форумов. Но олимпийские награды стоят особняком.
Свершилось! На Играх-2006 квартет Зубкова прорвался на серебряную олимпийскую вершину. Кто-то видел рядом с непобедимым немцем Ланге швейцарцев, американцев, канадцев, латышей... Хорошие ребята. С другой стороны, а почему не наши? Многим непонятно, как такое возможно — у русских нет своей трассы, они, как беспризорные, мотаются по всему свету и умудряются побеждать. Болезненной выдалась заключительная часть подготовки к Играм. После падения на трассе у двоих серьезные повреждения. И хотя Воевода и Зубков отделались легкими ушибами, такое не проходит бесследно. Отразилось ли это в Турине? Как сказать... В борьбе за бронзу наша двойка уступила швейцарцам самую малость. Да и в гонке четверок тоже не совсем заладился старт, конкуренты ушли вперед. Другие бы скисли, но только не наши.
— Все от нас зависит, — убежденно заверил пилот.
На лицах наших парней сверкнула улыбка:
— Мы тебя не подведем, командир.
— А я вас.
Они вышли на трассу, готовые рвать боб на части, лишь бы тот мчал их быстрее ветра. Финиш — на зависть соперникам, лучшее время в заезде, а это в переводе — серебро по сумме. Зубков, Воевода, Селиверстов, Егоров ликуют как дети и не скрывают нахлынувших чувств. Выстраданный, но заслуженный успех высоко оценил президент Международной федерации бобслея Боб Сторн:
— Русские парни просто молодцы! Они бросили дерзкий вызов великому Ланге, олимпийскому чемпиону, и боролись до конца.
Спустя четыре года в Ванкувере, где российские олимпийцы в целом выступали крайне неудачно, Зубков и Воевода, не изменив победному стилю, вновь привели свой квартет на пьедестал. Пусть на этот раз была бронза, но кто лучше из наших мастеров бобслея? Таких не нашлось... Смех и грех — ведь не хотели включать в команду Зубкова. Формулировка испытанная: староват для современного бобслея. Сам гонщик невозмутим, он знает, что лучший ответ — результат. На той же олимпийской трассе в Турине 19 января 2008 года Зубков с Воеводой сотворили истинное чудо, выиграв чемпионат Европы у самого Ланге! Легендарный гонщик не посчитал зазорным поклониться русским чемпионам. «Не я проиграл, а они выиграли!»
Но исторический момент в отечественном бобслее датирован 20 февраля 2011 года. В этот день в немецком Кенигзее, где победа, кроме хозяев, всем остальным заказана, Зубков с Воеводой выиграли чемпионат мира на двойках! Впервые!
...Кто бы мог подумать, что после триумфального сезона 2010/2011, когда наш дуэт выиграл все главные турниры в двойке — европейское золото, Кубок мира и впервые в истории отечественного бобслея планетарный чемпионат, пути ледовых асов разойдутся как в море корабли?
Многие думали — навсегда. Алексей ушел, можно сказать, по-английски, не сказав ни да ни нет относительно своего возвращения. Александр еще раньше чуть не поставил в своей карьере жирную точку, оказавшись в кресле министра спорта Иркутской области, чему немало подивился даже президент Олимпийского комитета России Александр Жуков: «Зубков же в расцвете сил, ему еще выигрывать и выигрывать! Мы приложим максимум усилий, чтобы он вернулся на трассу».
Переубеждать Александра долго не пришлось. Конечно, Зубков не забыл свои слова, сказанные всему свету: «Мне не хватает в бобслее титула олимпийского чемпиона. Не хотелось бы уходить, не завоевав золотой олимпийской медали...».
Зубков вернулся в большой спорт. С Алексеем Негодайло выиграл пять этапов Кубка мира. Что говорить — результат! И все же полного удовлетворения не было — не хватало чего-то очень нужного, важного, но неосязаемого. Может, кого-то?
Воевода ушел в тень, в соревнованиях не выступал, но спортивную форму держал. Надеялся, но на что? С Зубковым они не общались уже больше двух лет...
В этой истории была какая-то недосказанность, и это чувствовали и сами спортсмены, и главный тренер сборной канадец Пьер Людерс, который необыкновенно много сделал для примирения Александра и Алексея. Перед Новым годом было принято мудрое решение вернуть Воеводу в команду. «Алексей способен сделать любую команду сильнее», — сказал Людерс, а уж он-то знал, что говорил. Разумеется, в первую очередь канадец имел в виду экипажи Зубкова...
— Это было непростое возвращение, — говорит Воевода. — Решающее значение имело то, что Олимпиада проводится в моем родном городе. Но для себя я сразу решил: если не попаду в конкурентоспособный экипаж, с которым можно рассчитывать на медали, от участия в Играх откажусь...
Нужно ли говорить, какой экипаж мог стать таким... Но и тут не так все просто. Требовалось преодолеть психологический барьер и найти точки соприкосновения. Александр и Алексей это сделали. Они не могли этого не сделать. И потому, что они настоящие мужики, и потому, что оба прекрасно понимали, что осуществить свою мечту — стать олимпийскими чемпионами — они могут только выступая в одном экипаже...
...Через неделю возродившийся дуэт «выстрелил» серебряным залпом в двойках на четвертом этапе Кубка мира, напомнив о своем величии. Еще через неделю они повторили свой серебряный финиш. Но цена этого успеха неизмеримо выше, потому что достигнута в заездах двоек и четверок.
Лиха беда начало. То ли еще будет...
И вот — олимпийский Сочи. Двухместный боб Зубкова и Воеводы — самый быстрый и счастливый. Он — золотой. Нет, это Александр и Алексей, замечательные мастера своего дела, выдающиеся атлеты, сделали его золотым.
Когда эти ребята вместе — они непобедимая сила...
Павел КУШКИН.
Виктор АНФИНОГЕНОВ.