Местное самоуправление: Время найти точки роста и сдвинуть лежачие камни
Накануне была проведена серьезная исследовательская работа — депутаты, специалисты ЗСК и краевых министерств и ведомств анализировали основные показатели
Все по плану и под контролем, но…
Доклад о результатах работы комиссии представил первый заместитель председателя комитета по
Что касается промышленности, то анализ показал низкую степень загрузки и использования имеющихся производственных мощностей (менее 50 процентов) по целому ряду предприятий — большинство из действующих имеют резервы к дальнейшему развитию. В Динском районе это
Что делать? В каждом отдельном случае разбираться. Если
Да, работа строится именно так: ЗСК не просто указывает муниципалитетам на моменты, которые надо отработать, но, объективно оценив ситуацию, активно привлекает к работе структуры, которые компетентны и в силах справиться с задачей. Районы также получают свою дозу заботы и заданий кубанского парламента.
Край не только стремится, но уже и идет к развитию производства, и эксперты подчеркивают, что эффект от использования мощностей будет наибольшим при условии согласования объемов производства овощей и другого необходимого сырья именно на своих или ближайших землях.
К этому моменту мы еще вернемся — здесь есть факты просто убийственные по алогичности происходящего. Которые, к сожалению, вошли в практику, особенно не афишируются и остаются до сих пор как бы нормой. На этом отдельно в очередной раз заострил внимание Владимир Бекетов в самом конце работы конференции.
Пока в качестве иллюстрации алогичности назовем некоторые данные по поставкам местных продуктов для обеспечения нужд муниципальных учреждений. В Крымском районе суммы контрактов с местными товаропроизводителями составляют только 6 процентов, в Динском — 17, в Славянском — 50 процентов. Вывод? Начать можно хотя бы с того, чтобы школы и детсады обеспечить именно местными продуктами питания — это проработает министерство образования, науки и молодежной политики.
Разыскивая дополнительные возможности повсеместно, комиссия вышла на точки роста в самых неожиданных сферах. В процедуре банкротства в указанных районах — 76 предприятий. Из них 33 — в Динском районе, 24 — в Крымском и 19 — в Славянском. Казалось бы, какой уж
И в сфере сельского хозяйства тоже, на первый взгляд, все нормально — отмечается положительная динамика показателей. Но в Динском районе не выполнены планы по производству молока, яиц, численности поголовья КРС, овец и коз, птицы. В Крымском — по производству подсолнечника, овощей, плодов и ягод, винограда. В Славянском — овощей, плодов и ягод, подсолнечника, яиц, поголовья КРС, птицы. Не надо забывать при этом, что некоторые данные в сфере АПК зависят от погодных условий. При минусе в показателях Славянского района по производству плодов и ягод именно этот район занял в 2015 году в названной нише первое место в крае. Комиссия учитывала подобные тонкости.
Но в то же время нет сомнений в том, что во всех трех районах есть возможности для роста поголовья скота и птицы — имеются пустующие фермы. И все предельно просто с ростом производства овощей и картофеля: крайне необходимы дополнительные заготовительные пункты и хранилища. Следовательно, минсельхозу края до 1 мая, как было записано в рекомендациях, надо провести инвентаризацию пустующих и не используемых по назначению животноводческих ферм и оказать содействие по предоставлению их фермерам. Выступавший на конференции глава
КПД субсидий
Серьезному показателю по отдаче от госвложений Законодательное собрание оправданно уделяет особое внимание: цифры, озвученные на прошлой конференции в станице Полтавской, получили широкую огласку в прессе. Не обошли пропорцию «вложено — получено в виде налогов» и на этот раз.
Итак, в Динском районе сумма субсидий в АПК в прошлом году — 107,3 миллиона рублей, уплачено предприятиями сферы в консолидированный бюджет края — 526,4 миллиона рублей. В Крымском районе — 49 и 94,9 миллиона рублей соответственно. В Славянском — 134,1 и 389,4. Явных недочетов не обнаружено.
