Лидеры и аутсайдеры среди муниципалитетов в Краснодарском крае


Вряд ли ошибемся, утверждая, что большинству из нас интересно знать, как живут соседи. Что справедливо для отдельно взятых людей, в той же мере справедливо и в отношении городов и районов края. Вероятно, у многих жителей края есть желание узнать, какой город или район на Кубани числится в лучших или в отстающих, какое место занимает муниципалитет, в котором вы живете? Мы предоставляем такую возможность.

Эффективность деятельности местных властей — один из главных критериев оценки работы не только чиновников, но и предприятий ЖКХ и других структур, оказывающих в той или иной степени влияние на каждого из нас. Пирамида власти устроена таким образом, что тем, кто находится на ее вершине и верхних уровнях, небезразлично, как живется людям, волею судьбы оказавшимся в основании этой геометрической фигуры, то есть на местах. Помните ленинскую фразу о низах и верхах, одни из которых не могут, другие — не хотят? Так вот для того, чтобы низы не бунтовали, одна из задач власти — устойчивость государства — напрямую зависит от уровня жизни ее граждан, качества работы больниц, школ и иных социальных учреждений. Понять, что есть что, можно лишь занимаясь исследованием жизни на местах. Это одна из важных задач краевой власти. А то недосмотрят, проморгают какую-либо больную точку, своевременно ее не легализуют — и вот тебе на: стихийный митинг, акция протеста с блокированием федеральной трассы или тракторный марш на Москву. Все эти неприятности рождаются на местном уровне.

Лучшее лечение — это профилактика, но для этого нужны исходные данные. Причем информация должна быть объективной. 

А то как ни откроешь ежегодные отчеты глав городов и районов — тишь, гладь да божья благодать. Победные реляции, движение вперед, развитие социальной сферы и пара фраз о недостатках. 

К примеру, прочтите отчет главы Новокубанского района Александра Гомодина. Куда ни глянь, везде рост основных показателей, а на деле в прошлом году этот район занял «почетное» тридцатое место в рейтинге оценки эффективности органов местного самоуправления.

Поиском и анализом объективных данных занимается краевой департамент внутренней политики. Причем это не самодеятельность сотрудников этой структуры — они действуют согласно указаниям федерального центра. Недавно на сайте краевой администрации был выложен документ: «Результаты оценки эффективности деятельности самоуправления городских округов и муниципальных районов». Почти сто страниц текста с графиками и диаграммами. Возникает вопрос: почему за основу взяты те или иные критерии?

— Мы начали заниматься исследованиями эффективности работы местных властей в 2008 году. Система критериев оценки изменялась, эволюционировала. В настоящее время существует пять направлений: экономическое развитие, социально-культурная сфера, жилищная политика и ЖКХ, энергосбережение и организация муниципального управления. Каждое из этих направлений, в свою очередь, оценивается по определенным критериям. Всего их около пятидесяти. Данные мы получаем как самостоятельно, так и из профильных министерств и департаментов краевой администрации, — рассказал заместитель директора департамента внутренней политики Вадим Козлов.

Работа, безусловно, сложная, но время, потраченное на нее, того стоит. По мере возможности мы постараемся кратко рассказать о том, где местные власти работают эффективно, а где — наоборот.

Для начала о передовиках и отстающих. Первое место среди городов занял Новороссийск, последнее — Горячий Ключ. Среди районов лидер Славянский район, аутсайдер — Новокубанский район.

Начнем с экономического развития, в частности с инвестиций, без которых говорить о каком-либо движении вперед нет смысла. В прошлом году объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя в среднем по краю составлял 42,9 тысячи рублей. В городах этот показатель выше — с наибольшим значением 73,1 тысячи рублей, в районах ниже — 37,1 тысячи рублей.

По объему инвестиций на первом месте Новороссийск. В городе-герое реализуется несколько масштабных инвест-проектов: расширение трубопроводной системы Тенгиз — Новороссийск, реконструкция и расширение морского торгового порта. На второй позиции Краснодар. Краевой центр, как всегда, выехал на комплексной застройке и транспортной сети.

Замыкает тройку лидеров Сочи. После завершения Олимпиады в город-курорт вкладываются серьезные средства в расширение единой газотранспортной системы юга России. Сочи имеет шанс улучшить позиции. В следующем году здесь состоятся игры Кубка конфедераций, а еще год спустя — чемпионат мира по футболу. Поэтому в город-курорт будут вкладываться немалые средства. Конечно, не такие, как при подготовке к Олимпиаде 2014 года, но все же объем вложений ожидается весьма немалый.

