Личность: Монолог Владимира Рунова


Редакция «Вольной Кубани» всегда рада встрече с интересными людьми. В эти майские дни, наполненные праздничной суетой и торжественными моментами, нашим гостем стал декан факультета телерадиовещания Краснодарского института культуры Владимир Рунов.
Он, кстати, заслуженный работник культуры России, заслуженный журналист Кубани и Адыгеи, член Союза писателей России, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, профессор, председатель Краснодарского краевого отделения Союза российских писателей.

И повод достойный — на приеме губернатора в честь Дня кубанской журналистики Владимиру Рунову вручили высшую награду края — медаль «Герой труда Кубани».

Но говорили мы с героем не столько об этом событии, сколько о времени и стране, о литературе и журналистике…

Начало творческого пути

— Так случилось, что мой трудовой путь начался с телевидения. Я пришел сюда, когда уже построили великолепный стадион «Кубань» и телевышку, а окрест — камышовые крыши домов. Мы на 50 лет отстали, увы, от Запада в этом отношении. Берлинская Олимпиада 1936 года стала первой, с которой велась прямая телетрансляция. Сталин никак не прореагировал на появление телевидения. Он считал, что люди должны ходить в кинозалы. Уже после его смерти вышло постановление о развитии телерадиовещания в СССР. Первоначально Краснодар не входил в государственные планы развития здесь телевидения. Но колхозы-миллионеры Кубани сбросились, и в Краснодаре построили вышку. Первым фильмом, который вышел в эфир, стал «Ленин в Октябре», он до сих пор хранится в архиве. Было все новое, современное на тот момент.

Но где брать команду? Тогда телевизионному делу ни один институт не учил. В 1962 году я окончил исторический факультет Уральского госуниверситета по специальности «археология», и в том же году меня приняли в штат… кубанского телецентра. Его команда в те времена — люди различных специальностей, энтузиасты. А еще те, кого «попросили», например, из «Советской Кубани» или других организаций, этакие «партийные расстриги». Но были среди них и очень интересные, одаренные люди. Например Виктор Адаменко, актер, который снимался в «Хождении по мукам». 

Первым лицом нашего телевидения стала диктор Валентина Баронова, в прошлом актриса драматического театра, невероятная красавица. Команда молодая, задиристая, как раз так называемые шестидесятники. То было время оттепели. Мы постоянно «конфликтовали» с директором компании Б. Я. Верткиным, который держал всех в ежовых рукавицах. 

Я тогда был редактором отдела писем. А в кадре героями репортажей, несомненно, стали ударники труда. Когда Виктор Брусникин (построил телецентр) в моей передаче «По вашим письмам» выступил и включил в наш эфир сюжет из Москвы, это был телеспектакль. Через месяц появилась у нас Москва, все поменялось, а мы осознали свое убожество…

Второй мой приход на телевидение произошел в 1991 году, уже в качестве председателя государственной телерадиокомпании «Кубань». Я пришел, образно говоря, на руины. При помощи краевых властей все восстановили, создали современную студию. 

Тогда в творческом плане мы чувствовали свободу, руки были развязаны, не было диктата. Снимать можно было все, критиковать кого угодно, и самое главное — добиваться действенных ответов на критику. Именно тогда СМИ назвали четвертой властью, и они соответствовали этому определению. 

Ко мне на программу «Встреча» приходили известные политические и творческие деятели. То время было «золотым» для журналистики. «День Кубани» — рейтинг 60 процентов! Телевидение осталось в памяти навсегда…

Проблемы современного TV

Сегодня административный ресурс, не только у нас, а в целом, выхолостил самое главное из телеэфира — гуманистическую составляющую, когда красивые краевые дикторы (их очень любили) приносили в дома хорошие вести. Увы, поток агрессивной информации пришел на смену. Любая негативная информация требует конструктивного действия. Показали плохое — надо исправить. Так и в газете.

Другая беда — из телевидения ушла самая продуктивная часть журналистов — люди среднего возраста. Кто сейчас в эфире? Неоперенная молодежь. 

Любое явление мы должны рассматривать с точки зрения профессионализма, чтобы формировалось мироощущение зрителя. Идут «самоигральные сюжеты»: пожары, трагедии на дорогах, преступления. Сплошь негатив! 

