На контроле ЗСК. Наши деньги
Прогноз консолидированного бюджета края на 2016 год по доходам составляет 247,7 млрд. руб., или 101 процент к бюджетному назначению текущего года.
Общий объем краевого бюджета предусмотрен в размере 194,4 млрд. руб., или 101 процент к уточненному бюджетному назначению текущего года. Налоговые и неналоговые доходы — 172,1 млрд. руб. (107,3 процента).
Объем безвозмездных поступлений — 22,3 млрд., в том числе из федерального бюджета — 22 млрд. руб.
Расходы
Всего расходы запланированы в объеме 193,6 млрд. руб., или 93,7 процента к плану 2015 года. Расходы ниже из-за нераспределения в полном объеме федеральных средств.
Предусмотрены средства на реализацию 27 государственных программ с объемом финансирования 184,8 млрд. руб.
В целом на финансирование программ социально-культурной сферы приходится 70 процентов расходов краевого бюджета.
Основные по объему финансирования расходы:
46,9 млрд. руб. — программа развития образования. Расходы предусматривают увеличение числа обучающихся и детей в детских садах
43,4 млрд. — развитие здравоохранения. Это больше плановых показателей текущего года на 2,5 млрд. руб.
35,6 млрд. руб. — программа социальной поддержки граждан. Рост к текущему году — 105,5 процента
3,8 млрд. руб. — программа развития культуры. Это 94,3 процента к плану 2015 года, остается открытым вопрос по ремонту сельских клубов и модернизации кинотеатров
3,1 млрд. руб. — программа развития физической культуры и спорта
Также запланированы:
Программа по развитию сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия — 6,4 млрд., из них федеральные средства (уже распределенные) — 3,3 млрд.
Господдержка промышленности — более 70 млн. руб. В основном — на уплату процентов по кредитам
Развитие дорог — 17,4 млрд. руб.
Обеспечение безопасности населения — 2,4 млрд. руб.
Выполнение майских указов президента по росту средней заработной платы — 15,5 млрд. руб.
Госдолг Краснодарского края
В течение года планируется погасить все обязательства со сроком исполнения в 2016 году по договорам кредитования, а также государственным ценным бумагам.
В 2016 году объем государственного долга края снизится на 3 млрд. руб., на конец текущего года он прогнозируется в размере 146 млрд. руб.
Заострил Игорь Галась и вопрос о поддержке личных подсобных хозяйств: он настаивает на том, что надо изыскать возможность увеличить ее до 700 млн. руб. Это востребовано у населения, хороший инструмент роста показателей и способствует социальной стабильности. Также, безусловно, не хватает средств на газификацию, водоснабжение, водоотведение, ремонт учреждений культуры. 67 млн. руб. выделяется на поддержку малого и среднего бизнеса — в текущем году выделено 600 млн. Этого мало, но за счет поддержки федерального бюджета планируется обеспечить помощь на уровне текущего года.
Оптимизация органов власти: в общем численность работников будет сокращена на 25 процентов. Экономия — около миллиарда рублей, очищенных от всех расходов, связанных с выплатой компенсаций.
О новых стройках в крае придется забыть — исключением станут только школы.
Владимир Бекетов поддержал высказанные предложения:
— Мы четко понимаем, что работаем в реальных условиях. Если не будем работать над наполнением бюджета, даже то, что запланировали, не сможем профинансировать.
Иван Артеменко, председатель комитета ЗСК по финансово-бюджетной и налоговой политике, отметил, что впервые представлен бездефицитный бюджет. Заемные средства будут привлекаться только на погашение кассовых разрывов и долговых обязательств края.
Один из резервов для наполнения бюджета — сокращение неэффективных налоговых льгот. Планируется провести их ревизию, не имеющие социального эффекта предлагается отменить. Нулевая ставка по налогу на имущество в отношении олимпийских объектов в 2014—2015 годах привела к потерям в бюджете в 15,6 млрд. руб. Они должны были быть возмещены за счет федерального бюджета.
АПК поддерживается серьезными ресурсами — 6,4 млрд. руб. Вместе с тем на развитие малых форм хозяйствования АПК запланировано 485 млн. руб., которые в основном пойдут на покрытие задолженности перед ЛПХ за сданную продукцию и теплицы, построенные в текущем и прошлом годах. Комитет предлагает увеличить финансирование ЛПХ до одного миллиарда рублей.
Также логично исключить из госпрограмм расходы на выполнение функций органов госвласти и подведомственных им учреждений.
Председатель контрольно-счетной палаты края Юрий Агафонов остановился на следующих моментах. Представленные прогнозы по доходам проанализированы, некоторые показатели в прогнозе недостаточно обоснованны. Вместе с тем имеются резервы для увеличения доходов за счет эффективного использования государственной собственности.