Лидер среди районов — Тимашевский район, на втором месте Славянский, замыкает тройку Белоглинский район.

Самые худшие показатели по инвестиционным вложениям — в Успенском, Приморско-Ахтарском, Крыловском, Отрадненском, Мостовском и Курганинском районах. Дело в том, что здесь завершились крупные инвестпроекты стоимостью свыше ста миллионов рублей, а новые пока лишь не более чем соглашения о намерениях.

Кубань — житница России. Казалось бы, все районы и города должны идти вперед, увеличивая урожайность и, соответственно, прибыль. Однако только в 25 муниципалитетах все предприятия АПК в прошлом году сработали с прибылью. В аутсайдерах Туапсинский район, Сочи, Геленджик, Новороссийск. Это вполне объяснимый факт: побережье в большей степени благоприятно для виноградарства, чаеводства и выращивания фруктов. Пшеницу здесь особо не посеешь. Но чем объяснить снижение доли прибыльных предприятий АПК в Успенском или Динском районах?

Еще один немаловажный фактор, характеризующий экономическое развитие городов и районов края, — количество предприятий малого и среднего бизнеса, приходящееся на десять тысяч человек.

 В среднем по краю этот показатель составляет 525 предпринимателей на десять тысяч кубанцев. Несложно догадаться, что больше всего малых и средних предприятий в крупных городах и на побережье. 

Тройка лидеров — Краснодар, Анапа, Сочи. Можно понять, почему в Щербиновском районе на десять тысяч жителей приходится менее 450 субъектов малого и среднего бизнеса. Район по численности населения небольшой. По данным Краснодарстата, на 1 января текущего года в районе проживало 36,7 тысячи человек. Зато неясно, почему в Армавире, четвертом по величине городе края, средний показатель такой же, как в Шербиновском районе. Власти мешают бизнесу? Или часть предпринимателей предпочитает сидеть в тени?

Документ, характеризующий эффективность работы местной власти, очень объемный, поэтому кратко обрисуем положение дел в ЖКХ.

В жилищно-коммунальной сфере с первого по третье места занимают Краснодар, Горячий Ключ, Новороссийск. Неплохо обстоят дела в Белореченском, Кореновском и Красноармейском районах. В отстающих — Крыловский, Новокубанский, Приморско-Ахтарский районы.

Самый показательный критерий, пожалуй — собственные доходы бюджета. Наиболее высокий показатель — в Краснодаре и Новороссийске, Туапсинском, Тихорецком и Северском районах. В Отрадненском, Мостовском и Белореченском районах дела с собственными доходами обстоят неважно. Справедливости ради стоит отметить, что в этом году часть муниципалитетов подтянулись, чему способствовали научно-практические конференции по укреплению финансово-экономических основ местного самоуправления. Эта новая форма работы, инициированная кубанским парламентом, позволила найти новые точки роста экономики городов и районов.

Еще один критерий, характеризующий эффективность работы местной власти, — доля муниципальных предприятий-банкротов.

 В Анапе, Геленджике и Новороссийске и еще в 26 районах банкротов среди муниципальных предприятий нет. Зато их хватает в Сочи, Крымском, Темрюкском, Славянском районах.

И в заключение самый важный, на наш взгляд, критерий — довольны ли жители городов и районов своими властями.

— В каждом городе и районе проводились социологические исследования, причем до последнего момента никто на местах не знал о проводимых опросах. Учитывались также обращения граждан, размещенные на сайтах муниципалитетов и на сайте краевой администрации. Поэтому считаю, что мы получили объективную картину,- утверждает заместитель директора департамента внутренней политики Вадим Козлов.

Более половины респондентов Армавира, Краснодара, Апшеронского и Тбилисского районов высказались положительно о работе местной власти. Жители Новопокровского района все как один поставили пятерку работе администрации. Почти половина опрошенных в Геленджике, Сочи и Новороссийске остались недовольны эффективностью работы местной власти.

Одно из последних мест у Новокубанского района. В сущности, все понятно: с чего бы жители были довольны, когда этот район занимает последние строчки в экономическом развитии, в социально-культурной сфере и ЖКХ? Не лучше дела обстоят в Щербиновском и Крыловском районах.

Будем надеяться, что по итогам текущего года положение в отстающих районах улучшится. Иначе могут последовать и кадровые решения.

Сергей КАПРЕЛОВ.

Фото: career.mgimo.ru