Но мы живем с вами в большом городе, и я ни разу не видел, чтобы кто-то за кем-то бегал с автоматом и набрасывался с топором на прохожих. А продукта, который бы благотворно влиял на людей, мало или вовсе нет. Ведь взять даже те же модные сейчас ток-шоу — это гвалт, ругань, непонятно что. 

С. П. Капица, мой хороший друг, в свое время называл телевидение преступной организацией, когда в новостях смаковали гибель «Курска». В каждом времени хватает трагедий и ужасных преступлений. Я в свое время получал криминальные сводки, на некоторых была пометка «секретно». Считаю, незачем людям показывать «чернуху», в любом, даже самом гармоничном обществе есть жестокие преступления. 

В западных странах после восьми часов вечера транслируют спокойные позитивные программы, а у нас — крики на ток-шоу. За альтернативностью кроется бестолковщина. Зачем на нашем канале выступают враждебные нам люди? Раньше тоже говорили о политике, но была другая тональность.

О героях дня

Идет массовое оглупление людей. Смотрите, что получается: спрашиваю у своих студентов имя героя, который в Сирии вызвал огонь на себя, тем самым уничтожив противника, но погиб сам. Не знают. А ведь это было недавно. Зато Сергей Лазарев на Евровидении третье место занял — кричат изо всех рупоров, разбирают детали и подробности конкурса. Парадокс. Перевернулось все с ног на голову. Мой друг, наш земляк Анатолий Березовой, космонавт, пробыл в космосе 277 суток, три выхода в открытый космос. В этот промежуток с ним приключилась беда — почечная колика. Что делать? Решили сажать корабль, который не выполнил всю программу. Анатолий доложил, что справится и выполнит задачу до конца. А что такое почечные колики — не дай бог никому знать такую боль. Я писал книгу о нем, и он приходил ко мне в институт, скромно сидел на лавочке во дворе, ждал. И что вы думаете: кто-нибудь подошел, узнал его? Никто. Более того, так случилось, что день его кончины совпал с днем смерти Жанны Фриске. Вы помните, что творилось на телевидении в те дни, в Интернете, СМИ?! Только одна газета короткой строкой сказала о настоящем герое, знаковом человеке нашего края.

Я был в Беслане на кладбище, где похоронены невинные жертвы чудовищного теракта. Это место называется «Город ангелов», там же чуть поодаль похоронены 12 омоновцев, которые спасали этих детей, жертвуя своими жизнями. Кто-нибудь из нас знает их имена? И таких примеров тысячи. 

Летчик, который посадил аварийный самолет с пассажирами на борту в тайге, человек, который ухаживал за заброшенной взлетной полосой. 

Об этих людях нужно говорить! писать! снимать программы и фильмы! А нынешние герои — поп-дивы, Дима Билан (обычный мальчик из самодеятельности), резиденты «Камеди»…

О народном потенциале

Но не все так плохо. Сейчас идет разворот общества. Наш народ другой. У нас другая генетика, другая душа. Мы прошли войну, сейчас эти глубинные процессы, которые так или иначе были, пробуждаются. 

Ведь только два события заставили людей массово выйти на улицы: День Победы в 1945 году (я это помню) и 12 апреля 1961-го — полет Юрия Гагарина в космос. И вот — Бессмертный полк. Это наш настоящий ресурс. 

Это дорогого стоит! И никакие идеологические службы даже предугадать этого не могли. Но мы им пользуемся один день. А ведь это та сила духа, которая помогла победить фашистов, выжить, заново все отстроить (какие заводы, научные центры!)… И могли бы еще больше в десять раз, если бы не начались метания из стороны в сторону наших лидеров. Недавно провели эксперимент: загрузили данные нашей армии и ресурсы в сороковые годы и ресурсы Гитлера. Компьютер высчитал, что мы должны были проиграть войну через два месяца!

Россия должна рассчитывать только на свой народ. И сейчас разговоры о начале войны — только разговоры. Об этом говорят одни и те же. 