Результаты проверок говорят о том, что не всегда соблюдается принцип эффективности расходов.
Сергей Тимченко, председатель комитета ЗСК по вопросам имущественных и земельных отношений, отметил, что в проекте закона комитет не нашел ответов на три вопроса. Предложения: поддержать отмену льгот по налогообложению олимпийских объектов. Разобраться с льготами на имущество в многоквартирных домах. Изменения в программу приватизации внести в первом квартале — иначе не успеть ее реализовать.
Александр Полиди, профессор кафедры налогообложения и инфраструктуры бизнеса КубГТУ, остановился на качественных параметрах бюджета. Несырьевой дифференцированный характер экономики региона — большой плюс в современных условиях. Из минусов — высокая долговая нагрузка бюджета. Показатель бюджетных расходов на душу населения в крае почти в полтора раза ниже среднероссийского, хотя и лучший в ЮФО.
Целесообразно выделить программы, поддерживающие развитие промышленности, АПК, курортно-рекреационного и транспортно-логистического комплексов, а также возрождение рыбохозяйственного комплекса. Перспективна поддержка бальнеологии, медицинского и образовательного туризма, что позволяет использовать уникальные природно-климатические условия нашего края. Ученый предложил тестировать заложенные в программы расходы на предмет их целесообразности.
Владимир Бекетов прокомментировал:
— Госдолг края увеличился в текущем году прежде всего за счет того, что мы выполняли федеральные поручения — в том числе проводили «Формулу-1». Мы обратились в Правительство РФ — нам должны вернуть эти средства. Возврат направим на сокращение долга, и тогда появится возможность более маневренно подходить к финансированию обозначенных направлений. Социальная направленность бюджета — это хорошо. Но если мы не будем вкладывать в производство, у нас нечем будет поддерживать соцсферу.
Сергей Берлин, член экспертно-консультативного совета при комитете ЗСК по финансово-бюджетной и налоговой политике, привел цифры: отмена нулевой налоговой ставки на олимпийские объекты — это около 8,5 млрд. руб. Он предложил выйти в Госдуму с инициативой относительно уплаты налога на прибыль консолидированной группы налогоплательщиков: крупные компании платят налоги в Москве — Сбербанк, Роснефть. И тщательно подходить к анализу целесообразности трат по мероприятиям программ.
Владимир Бекетов согласился со всеми предложениями, кроме одного — о необходимости изменений по консолидированным плательщикам:
— Мы должны четко представлять, что бюджет Российской Федерации, грубо говоря, 13 триллионов рублей, из них 6 триллионов — нефтегазовые доходы. Цена на нефть сократилась. А если и на газ сократится? Будет достаточно неуютно. Нам надо не добиваться того, чтобы Роснефть платила на нашей территории, а думать, что предпринять, чтобы своя экономика работала более четко и устойчиво.
Олеся Баркова, председатель подкомитета Совета молодых депутатов края по финансово-бюджетной и налоговой политике, сделала акцент на необходимости особой поддержки малого и среднего бизнеса, АПК. В этом поможет открытие новых оптово-заготовительных рынков на территории всех муниципальных образований. Также молодые депутаты поддерживают отмену нулевой налоговой ставки на олимпийские объекты и предлагают направить средства именно на развитие ЛПХ.
Мария Толсторуцкая, ведущий специалист управления сельского хозяйства администрации Брюховецкого района, привела примеры обоснованности и эффективности вложения средств в поддержку ЛПХ и аграрного сектора в целом: эти деньги действительно работают.
— Будем принимать меры, чтобы увеличить финансирование поддержки ЛПХ до миллиарда, — сказал Владимир Бекетов. — Но поддерживать надо только тех, кто эффективно работает.
Депутат ЗСК Дмитрий Козаченко рассказал об экономии бюджетных средств на примере Славянского района.
Подводя итог, Владимир Бекетов отметил и необходимость внимания к развитию курортной сферы. В целом же бюджет готов для вынесения на рассмотрение 42-й сессией ЗСК.
Присутствующие поддержали председателя ЗСК.
Также на слушаниях был рассмотрен проект закона края «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования в Краснодарском крае на 2016 год». Судя по докладам директора Территориального фонда ОМС края Людмилы Морозовой и председателя комитета ЗСК по вопросам здравоохранения Елены Капцовой, заложены достаточные средства для оказания медицинской помощи населению края. В 2016 году планируется уйти от перекоса в сторону финансирования медицины высоких технологий и обратить наконец внимание на первичное звено: любое сокращение мест в стационарах возможно только после постановления ЗСК, особую поддержку получит скорая помощь, частные медклиники и кабинеты будут проверять на наличие «черных зарплат».