Однако субсидии в поддержку малого и среднего бизнеса вызвали у комиссии вопросы, если не сказать недоумение. Например, во всех районах есть средства, выделенные для помощи предпринимателям, но неосвоенные. В Динском районе государство оказывало помощь в приобретении дорогостоящего медоборудования для предоставления населению платных услуг, а в Крымском — вообще субсидировалась деятельность… бара.
Это «черная дыра» для госсредств: нет четких приоритетов господдержки. ЗСК обычно не оставляет выявленные болевые точки на потом: до 1 мая текущего года департаменту инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства края поручено выработать четкие приоритеты.
Честно о безработных
Наконец мы перестаем обманывать сами себя, обозначая проблему честно вслух. Официальный уровень безработицы в названных районах говорит о том, что на учете всего 470, 332 и 450 человек. Но: фактическая численность не имеющих оформленных трудовых отношений граждан — 18, 23 и почти 17 тысяч (!) человек. Вот и делай выводы — и о серой занятости, и о невозможности найти работу, и о налогах и нагрузке на соцсферу, и о точках роста. Даже такая сторона, как транспортное обслуживание, может работать на результат. И потому минтранспорта и районам до 1 июня рекомендовано пересмотреть графики движения общественного транспорта в райцентры и обратно, чтобы обеспечить мобильность трудового ресурса.
Собственно говоря, цель конференций — не причесать районы под одну гребенку, отметил министр экономики края Александр Руппель, но анализ показывает, что часто болевые точки схожи и, учитывая их, можно определить первоочередность работ в конкретных муниципалитетах. Например, всем муниципалитетам нужны семена — следовательно, в Крымском районе надо сделать упор на поддержку
Резолюция
В общем и целом рекомендации касаются улучшения работы по обеспечению занятости населения, использования промышленного потенциала, инвестиционного развития, предотвращения банкротства предприятий, развития овощеводства, животноводства, рыбоводства, а также мобилизации собственных доходов. Пункты, выполнение которых необходимо для исправления ситуации, изложены на 12 страницах резолюции! Половина из этих страниц — рекомендации краевым министерствам и ведомствам.
Подводя итог, Владимир Бекетов отметил, что при всем старании развивать производство профильные ведомства должны все же просчитать необходимые объемы. Также глава парламента Кубани назвал недопустимыми ситуации, когда фермеры вынуждены сокращать поголовье
— Мы хвастаемся объемами выращенного зерна — и где оно? Кто будет этим вопросом заниматься? Крымский район гордится своим хлебокомбинатом — им невозможно не гордиться. Но испытываешь шок, когда на вопрос «Где вы берету муку?» отвечают: «В Ставропольском крае», — Владимир Бекетов поделился впечатлением от посещения выставки, представленной предприятиями районов. — Почему это происходит? Мы хвалимся, что стали самыми крупными экспортерами зерна… Надо стремиться вывозить только излишки, как делает хозяин. Предприятие Динского района по производству круп — приятно посмотреть на продукцию, ассортимент интересный. Большая часть сырья производится в Краснодарском крае, а овес завозят… с Алтая. Это прямая недоработка власти. Полторы тысячи тонн овса произвести для Динского района — это не проблема.
Однако получается так, что бизнес сам по себе, власть — сама по себе. Нужно вникать во все вопросы, взаимодействовать!
Резолюции — это очень серьезный труд специалистов. Указаны все резервы. На основании этих рекомендаций все районы должны составить программы по реализации возможностей, которые есть у них, и представить их в министерства, ЗСК, утвердить и работать над выполнением.
Что касается результатов первой проведенной конференции, то, как отметил заместитель губернатора края Игорь Галась, за первый квартал отмечен прирост по поступлениям в консолидированный бюджет края, причем за первые два месяца было снижение по поступлениям. Это один из самых ярких индикаторов изменений в лучшую сторону.
Наталья Кулакова
Фото: allalls.ru