Какая война? При ядерном ударе по нашей стране сразу погибнут сорок миллионов, 80 миллионов получат облучение. Но мы-то ответим — такой же апокалипсис будет со страной противника. Люди это понимают, и нет истерии…

О молодежи и современном образовании

Наш институт культуры за последние годы заметно изменил свое лицо, он из «богадельни» превратился в серьезный вуз. Я возглавляю самый крупный факультет — телерадиовещания, который готовит профессиональных работников искусства. Мы принимаем по творческому конкурсу. 

Молодежь очень слабо подготовлена. Нет глубины знаний, в голове нет порядка. Они мечтают о лаврах режиссера, а не могут ответить, кто написал «Каштанку», не знают ни одного города на Волге. Не знать Эльдара Рязанова — стыд. Они не знают основ. А через пять лет их выпустят формировать мировоззрение населения. 

И это не вина их — это наша беда. Я продукт советской школы. Учился не очень хорошо, но тогда все вокруг воспитывало. На радио — театр юного зрителя, детские познавательные фильмы, художественные, книги. 

Сейчас ведь нет ни детской литературы, ни детского кино. Это не проходит бесследно. Ребята погружаются в резиновую жизнь у компьютера, они не интересуются реальной жизнью. 

Если бы в те времена был ЕГЭ, вряд ли бы мы получили Шукшина, Никулина, Леонова, Евстигнеева и многих других. У нас был очень мощный резерв — сельская школа. Все губернаторы, многие известные люди — выпускники сельских школ. Вот где были подвижники! Сейчас этого и близко нет. Это не стариковское брюзжание — нет современной системы образования.

О литературе и писателях

Литература погублена. А ведь это — основа духовности, оплот всех видов искусства. Сталин не дурак был, понимал это. В то время существовало 250 премий по литературе. А сейчас всего семь. Есть писательский союз, есть даже писатели, но они никому не нужны… Читают мало. Пишут письма вообще единицы. А ведь лучшие строки написаны гусиным пером. Я своим студентам говорю: пишите письма девушкам, друзьям, бабушкам… Ведь если человек не читает и не пишет, у него снижается чувство анализа.

О времени

Наше время очень интересное и многообещающее. Напоминает каморку папы Карло. Внешне неприглядно, но что там, за холстом?.. Для страны очень хорошо, что у руля Путин и что он понял: армия — это оплот! Ведь нас в ситуации с Грузией прощупали. И мы поняли свои ошибки, исправились.

Мы лишь те, которые живут в то время, которое подошло. И в это время нужно жить счастливо!

О Краснодаре

Я очень люблю наш город. Но если и дальше он будет в роли «всероссийской ночлежки», то лет через двадцать наступит коллапс.

Строят свечки-многоэтажки без малейшей инфраструктуры. Нужно прекращать торговать климатом!

Об адекватном наказании

Россию уже давно исключили из многих конвенций, но почему-то мы должны поддерживать мораторий на смертную казнь. Давно подсчитано, что пожизненное заключение одного человека обходится во много раз дороже того, что может себе позволить самый успешный пенсионер. Я единственный, кто был в «Новочеркасской крытке», где отбывают свой пожизненный срок отъявленные негодяи. Снимал камеру, где сидел Чикатило. Мне также открыли камеру, где сидел один зверюга. Я увидел его затравленный взгляд, с него пот катил градом, пока открывали три двери камеры. Я пошутил на этот счет, но охранник сказал: «Пусть хоть сейчас боится, у него руки не то что по локоть, по плечи в крови». 

И таких нелюдей страна должна содержать?! Неадекватность наказания и безнаказанность порождают новые страшные преступления…

О наградах

У меня десять государственных наград, плюс нынешняя Звезда Героя труда Кубани. Но важнее всех — без всякого пафоса — авторитет среди читателей. Мне очень приятно, когда звонят и высказывают мнение о моих книгах, о моих героях. Журналиста могут любить или не любить, соглашаться с ним или нет, но если его слово не оставляет равнодушным — вот критерий профессионализма.

Если бы жизнь начать сначала, я бы ее не тратил на телевидение. Я бы писал! Печатное слово ничем не заменишь. Уйдет отснятый материал, а книга останется…

Записала монолог

Инна МОЧАЛОВА.

Лауреат творческого конкурса «Золотое перо Кубани».

Фото: kulturakubani.ru